Тема урока «Объем прямой призмы»
Учитель: Алиева Цибац Гаджиевна
Предмет: геометрия 11 класс
Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы
Задачи урока:
образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.
развивающие: способствовать развитию умений и навыков решения задач с использованием данной формулы (решения задач ЕГЭ), развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес.
воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.
План урока
Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».
Актуализация опорных знаний учащихся
Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений
Контроль знаний
Подведение итогов. Рефлексия
Информация о домашнем задании
Ход урока
Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».
Цель: формирование мотива, желания работать.
Приветствие.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне бы хотелось взять высказывание Г. Галилея, но немного переделанное «Геометрия является одним из могущественных средств для воплощения в жизнь многих идей». («Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Г. Галилей»)
Актуализация опорных знаний учащихся
Цель: создание ситуации успеха путем проверки владения материала прошлых уроков
В ходе изучения стереометрии мы с вами сталкиваемся с изучением различных геометрических фигур. Какими? (параллелепипед, призма, пирамида, куб, цилиндр, конус, шар).
Мы научились решать задачи на нахождение площадей пространственных фигур и приступили к нахождению объемов некоторых многогранников. Каких? (объем прямоугольного параллелепипеда, объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник).
Перед учениками на партах лежат карточки, которые необходимо заполнить:
Заполните пропуски в предложениях.
- Равные тела имеют … объёмы.
- Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен … объёмов этих тел.
- Объем прямоугольного параллелепипеда равен … трех его измерений.
- Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению … на … .
Сформулируйте теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствия из нее. Ответы учеников (теорема: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений. Следствие 1: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту. Следствие 2: объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту).
Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать
тему и цель урока
Цель: сформулировать тему и цель урока.
-ребята, многое, с чем вы сталкиваетесь на уроках геометрии можно увидеть в жизни, в тех предметах, что нас окружают. Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому надеюсь, что настроение у вас приподнятое.
Вами были получены творческие задания, и сегодня мы посмотрим, обсудим и оценим то, что у вас получилось.
Творческое домашнее задание: ваш класс является неким конструкторским бюро. Ученики класса выступают в роли дизайнеров, которым необходимо создать красочные упаковки для подарков в виде многогранников.
Вопрос: какие многогранники вы выбрали для своих идей и почему?
Предполагаемые ответы учащихся: это разные виды призм; они удобны, устойчивы, для экономии пространства и т. п.
Вопрос учителя: Внимательно посмотрите на свои модели, какие это призмы? (прямые). А какую еще важную характеристику при изготовлении подарочной упаковки мы должны обязательно учитывать? (объем). Мы с вами заговорили о таком многограннике, как призма. Сможем мы найти площадь призмы? (да). А вычислить ее объем? (только для призмы, в основании которой прямоугольный треугольник или если это параллелепипед). Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься на уроке?
Ученики открывают тетради и записывают тему урока «Объем прямой призмы»
Изучение нового материала
Цель: изучить теорему об объеме прямой призмы.
Докажем теорему. Объём прямой призмы равен произведению площади основания на высоту. Сначала докажем теорему для треугольной прямой призмы, а затем – для произвольной. (Доказательство теоремы ведется с помощью беседы).
Дано: прямая призма
Доказать:
Доказательство
- прямая призма. Проведем высоту , которая делит на два треугольника . Плоскость разделяет данную призму на две призмы, основаниями которых являются прямоугольные треугольники . Поэтому объемы этих призм соответственно равны:
По свойству 2 (если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел)
Докажем теорему для произвольной прямой призмы с высотой и площадью основания S. Такую призму можно разбить на прямые треугольные призмы с высотой . Выразим объем каждой треугольной призмы по формуле и сложим эти объемы. Вынося за скобки общий множитель , получим в скобках сумму площадей оснований треугольных призм, т. е. площадь S основания исходной призмы. Таким образом, объем исходной призмы равен . Теорема доказана.
Физкультминутка
«Колечко» (упражнение для рук)
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному пальцу. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
А теперь закрыли глаза, мысленно нарисовали окружность, в этой окружности изобразили улыбку. Что получилось? И вот с таким настроением продолжаем работать.
Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений
Цель: выработать навыки решения задач с использованием формулы объема прямой призмы.
Задача 1. (устно) Найти объем прямой призмы с высотой 5см, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 4 и 6 см.
Решение: , = 12 (),
Задача 2. Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 4 м?
Решение: 20 мм = 0,02 м;
,
Задача 3. (В16) Найдите объем правильной шестиугольной призмы, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны
Решение: ,
Контроль знаний
Учащиеся проводят необходимые измерения своих моделей призм (подарочной упаковки) для вычисления их объема и данные заносят в таблицу:
Основание призмы (вид многоугольника) | Сторона основания (стороны) | призмы | призмы | |
| | | | |
Оценки выставляются учителем после проверки выполненной работы
Подведение итогов. Рефлексия
- Какие данные необходимо для вычисления объема прямой призмы?
Рефлексия. Светофор: красный цвет – мне было сложно и малопонятно,
желтый цвет – у меня не все получилось, но я доволен своей работой,
зеленый цвет – у меня все получилось, я доволен своей работой.
Информация о домашнем задании
П. 76, №663 (в – 1 уровень, г- 2 уровень), №664.
Литература:
Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.
Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013 г.
ЕГЭ – 2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013 (ЕГЭ 2014, ФИПИ)
ЕГЭ. Математика. Решение задач типа В: универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Ю.А. Глазков, И.К. Варшавский, М.Я Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/627554/
http://prizmas.ucoz.ru/photo/prizma/1-0-6