Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Объемное моделирование» составлена на основе Федерального государственного стандарта дополнительного образования в общеобразовательной школе. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.
Цели данной программы:
1. Личностные:
По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
-восприятия (целостности и структурности образа);
-внимания (концентрации и устойчивости);
-памяти (зрительной и кинестетической);
-мышления (пространственного, креативного).
2. Метапредметные:
Осваивать приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), давать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Предметные:
Предметно обсуждать понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отмечать связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Уметь работать с чертежами, объединением предметов в единое целое, уметь выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые действия по заданному алгоритму, уметь находить приемы решения заданий логического характера, уметь использовать знаково-символические средства для решения задач; строить ось симметрии, отображать фигуры относительно оси симметрии.
У учащихся будет сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рабочая программа составлена на 35 учебных часов (из расчёта 1 час в
неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ Лицея № 2 Купинского
района.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
«Объемное моделирование»
В результате освоения курса, по данной программе учащиеся научатся:
- общие сведения об истории декоративно-прикладного искусства;
- правила организации рабочего места и трудового процесса;
- технические требования к обработке деталей из различного материала;
- способы и технологические приемы обработки деталей изделий;
- технологические режимы, правила и приемы влажно - тепловой обработки деталей изделий;
- виды и характеристику используемых клеевых материалов;
- правила и приемы обработки деталей изделий с использованием клеевых материалов;
- последовательность выполнения работы;
- виды ремонта изделий;
- технологические способы и приемы ремонта швейных изделий из разных тканей.
На основе полученных знаний учащиеся получат возможность научиться:
- правильно организовать рабочее место и трудовой процесс;
- использовать безопасные приемы работы с инструментами и оборудованием;
- выполнять ручные, машинные стежки и швы различных видов;
- обрабатывать детали в соответствии с технологическими требованиями;
- выполнять влажно-тепловую обработку деталей;
- применять клеевой метод обработки деталей.
Личностные и метапредметные результаты:
В результате изучения курса «Объемное моделирование» в школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Объемное моделирование»:
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научится:
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговые и пошаговые действия;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск нужной картинки вИнтернет;
- рассуждения об изготовленном предмете.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в рабочем процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
-расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-знакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-знакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достигать оптимального для каждого уровня развития;
-формировать навыки работы с информацией.
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
- учебные группы формируются по возрасту;
- учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
- в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
-знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
- обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
- знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
- обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
- объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
В состав программы входят следующие части:
-теория техники моделирования;
- практические задания;
- знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
- умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
- техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
- наглядные пособия и оборудование;
-межпредметные связи.
Содержание курса
Введение. Инструктаж по ТБ.
1.Введение. Инструктаж по ТБ.
Плоскостные композиции (13ч.)
2.Плоскостные композиции
3.Моделирование из бумаги
4.Экскурсия в школьный сад. Осенний пейзаж: формы, очертания, окрас и т.д.
5.Ветви деревьев( берёзовые и кленовые) Изготовление деталей по шаблону
6.Итоговое оформление композиции «Ветви».
7.Солнышко. Анализ. Изготовление деталей модели.
8.Солнышко. Итоговое оформление модели.
В мире животных. Животный мир нашего края.
9.Модель « Лисица». Приёмы и технологии изготовления модели.
10.Модель « Лисица». Работа по шаблону.
11.Итоговое оформление модели « Лисица».
12.День Матери. Изготовление поздравительной открытки.
13.Итоговое оформление открытки.
Объёмное моделирование (13ч.)
14.Объёмное моделирование
15.Моделирование новогодних игрушек
16.Модель «Конфета» Приёмы и способы изготовления.
17.Модель «Конфета» Украшение. Итоговое оформление.
18.Модели «Ёлка», «Шар». Изготовление модулей
19.Изготовление моделей «Ёлка», «Шар».
20.Итоговое оформление, украшение моделей.
21.Объёмные геометрические фигуры
22.Какие бывают фигуры. Различие между плоскостными и объёмными фигурами.
23.Квадрат. Куб. Изготовление развёртки куба.
24.Куб. Приёмы склеивания.
25.Пирамида. Изготовление развёртки.
26.Итоговое оформление модели «Пирамида».
Декоративно-прикладное искусство (4ч.)
27.Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
28.ДПИ. История ДПИ.
29.Техника выполнения.
30.« Собака»
31.«Тюльпан»
Аппликации (4ч.)
32.Аппликация. Техника выполнения. Какие бывают аппликации.
33.Аппликация из полосок и скрученных салфеток.
34.Проект «Весна» Составление плана и изготовление деталей
35.Выставка « Очумелые ручки»
Программа по курсу “ Объемное моделирование”
№ | Наименование темы | Количество часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Плоскостные композиции | 13ч |
3 | Объёмное моделирование | 13ч |
4 | Декоративно-прикладные композиции | 4ч |
5 | Аппликации | 4ч |
Итого: | 35ч |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | Фактическая дата |
Введение. Инструктаж по ТБ (1ч.). |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | Выявление личностных качеств личности | Освоить приемы коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, | Предметно обсуждать понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей | |
Плоскостные композиции (13ч.) |
2 | Плоскостные композиции | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
3 | Моделирование из бумаги | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
4 | Экскурсия в школьный сад. Осенний пейзаж: формы, очертания, окрас и т.д. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
5 | Ветви деревьев( берёзовые и кленовые) Изготовление деталей по шаблону | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
6 | Итоговое оформление композиции «Ветви». | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
7 | Солнышко. Анализ. Изготовление деталей модели. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
8 | Солнышко. Итоговое оформление модели. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
9 | В мире животных. Животный мир нашего края. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
10 | Модель « Лисица». Приёмы и технологии изготовления модели. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
11 | Модель « Лисица». Работа по шаблону. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
12 | Итоговое оформление модели « Лисица». | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
13 | День Матери. Изготовление поздравительной открытки. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
14 | Итоговое оформление открытки. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
Объёмное моделирование (13ч.) |
15 | Объёмное моделирование | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
16 | Моделирование новогодних игрушек | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
17 | Модель «Конфета» Приёмы и способы изготовления. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
18 | Модель «Конфета» Украшение. Итоговое оформление. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
19 | Модели «Ёлка», «Шар». Изготовление модулей | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
20 | Изготовление моделей «Ёлка», «Шар». | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
21 | Итоговое оформление, украшение моделей. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
22 | Объёмные геометрические фигуры | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
23 | Какие бывают фигуры. Различие между плоскостными и объёмными фигурами. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
24 | Квадрат. Куб. Изготовление развёртки куба. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
25 | Куб. Приёмы склеивания. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
26 | Пирамида. Изготовление развёртки. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
27 | Итоговое оформление модели «Пирамида». | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
Декоративно-прикладное искусство (4ч.) |
28 | Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
29 | ДПИ. История ДПИ. Техника выполнения. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
30 | « Собака» | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
31 | «Тюльпан» | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
Аппликации (4ч.) |
32 | Аппликация. Техника выполнения. Какие бывают аппликации. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
33 | Аппликация из полосок и скрученных салфеток. | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
34 | Проект «Весна» Составление плана и изготовление деталей | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
35. | Выставка « Очумелые ручки» | 1 | Способность укрепить внимание, память, мышление | Умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции | Выполнять и оценивать гармонию и красоту, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. | |
Итого: | 35 | | | |
| | | | |
| | | | | | |
Работа с бумагой |
| Вводное занятие. История создания бумаги. Инструменты и материалы, применяемые в работе с бумагой. Техника безопасности при работе. | | | | | |
| Аппликация. Осенний натюрморт | | | | | |
| Бумажная живопись. Выполнение композиции на осеннюю тематику. | | | | | |
| Оригами. Условные изображения, принятые в оригами. Базовые формы-заготовки. Основные правила в работе. | | | | | |
| Театр игрушек «Сказка о глупом мышонке». Работа в технике оригами. | | | | | |
| Модульное оригами. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы. | | | | | |
| Треугольный модуль. Итоговая работа Клубничка. | | | | | |
| Модуль «Трилистник» Итоговая работа Подснежники. | | | | | |
| Узоры из бумаги. Что такое выцинанка? Техника вырезания. Как сложить бумагу. Наклеивание. | | | | | |
| Снежинки и звездочки. Цветы и папоротники. | | | | | |
| Открытки к праздникам. Как сделать открытку. Оригинальное поздравление. Выбор сюжета. Элементы оформления. | | | | | |
| Квиллинг. История квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Основные приемы работы с бумажными лентами. Формы. | | | | | |
| Цветочные мотивы. Работа в технике квиллинг. | | | | | |
| Художественное моделирование из бумаги. | | | | | |
Декоративно-прикладное искусство |
| Вводное занятие. Виды материалов для ДПИ. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы для ДПИ. Порядок работы. Лепка простых элементов. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. | | | | | |
| Пластилин. Виды работы пластилином. Рисуем пластилином. | | | | | |
| Рисунок стекой по пластилину. Зимние фантазии | | | | | |
| Аппликация из пластилина. Корзина с цветами и фруктами. | | | | | |
| Рисунок жгутиками.или шариками по пластилину. Елочка. | | | | | |
| Барельеф. | | | | | |
| Объемная лепка. Фантазийные фигурки | | | | | |
| Вводное занятие. Виды материалов для лепки. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы для лепки. Порядок работы. Лепка простых элементов. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. | | | | | |
| Пластилин. Виды работы пластилином. Рисуем пластилином. | | | | | |
Техника изонить |
| Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов». | | | | | |
| Заполнение простых фигур. Окружности. Практическая работа: «Заполнение окружностей» | | | | | |
| Комбинации из углов и окружностей. Выполнение композиции. «Рыбки», «Одуванчики». | | | | | |
| Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов». | | | | | |
Итого: | | | | | |
Для реализации программы по курсу « Объемноемоделирование” необходимы следующие условия:
1) Материально-технические условия:
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудованиямогут использоваться компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися CD-ROM, Internet- материалами работы.
2) Методические условия:
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
- кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок.
1. | | Ознакомиться со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества. Познакомиться с основными видами работ из бумаги (вырезки, оригами, аппликация, объемное конструирование) | | | |
2. | | Рассмотреть основные направления аппликации. Иметь представления о видах ручного труда. Учиться разнообразным техникам аппликации. | | | |
3. | | Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; | | | |
4. | | Познакомить детей с базовыми формами: книжка, треугольник, дверь, блин, воздушный змей. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью расования или аппликации. | | | |
5-6. | | Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.). Обладать базовыми компетенциями: умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности; для решения простейших задач; для выполнения различных действий с бумагой. | | | |
7. | | Учить читать технологическую карту. Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед. Учить читать схемы. | | | |
8-9. | | Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника. | | | |
10-11. | | Совершенствование трудовых умений. Формирование культуры труда. | | | |
12. | | Освоениие различных техник работы с бумагой. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. | | | |
13-14. | | Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой. | | | |
15-16. | | Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой. | | | |
17. | | Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать умения следовать устным инструкциям. | | | |
18-19. | | Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. | | | |
20-21. | | Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п. | | | |
Лепка. |
УУД Знакомить детей с основными видами лепки; Формирование умения следовать устным инструкциям; Формирование художественно-пластических умений и навыков работы с пластилином; Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения. Способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; Формировать эстетический и художественный вкус. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Способствовать совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда, аккуратности, бережного и экономного использования материала, содержания в порядке рабочего места. |
22. | Вводное занятие. Виды материалов для лепки. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы для лепки. Порядок работы. Лепка простых элементов. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. | Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. | | | |
23. | Пластилин. Виды работы пластилином. Рисуем пластилином. | Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их. | | | |
24. | Рисунок стекой по пластилину. Зимние фантазии | Учить детей использовать в работе с пластилином стеку. | | | |
25. | Аппликация из пластилина. Корзина с цветами и фруктами. | Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов. | | | |
26-27. | Рисунок жгутиками.или шариками по пластилину. Елочка. | Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным). | | | |
28. | Барельеф. | Учить детей использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов. | | | |
29-30. | Объемная лепка. Фантазийные фигурки | Закреплять умения детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным). | | | |
Техника изонить. |
УУД Расширять знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе Развивать навыки владения иголкой, ниткой, шилом, работу с трафаретом Способствовать развитию глазомера, остроты зрения, координации движений рук под контролем глаз Способствовать развитию умения сотрудничества со сверстниками в процессе создания изделия Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций Освоить понятие «зеркальное изображение» Воспитание трудолюбия усидчивости, терпения, внимательности, старательности и развитие эстетического вкуса. Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; Формирование чувства удовлетворения от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование умения анализировать и оценивать результаты собственного труда и труда своих товарищей Повышение грамотной речи и общей культуры учащихся |
31. | Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов». | Познакомить учащихся с новым видом художественной деятельности «изонить». | | | |
32. | Заполнение простых фигур. Окружности. Практическая работа: «Заполнение окружностей» | Закреплять знания направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае. Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, учить подбирать цвет к фону. Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. | | | |
33-34. | Комбинации из углов и окружностей. Выполнение композиции. «Рыбки», «Одуванчики». | Обучать плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. | | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НОГО ПРОЦЕССА.
Материально – техническое обеспечение программы.
Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, шило, иголка швейная, нитки для вышивания, клей ПВА.
Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы, классная доска.
Материалы и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения остаются в школе и используются как демонстрационный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Декоративно-прикладное искусство и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Декоративно-прикладное искусство в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Декоративно-прикладное искусство” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки ДПИ в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8. Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.
Дай Нгуен, «Мастер оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.
Г.И. Долженкео3, «100 оригами» - Ярославль, издательство Академия холдинг, 2000.
С. Соколова, «Театр оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.
И. Хананова, «Соленое тесто» - Москва, издательство «Аст-Пресс», 2010.
Перевод с польского М. Прушковской, «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов» - Москва, издательство Мой мир, 2006.
Стейси Морган, «Научитесь лепить подарки» - Минск, издательство Попури, 2003.
Н. Соколова-Кубай, «Узоры из бумаги» - Тверь, издательство Культура и традиции, 2006.
Т. Проснякова, «Забавные фигурки. Модульное оригами» - Москва, издательство «Аст-Пресс книга», 2010.
Х. Уолтер, «Популярный квиллинг» - Москва, издательство «Ниола-Пресс».
С. Букина, М. Букин, «Квиллинг» - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2011.