Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей младшего школьного возраста «Мои первые шаги в науку»
Номинация: «Птицы – наши друзья»
Тема работы: «Оберегайте птиц!»
Творческий исследовательский проект
Авторский коллектив: обучающиеся 4-В класса
МБОУ «Амвросиевская школа № 6»
Амвросиевского района
Руководитель: Ковальчук Анна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Амвросиевская школа № 6»
Амвросиевского района
2021г
ОБЕРЕГАЙТЕ ПТИЦ ОТ БЕДЫ.
Введение
Состояние жизни на планете Земля вызывает глубокую тревогу и озабоченность нашей экологии. Человечество все чаще переживает кризисы, катастрофы, катаклизмы, в том числе экологические. Источником нестабильности планетарной экосистемы выступает углубление конфликта между Природой и Обществом, Природой и Человеком. Не осознавая единство Природы и Человечества, человек относится к природе отчужденно, а деятельность его потребительская. Природные ценности - не неисчерпаемы и не безграничны. Пренебрежительное отношение к ним приводит к постепенной их потери. Активный поиск путей выживания и устойчивого развития цивилизации показал, что решающее значение имеет экологическое воспитание молодого поколения, способного гармонично сосуществовать с природой, рационально использовать и воспроизводить ее богатства, психологически готового оберегать природу. Экологическое воспитание предполагает воспитание таких учеников, которые видели и понимали свое единство с природой, переживали и беспокоились о сохранении и приумножении окружающей среды, бережно относились ко всему живому, что их окружает в природе. Оно имеет большое влияние на ребенка, потому что зарождает в маленькой душе добро, человечность, любовь к природе, потребность приумножать красоту родного края и оберегать ее.
Природе уже не в силах самой залечить раны, нанесенные человечеством. И сегодня такое положение ведет к экологическому кризису. Подрастающее поколение следует умело приучать беречь природу, потому что «Беречь природу - значит беречь Родину».
Именно в школьные годы формируется мировоззрение, характер, привычки, отношение к окружающему миру, где не последнее место занимает и отношение к природе. Гармоничное общение детей с природой в дальнейшей жизни не позволит им необдуманно сорвать цветок, сломать дерево или уничтожить гнездо птички.
Дети в начальных классах, по словам В. А. Сухомлинского, больше чувствуют, чем понимают. Именно поэтому их нужно «приобщать» к природе через дела, чтобы это проходило через их сердца, задевало чувства. На этом и строится наш проект.
Основная часть
Цель:
-
углубить и расширить знания детей о птицах;
-
развивать познавательные интересы к окружающей среде;
-
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
-
формировать качества личности, способствующие активности, неравнодушия к окружающей среде, экологическим проблемам;
-
повысить уровень экологической культуры подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты:
-
приобретение навыков исследователей;
-
воспитание чувства милосердия, доброты;
-
воспитание активной жизненной позиции;
-
формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, систематизировать материалы, делать выводы;
-
совершенствование умений презентовать результаты исследований;
-
умение быстро и эффективно искать информацию, критически и компетентно оценивать информацию, умение правильно и творчески использовать данные для решения проблем
Гипотеза: численность птиц можно сохранить если:
-
не мусорить жвачками и другими вещами, которые убивают;
-
постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым помогая им пережить холодный период года, когда им трудно находить пищу;
-
делать дома для них и не разрушать их гнезда.
Этапы реализации проекта:
I этап - предпроектная деятельность.
1. Определение проблемной задачи.
2. Выбор методов и приемов исследования:
1) наблюдение;
2) сбор информации;
3) работа в Интернете;
4) обработка собранной информации;
3. Разработка плана исследования:
1) сбор данных с использованием научной литературы, интернет ресурсов;
2) анализ и обработка полученных данных;
4) составление стихов и рассказы на заданную тему;
5) рисования рисунков о птицах;
6) изготовление кормушки;
7) путешествие по страницам журнала «Юный натуралист»;
8) фото экспозиция;
9) подбор загадок, пословиц, примет о птицах;
II этап - исследовательская деятельность.
1) сбор данных о зимующих птицах ДНР и птиц, занесенных в Красную книгу;
2) анализ, обработка и презентация полученных данных;
3) создание «Птичьего дозора»;
4) изготовление кормушек и развешивание их. Операция «Кормушка»;
6) рисования рисунков: «Помощь птицам зимой»;
7) подбор загадок, пословиц, примет о птичках;
8) путешествие по страницам журнала «Юный натуралист»;
9) фото экспозиция;
III этап - презентация полученных результатов.
Творческий отчет «Мы птицам помогли, мы их от гибели уберегли».
«Природа - колыбель детской мысли и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел эту школу детского мышления»
В. А. Сухомлинский
Материалы проекта могут быть использованы на уроках, экологического воспитания.
Творческий отчет о проекте
Страницы альманаха:
1. Обращение к учащимся класса.
2. «Птичий дозор» отчитывается ...
3. Библиотечная страница.
4. Всегда найдутся неравнодушные люди ...
5. Наши наблюдения.
6. Перспектива экологического исследовательского проекта.
7. Приложения.
Поможем птицам, люди!
Они ведь так малы,
Давайте не забудем
Их в долгий день зимы.
Обращение к учащимся класса.
Птицы - неотъемлемая часть природы. Можно ли представить себе весну без звонкой песни жаворонка или весенний лес без кукования кукушки! Птицы - голос наших лесов, полей, гор, пустынь, дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков, перелетать через пустыни и моря.
Но птицы не только украшают нашу жизнь, они помогают людям бороться за лучший урожай. Они наши помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредителей. И уж так сложилось, что помогая нам, они сами нуждаются в помощи и поддержке. Особенно помощь нужна им зимой, когда трудно добывать корм, и они часто погибают от голода и холода.
Зимовка птиц связана с трудностями добывания необходимой пищи. Это обусловлено уменьшением количества пищи и меньшей возможностью добыть ее при наличии снежного покрова, замерзанием большинства водоемов. Птицы зимой боятся не холода, а голода. Тех запасов, которые были сделаны осенью, не хватает. Поэтому и гибнут птицы в сильные морозы. [2]
Некоторые из наших зимующих птиц (воробьи, галки, вороны, грачи) держатся вблизи жилья людей и питаются различными отходами. Большинство отходов со стола спасают жизнь не одной птице: недоеденная каша, картофель, крошки белого хлеба, ягоды из компота, крошки сыра и тому подобное. Охотно птицы будут клевать и кусочки жира, маргарина, сала. Синицы легко справятся и с твердой скорлупой семян арбуза, дыни, тыквы, кабачка. Это семена нужно промыть теплой водой и высушить. Жирные семена подсолнечника можно воткнуть рядом с кормушкой. Если нет овса и проса, птиц можно кормить овсянкой и пшеном. Любят птицы различные сухофрукты и грибы. А еще большой сюрприз для птиц, если они будут червивыми. Смотреть приложение 1 «Кто зимует с нами».
Но подкармливая птиц надо помнить, что черный хлеб набухает в клювиках птиц и может вызвать их гибель. Корма должны быть несоленые, так как соль для птиц - яд. Смотреть приложение 2: «Поможем зимующим птицам».
Помочь птичкам совсем не сложно. Для этого не требуется огромных усилий, много времени и других расходов, это требует только доброго сердца, милосердия, любви к окружающему миру и желание помогать.
Мы предлагаем вам приобщиться к этому доброму делу - заботе о птицах и всех приглашаем принять участие в проекте «Оберегайте птиц от беды». А проектным девизом пусть станут слова:
Жалейте птиц, они не оскорбятся жалостью.
Поймите птиц, пожалуйста.
Как жить зимой без червяка и мошки?
Бросайте птицам крошки. Помочь певцам,
Покуда вьюги не растаяли! Ведь птицы гибнут стаями…
Владимир Маяковский
А начнем свою деятельность с составления памятки «Чем кормить птиц зимой», которую распространим среди учеников нашей школы. Смотреть приложение 3: памятки.
Мы делаем доброе дело. И мы хотим обратить ваше внимание на то, что птицы гибнут не только от голода и холода. Иногда причиной их гибели становятся именно люди. Намеренно или нет, но люди теряют птиц.
Знаете ли вы, что птички умирают от жевательной резинки. Они ошибочно принимают за еду брошенную на землю жвачку. Резинка прилипает к клюву, не проходит через пищевод, а если птичка все же умудрится проглотить ее, прекращается нормальная работа желудка. Пернатые друзья не могут ни есть, ни пить и погибают мучительной смертью.
Бывают такие случаи, когда отдельные ученики издеваются над животными и птицами. Они не понимают, что их поведение не мужественное и смелое, как они считают, а жестокое. Сильный и смелый человек всегда хороший. Доброту и мужество должен выработать каждый из нас. И прежде чем сделать что-нибудь злое, замахнуться на что-то или кого-то, стоит вспомнить слова: «Осторожно, жизнь!»
Птицы - это наши друзья, а мы с вами должны быть друзьями птицам. Оберегать их, помогать им должен каждый сознательный человек.
«Птичий дозор» отчитывается ...
Когда мы услышали о том, что жвачка убивает птиц, мы решили организовать «Птичий дозор». Мы стали часовыми дозора. Задача перед нами стояла следующая: сделать открытки – предупреждение, распечатать их и распространить среди жителей микрорайона и учащихся школы. Картинку мы использовали с сети Интернет, с этого сайта: http://joyreactor.cc/post/276388 текст вписали свой. Затем напечатали по несколько листовок и принесли в школу. Мы предложили ребятам нашего класса тоже стать часовыми дозора. Все согласились и у кого есть компьютер, и печатающее устройство помогли распечатать листовки. Когда мы собрали все напечатанные картинки и разрезали их, то получили большое количество листовок. [3]
Так мы начали рейды «Птичьего дозора».
Сначала открытки получили ученики нашей школы, а потом мы раздавали их прохожим, клали в почтовые ящики, расклеивали на дверях подъездов, магазинов. Договорившись с владельцами ближайших магазинов, мы поместили листовки у витрин со жвачками, чтобы покупатели обращали внимание на эту информацию.
Мы также обратились в редакцию местной газеты с просьбой напечатать в ней открытку, чтобы как можно больше людей знало об этом. Помогали нам в этом деле наши родители. Мы очень надеемся, что этими действиями мы действительно помогли птицам.
Знакомьтесь - зимующие птицы (библиотечная страница).
Покормите, люди, птиц зимой суровой,
Хлеба покрошите, киньте им зерна,
И тогда весною - покажется зима!
Мы подготовили для учащихся нашего класса сообщение и презентацию о зимующих птицах нашего края и презентовали свою работу на уроке «Окружающий мир».[4]
Цели презентации:
-
обратить внимание на поведение и повадки птиц;
-
объяснить, как им голодно зимой и, что именно, поэтому, они прилетают ближе к людям, надеясь найти больше пищи;
-
предложить покормить птиц и понаблюдать, как они клюют корм;
вспомнить, зимующих птиц нашего края.
Началась зима со снегом и морозам и для птиц, как представителей дикой фауны наступают нелегкие времена. Зима сложный период в жизни птиц. Это касается, прежде всего, мелких насекомоядных птиц - синиц, поползней, пищух, которые не улетают в теплые края, а зимуют в городе. Из-за холодов и снегопадов им становится очень трудно добывать корм. Им страшны не морозы, а отсутствие пищи.
Некоторые улетает в теплые и богатые кормом края, а те, которые остались зимовать требуют наибольшей помощи. С наступлением зимы для птиц, которые не улетают в южные страны, наступают тяжелые времена: голод и холод.
Донбасс богат видами зимующих птиц. В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синицы, пищухи, поползни, сойки. Не оставляет зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда - вкусная сосновая хвоя. А тетерев и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника [5].
У нас зимуют разные птицы. Есть «зимующие», которые живут с нами летом и зимой. Например: воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки. А есть птицы - гости, их еще называют «кочевые». Эти птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости - это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! И корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябиной. Клесты - шишками, а чечетки - семенами. Для них наши края как курорт. Оказывается, мы с вами зимой на курорте живем! А мы и не знали! Давайте просто поможем этим бедным существам выжить.
Для этого достаточно вывесить за окном, на балконе, в парке, возле дома обычную кормушку. Существует миллион разновидностей таких кормушек, и можно самостоятельно сделать простейшую из них. Для этого пригодится пустой пакет из-под кефира или сока, пластиковая бутылка и другие емкости. В них нужно сделать внизу отверстие для залета птиц, верхушку проткнуть проволокой и привязать к ветке.
Кормом для птиц могут быть не жареные тыквенные или подсолнечные семечки, отходы со стола - кусочки сыра, мяса. Можно подвешивать несоленое сало. Именно, несоленое сало, ведь соль для птиц очень вредна и может привести к их гибели. Охотно они едят также белый хлеб (черный для них вреден).
Приглашаем всех небезразличных к природоохранной работе.
Всегда найдутся неравнодушные люди ...
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Начало зимы. Первые заморозки. Первый снег белым покрывалом укрыл землю, защищая и согревая ее до весны, одел деревья в белые шубы. Но вместе с этим под снегом оказались остатки пищи, которые так нужны птицам. Именно по этой причине часть зимующих птиц погибает, не доживая до весны. Чтобы хоть как-то помочь птицам перезимовать, мы решили изготовить для них кормушки. Для этого принесли из дома пустые картонные упаковки из-под молока и сока, вместе с учителем чисто их вымыли и оставили высыхать. Хорошо просушенные коробки мы обклеили и украсили. После этого с одной стороны каждой упаковки вырезали «дверь», под которыми сделали небольшой сквозное отверстие по размеру веточки. В это отверстие мы вставили веточку, так называемое сидельце. В середину коробки насыпали корм, а к верхушке прикрепили проволоку и подвесили на деревья возле школы. Кормушки готовы. «Добро пожаловать, птицы! Приятного аппетита!»
Но на этом наше доброе дело не закончилось. Ведь нужно помочь как можно большему количеству птиц, а не только тем, что живут возле школы. И тогда мы вместе с учительницей решили привлечь к этому делу как можно больше людей. Мы с помощью учителя и родителей изготовили специальные буклеты, в которых рассказывается о проблемах зимующих птиц, и как мы можно решить эти проблемы. Это была трудоемкая работа. Мы сочиняли стихи и рисовали рисунки для буклета.
Мы распространили эти буклеты среди жителей микрорайона и рассказали об этом родителям. Родители откликнулись: вместе мы сделали кормушки и повесили их в своих дворах и возле многоэтажек.
Некоторые знакомые, друзья и соседи, глядя на нас, сделали тоже самое. Ведь всегда найдутся небезразличные люди ... Надо только напомнить им, что кому-то нужна помощь.
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок…
.
Наши наблюдения
Дети, птичек берегите
И почаще их кормите.
После того, как кормушки были развешены, мы ежедневно клали в них пищу и начали наблюдать за пернатыми гостями. Очень быстро мы выяснили, что зимующие птицы постоянные гости кормушек.
Нашей задачей было: каждый день отмечать в «Дневнике наблюдений» температуру воздуха; подсчитывать количество птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.
Дата | Темпера тура воздуха | Количество птиц у кормушки | Корм | Какие именно птицы прилетали |
22.11.2021 | 0 | 5 | Семечки подсолнечника, хлебные крошки, рис. | воробьи, голуби |
23.11.2021 | 0 | 6 | Пшено, семечки арбузные, гречка | синицы, воробьи |
24.11.2021 | - 2 | 7 | Сало, хлебные крошки, пшено. | синицы, воробьи |
25.11.2021 | - 3 | 6 | Хлебные крошки, рис, сало. | голуби , синицы, воробьи |
26.11.2021 | - 5 | 8 | Овсяная крупа, семечки подсолнечника, тыквы, арбузные. | синицы, воробьи, голуби |
После недельных наблюдений и анализа записей мы пришли к выводу, что чем ниже температура воздуха, тем больше птиц прилетает к кормушке. Таким образом, подтверждается гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем их численность.
Во время наблюдений мы также выяснили, насколько точными являются некоторые пословицы и загадки о птицах, как:
Пословицы
Не велика птица, да коготок востёр.
Каждая птица – хозяйка своего гнезда
Всякая птица свою песню поёт.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Всякая птица своим носом сыта. [1]
Загадки
Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках — хохолки! (Свиристели.) | Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) |
Птичка-невеличка, Воробью сестричка: Сама мелковата, Животиком желтовата. (Синица) Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ... (Воробей) | Что за птица Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У нее птенцы в гнезде? (Клест.) Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам новость хочет? (Сорока.) |
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь) | Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона) |
Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка) | Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) |
Мы знаем, что зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Мы сделали вывод, что все же первыми инициаторами этой традиции были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое – чем поживиться – различные пищевые отходы, либо то, что плохо лежит. Мы наблюдали, что даже типично лесные птицы тянутся к жилью человека. Голод не тетка и он вынуждает на определенное время забыть о естественной осторожности. Птицы доверяют человеку. Смотреть приложение: 8 презентация «Кого мы можем встретить на кормушке.
Было очень интересно наблюдать за поведением птиц. Они, как люди. Есть вежливые и воспитанные, не берут лишнего, а лишь столько, сколько им нужно. Это синичка. Она возьмет зернышко, улетит в сторону и расклевывает - аккуратно, не спеша, так сказать «интеллигентно». И человеку есть чему у нее поучиться. А воробей - полная противоположность синицы. Шумный, не вежливый, не опрятный, жадный. Свое еще не съел, а уже на еду других посягает. И еще не столько съест, сколько разбросает и наделает вокруг себя беспорядка.
Проведя наблюдения, мы пришли к выводу, сытой птичке мороз не страшен. Надо только не забывать вовремя, подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке птиц.
Нам было очень приятно наблюдать за результатами рейда «Птичьего дозора». Ответом на наши усилия стало размещение в школе ящиков для сбора использованных жвачек с надписями «Друг! Жвачку брось сюда. Птичьи жизни сохрани!» А количество собранных жвачек дает надежду на подтверждение гипотезы: численность птиц можно сохранить, если не мусорить жвачками и другими вещами, которые убивают их.
Проанализировав исследования, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем городе рядом с людьми живут: воробьи, голуби, синицы, сороки, галки; вороны, прилетают подкормиться снегири и свиристели.
2. Зимуют в наших краях не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.
3. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
4. Количество птиц, живущих во дворе летом больше, чем зимой, потому что летом во дворах есть корм, а зимой птиц во дворах’ надо подкармливать.
5. Птицы - это наши друзья, а мы должны быть друзьями птицам, оберегать их, помогать им должен каждый сознательный человек.
Учительница предложила нам нарисовать и описать все, что мы видели во время наблюдений. Смотреть приложения: 9 презентация «Наши наблюдения» https://drive.google.com/drive/folders/1TItuZhv2Sce2rtDuAxU2xWG26gBJBXyO?usp=sharing
Заключение
Перспектива проекта
Вскоре зимние проблемы останутся позади, а им на смену придут весенние. Приближается время массового прилета птиц.
Мы уже знаем, что птиц надо охранять, привлекать их в сады, леса и на поля, заботиться об увеличении их количества. Способов привлечения птиц много, они разнообразны. Но самый доступный и эффективный - устройство искусственных гнездовий.
Многие птицы гнездятся в дуплах деревьев, и в то же время дупел, особенно в молодых лесах, немного. С этой целью развешивают скворечники, синичники, дуплянки. Гнездовья делают из чистых, не смолистых досок, отверстие делают в верхней части. Это делают для того, чтобы кошки не могли лапой достать до гнезда. Гнездовья прочно пристраивают к деревьям.
Птиц можно привлечь для гнездования в насаждениях искусственным сгущением ветвей, посадкой густых кустов - калины, шиповника.
Дневных хищных птиц привлекают на поля, выставляя высокие шесты с перекладинами сверху, на которых те любят сидеть. Многих птиц привлекают кучи камней, земли, небольшие водоемы.
А сейчас самое время заняться сооружением домиков для птиц. Конечно, мы еще маленькие для такой работы и без помощи родителей нам с этим справиться. Обратимся за помощью к своим близким. Минимальные затраты окупятся сторицей: наши урожаи на садовых и огородных участках будут защищены птицами от вредителей. А как приятно, после зимы услышать веселый птичий гомон, пение соловья, увидеть кульбиты синиц, наблюдать, как еще робкие птенцы все смелее смотрят на мир, а затем выбираются из гнезда и начинают летать! [6]
Не лишайте себя и своих близких приятных моментов жизни!
Помогайте птицам! Они сторицей отблагодарят вас.
Успехов вам в ваших добрых делах!
Список литературы
-
В. Дмитриева. «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» Для начальной школы. ЛитРес. Издательство: «АСТ» 2009г. 256с.
-
Красная книга Донбасса. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://vsednr.ru/tag/krasnaya-kniga/
-
Листовка «Знаете ли вы?» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://joyreactor.cc/post/276388
-
Он-лайн журнал «Юный натуралист» [Электронный ресурс] – Режим доступа www.unnaturalist.ru
-
Приказ Госкомэкополитики при Главе ДНР № 147 от 13.03.2020г. Утверждение Перечня (списка) объектов животного и растительного мира для включения в Красную книгу Донецкой Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://gkecopoldnr.ru/normative-base/2020/prikaz-N147-130320.pdf
-
Пробуждение весны- пение птиц [Электронный ресурс] – Режим доступа
https://youtu.be/27dOfN4GhCI
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Памятки
Приложение 4
Презентация «Птичий дозор»
(Фото - альбом)
Приложение 5
Презентация «Зимующие птицы»
Приложение 6
Презентация «Операция Кормушка»
Приложение 7
Презентация «Моя кормушка»
Приложение 8
Приложение 9
Презентация «Наши наблюдения»