Обеспечение достижения метапредметных результатов реализации ФГОС в обучении английскому языку
В современном мире дети уже с самых первых лет в школе должны быть всесторонне развитыми. А это требует от учителей инновационных решений, использования новых средств обучения и современных технологий, а также постановки все больших целей для развития у детей различных компетенций.
Таким образом, курс английского языка в начальной школе предполагает следующие цели: (СЛАЙД 1)
Формирование умений общаться на английском языке с учетом знаний, потребностей и интересов младших школьников;
Освоение элементарных лингвистических представлений;
Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр с использованием английского языка;
Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений в процессе изучения английского.
Так в курсе предмета английский язык достигаются определенные личностные, предметные и метапредметные результаты.
Для достижения этих результатов современный учитель использует различные средства и приемы. В данной презентации рассмотрим приемы для достижения метапредметных результатов согласно следующей условной классификации
Положительное отношение к предмету: (СЛАЙД 2)
Средства:
Ситуация успеха (чтобы показать детям, что они знают многие английские слова в упражнениях используются «интернационализмы»: computer, TV, doctor и т.д.; обыгрывать известные бренды: Nuts, angry birds)
Разнообразие средств на этапе мотивации и целеполагания:, подводящий диалог, проблемная ситуация, исключение на основе зрительного или слухового восприятия
Использование средств наглядности: к УМК Биболетовой М.З прилагается электронное приложение, в котором в игровой форме представлены упражнения из учебника, большинство из этих заданий можно использовать и в курсе других УМК.
Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это другая возможность повысить его действенность. Использование презентаций, видео и интерактивной доски в учебном процессе повышает эффективность усвоения материала учащимися, мотивирует учеников на получение знаний и успешность, самостоятельную творческую работу. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.
Презентация является самым интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого участника. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение. Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступления с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.
Собственный пример. Использование на уроке фотографий класса, либо фотографий учителя связывает с жизнью изучаемый предмет, вызывает неподдельный интерес к слушанию, пониманию того, что происходит на уроке, о чем рассказывают. То же происходит для тренировки письменной речи у младших школьников. В УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» в конце третьей четверти третьего класса изучается написание личного письма и адреса на конверте. Дети всегда не любят писать, больше любят говорить, однако данное задание затем вырастает в сдачу ЕГЭ. Для мотивации учащихся и для контроля за развитием письменной речи мной избирается такая форма работы – ребята пишут мне письма, оформляют их, складывают в конверт, подписывают адрес и «посылают» мне. Такая переписка довольно трудоемкое дело, однако мы всегда выходим за рамки школьного курса, я задаю вопросы ребятам, они мне отвечают и задают вопросы мне. Как итог – к концу четвертой четверти дети правильно оформляют письмо, усваивают план написания письма личного характера, грамотнее и аккуратнее пишут, грамматически верно составляют вопросы, так как учитель очень тактично направляет на изучение английского языка. СЛАЙД 3
Повышение мотивации к изучению английского языка через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, путем использования индивидуальных особенностей каждого учащегося является особенно актуальным.
У детей младшего школьного возраста (начальная школа) и среднего возраста (5-6 классы) ведущей в обучении является эмоционально-мотивационная сфера. Развитию эмоционально-мотивационной сферы учащихся способствует изучение стихов и песен. В то же время они обеспечивают непроизвольное запоминание учебного материала, сочетают занимательный и учебный характер деятельности.
Нетрадиционные формы урока английского языка проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся является , например, такая форма как урок-праздник. Каждый год, в конце полугодия во втором классе мы проводим Праздник Алфавита. Целью является закрепление пройденного материала. Однако, форма праздника выбрана не случайно: дети заранее учат стихи на нужную букву алфавита, готовят проекты (Книги “The ABC”), с удовольствием делают ободки на голову, разучивают песни (Праздник алфавита) СЛАЙД 4
Внеклассные мероприятия имеют большое значение для усвоения школьниками учебного материала, овладения дополнительными знаниями по иностранному языку, повышает мотивацию к изучению языка. Так, например, в 5 классе вместо обычного «огонька» в конце первой четверти мы с детьми проводим праздник Helloween. СЛАЙД 5
Знание о празднике всегда сопоставляем с русскими праздниками, рассматриваем его историю. Особенно интересно, когда в 6 классе ребята были поставлены в такие условия, что не могли разговаривать по–русски. Детям пришлось заранее обращаться к интеренету, к словарям, к разговорникам, заучивать фразы, чтобы они смогли друг с другом общаться без языкового барьера.
Роль игровой деятельности в процессе изучения английского языка во внеклассной работе стимулирует мотивацию учения.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее основных признаков.
В обучении иностранному языку есть своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия или внеклассного мероприятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Языковые способности: СЛАЙД 6
Зрительная дифференциация букв, буквосочетаний, грамматических конструкций;
Слуховая дифференциация
Выведение языковых закономерностей, правил
Средства
• Использование аудиозаписей к УМК
• Проведение ритмической разминки с помощью песен, видеоклипов и т.д. (Для проведения таких разминок, а также легкого заучивания лексических единиц подходит сборник песен Super Simple Songs, а также в свободном доступе в интернете есть большое количество детских тематических клипов)
Речемыслительные способности: СЛАЙД 7
Сопоставление языковых единиц, их форм и значений
Объяснение и осознание правил
Построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами;
Средства
Разнообразие заданий на уроке: работа с текстом, с аудиоинформацией, правилами чтения, грамматическими моделями и т.д. (Данные средства и приемы можно отнести к традиционным, однако и здесь есть разбег для фантазии учителя)
Психические процессы и функции: СЛАЙД 8
Восприятие
Развитие таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, систематизация, обобщение
Повышение устойчивости внимания
Средства :
• Использование технологии диалога (Учитель обучает детей умению вести диалог, строить вопросы и отвечать на них, отстаивая корректно свою позицию)
• Разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся
Специальные учебные умения:
Работать со словарем
Пользоваться электронным приложением
Оценивать свои умения и умения своих одноклассников в различных видах речевой деятельности
Пользоваться различными схемами, планами, моделями и речевыми образцами для построения собственного высказывания
Работать над звуками, каллиграфией, правилами чтения, лексикой, грамматическими явлениями английского языка
Средства:
• Постепенный переход к электронным словарям (Большинство интернет-браузеров имеют собственные словари, или доступ к крупнейшим словарям, таким как Лингва. Они имеют целый ряд функций, облегающий процесс перевода и запоминания слов);
• Использование технологий «умной доски» и мобильного класса, электронных презентаций, интерактивных плакатов, электронных учебников
• Контрольно-оценочная деятельность у учащихся (Одним из основных этапов урока с ФГОС является этап самооценки и рефлексии. В начальной школе необходимо применять яркие, запоминающиеся элементы: наклейки, особую шкалу оценок из звездочек, смайлов и т.д.)
• Поощрение выражения собственной позиции и иного корректного мнения учащихся
Универсальные учебные действия СЛАЙД 9
Работать с разными видами информации
Извлекать необходимую информацию из текста
Сокращать, расширять, дополнять устную и письменную информацию
Заполнять таблицы
Работать в паре, группе, индивидуально
Выполнять задания в тестовой форме.
Средства:
• Тестовые задания (Перспектива ЕГЭ и ГИА требует от учителей уже в начальной школе подготовить ребенка к решению тестовых заданий)
• Разнообразие жанров и стилей изучаемых текстов (Наиболее подходящими для начальной школы являются тексты учебные, также адаптированные сказки и рассказы для детей)
• Распределение функций при работе в группе (Групповые задания выходят в современном уроке на первый план, и здесь очень важно распределить функции: в первую очередь выбрать спикера)
• Проигрывание различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения (Тематические диалоги: знакомство, в магазине, за столом, в школе и т.д.)
Таким образом у выпускника начальной школы будет возможность развивать:
Способность целеполагания в учебной деятельности
Умение выявлять главное
Логическое изложение
Формулирование выводов
Иллюстрирование
Выстраивание логической последовательности
Самооценка
Рациональная организация своей работы дома и в классе (слайд 16)
Умение пользоваться электронным приложением
Умение работать с информацией
Ведение диалога
Умение работать в материальной и информационной среде начального образования
Способность контролировать и оценивать учебные действия
Чтение текстов различной тематики
Умение осуществлять логические действия
И в заключение хочется от теории перейти к практике. При постоянном использовании данных средств и приемов наблюдается рост интереса к изучению английского языка, создается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Стабильное желание детей участвовать в предметных неделях, в конкурсе газет, валентинок, в различного уровня олимпиадах доказывает то, что результаты обучения достигнуты. СЛАЙДЫ до конца
Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на интересующие Вас вопросы!