Индивидуальный план работы по самообразованию.
20__- 20__ гг.
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед, родительского собрания совместно с педагогом-психологом, мастер-класс на тему «Мудрость родительской любви»
Актуальность:
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста, такими как:
-Трудно сосредоточиться
- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами
- Поведение ситуативно
- Свойственны подражательность
- Лёгкая внушаемость;
- Зрительно-эмоциональная память
- Наглядно-действенное мышление.
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)
Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
Игры чисто «словесные»;
Игры пальчиковые;
Игры малой подвижности;
Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- коммуникативные игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения
- логоритмические игры
- посещение сенсорной комнаты с целью снятия напряжения
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации разработана картотека:
- Мое настроение
- Я пришел
- Моя семья
1 этап
Установочный (20__ год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический (20__ год)
1.Работа с детьми
Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
Оформить в группе центр «Мое настроение».
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание)
3.Самореализация
Работа с методической литературой.
Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практическое решение проблемы (___________________ год)
1.Работа с детьми .
В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке! На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!
Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!
Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.
Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!
Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат,
Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.
2. Работа с родителями
Анкетирование родителей.
Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
Мастер - класс «Мы родом из детства»
Мастер класс «Игры, направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
Семинар-практикум: «Мир эмоций»
Сбор фотоматериала
Изготовление папки-передвижки «Наше настроение»
3.Самореализация
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры, как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Адаптация и эмоции».
Участие в системе методической работы детского сада.
Участник творческой группы МБДОУ
Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
Участие в конкурсах, конференциях
Подготовка воспитанников к конкурсам
Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2025 год)
Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный (__________ год)
1.Работа с детьми
Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке! На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!
Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!
Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.
Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!
Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.
2.Работа с родителями
Анкетирование родителей.
3.Самореализация
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Создание атмосферы радости.
- Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта.
- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Развитие доверительных, партнёрских отношений;
- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;
- Обучение согласованным движениям друг с другом и с педагогом;
- Поощрение самостоятельности, обучение проявлению инициативы;
- Поддержка и развитие уверенности в себе (повышение самооценки);
- Развитие внимания, быстроты реакции;
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;
- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;
- Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.
Литература:
Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 2007.
Шишова Т. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 1997.
Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
Ю.П Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
А. Фабер, Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320