« Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке»
Выступление учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №1» Шишкиной Г.А.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Г. Песталоцци
Так что же такое учебное сотрудничество?
Цукерман Г.А.: « Учебная форма сотрудничества – это такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра » .
Варианты ''негативных'' образцов:
1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?'‘
2) задания с выходом на вопрос: ''Что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?'‘
3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.
Задания-ловушки
1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя.
2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики.
3) Задачи, не имеющие решения.
4) Задачи с недостающими данными.
5) Ситуации открытого незнания.
Образование групп
- На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
- Учитель делит на группы, назначая организатора
- Открытки или листы бумаги разного цвета
Различные способы группового взаимодействия учащихся
- «Мозговой штурм»
- Кооперативный тип взаимодействия
- Конвейерный тип взаимодействия
- Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить
Правила организации групповой работы
- убедись, что в разговоре участвует каждый
- говори спокойно и ясно
- говори только по делу
- не говорите все сразу
- реагируй жестами и знаками
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего
- обращайся друг к другу по имени
Примеры заданий для парной или групповой работы (математика)
Используя числа 10, 9, 1 и знаки арифметических действий «+», «– » и скобки, составьте различные выражения и найдите их значения.
Хитрые цифры
Вставить цифры вместо звездочек.
1 команда: 3* 86
+*2*7
619*
2 команда: 7*38*
- *49 * 5
44*44
Примеры заданий для парной или групповой работы (русский язык)
2 класс:
Расшифруйте слова, в которых Баба – Яга перепутала буквы:
АЛЬМВАИН, САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР
( Мальвина, Карлсон, Емеля, Белоснежка, Буратино);
3 класс:
Назовите одним словом и запишите его:
- исконный житель России (рус..кий)
- документ об окончании школы (ат..естат)
- группа дружных детей ( кол..ектив)
- сотрудник газеты ( кор..еспондент)
- помещение, где идет урок ( клас..)
4 класс: игра «Хвостоглав»:
Ребятарелкартинарод
Собакартонародина
Яблоколопатарелкартофель
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!