Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4 им. Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»
Саая Чинчи Олеговна
Методический семинар: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка»
Цель семинара: представить модель педагогической деятельности по проблемно-диалогическому методу обучения учащихся.
Задачи:
•показать значимость проблемно-диалогического метода;
•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;
•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами
Ход семинара.
Для развития личности-ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей существует множество разных и методов и технологий.
Развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.
По мнению учёных на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно-диалогическую технологию.
Таким образом, цель моего семинара: представить модель педагогической деятельности по проблемно-диалогическому методу обучения учащихся
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Традиционный урок Проблемно-диалогический урок
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…» 1. Постановка проблемы: «С одной сто-
роны, …, но с другой стороны, …»
«Что удивляет? В чём затруднение?..»
«Какой возникает вопрос? Что надо
узнать?..»
2. Объяснение учителя: «Итак, слушайте 2. Поиск и нахождение решения: «Оп-
внимательно…» ределите сами…», «Сделайте вывод…»,
«Как мы можем ответить на наш воп-
рос…»
3. Заучивание материала: «Выучи…», 3. Создание продукта: «Придумай
«Перескажи, повтори…» схему…», «Зарифмуй правило…»
- Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.
- Проблемно-диалогическое обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.
Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва).
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени. Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:
учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;
учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;
учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;
учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.
Поэтому самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока.
Этапы урока в рамках технологии проблемно-диалогического обучения:
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Модель может изменяться с сохранением основных этапов.
Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения:
- Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
- Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
По мнению авторов технологии, побуждающий и подводящий диалоги имеют достоинства и недостатки.
Побуждающий диалог - вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы. | Подводящий диалог - цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. |
+ Развивает творческое мышление. | + Развивает логическое мышление. |
+ Максимально близок к жизненным ситуациям. | + Просчитывается по времени. |
- Ученики могут увести в сторону от темы. | + Ведет к нужному результату коротким путем. |
- Невозможно рассчитать время на уроке. | - В меньшей степени развивает творчество и инициативу. |
Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
В технологии используется 6 приемов создания проблемной ситуации:
1. Проблемная ситуация создается при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
2. Проблемная ситуация при столкновении мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом.
4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильных для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволяет сформулировать тему урока.
6. Мотивирующий прием – готовая или интригующая информация (прием «яркое пятно») или прием «актуальность». В некоторых случаях оба приема можно использовать одновременно. «Ярким пятном» на уроке может быть мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа и т.д. На уроках учитель стимулирует к выдвижению и проверке гипотез, делает подсказки или сообщает решающую гипотезу.
Преимущества технологии проблемного диалога:
Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него: во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
Теперь поговорим о традиционном уроке. Что происходит на традиционном уроке?
Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.
Поиск решения - сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.
Если внимательно присмотреться к таблице «Классификация методов введения знаний», станет очевидной одна вещь. Колонка традиционных методов – это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой монолог учителя с учениками : «Я словечко – ты словечко». Иначе говоря, существуют две противоположные возможности вести новые знания на уроке: традиционный монолог и проблемный диалог.
Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.
Традиционный урок всегда фронтален.
Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.
В заключении хочется ещё раз сказать: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по–новому готовиться к уроку, по–новому проводить урок, по–новому оценивать достижения обучающихся, по–новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока.
Урок русского языка.
Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.
На слайде:
Лебединый – лебедь (-ин-)
Кожаный – кожа (-ан-)
Глиняный – глина (-ян-)
Традиционный – традиция (-онн-)
Клюквенный – клюква (-енн-)
Каменный – камень (-н-)
Старинный – старина (-н-) Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?
Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Учащиеся: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.
Учитель: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Учащиеся: В суффиксе –ЯН- написано НН.
Учитель: Как можно назвать эту группу слов?
Учащиеся: Исключения
Знакомство с таблицей
Учитель: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Учащиеся: Павлиний, зелёный, синий и другие.
Учитель: Сделайте вывод.
Учащиеся: В них пишется Н.
Учитель: Почему в этих словах пишется Н?
Учащиеся: Н входит в корень.
Литература
Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
Вахрушев А. А, Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. - Режим доступа: http://www.school2100.ru/
Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии ФГОС / А.В.Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net/
8