(СЛАЙД) Объём и формы домашнего задания на уроках музыки
«Музыка – искусство, обладающее особенно
большой силой эмоционального воздействия на
человека, и именно поэтому она может играть
громадную роль в воспитании детей».
Д.Кабалевский.
Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка. Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребёнка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.
Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление). Как учитель музыки, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно.
Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной
домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Грамотный подход к объѐму, дозировке домашних заданий может сохранить здоровье учащихся.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования (СЛАЙД)
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель
воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть дифференцированным и индивидуальным, но всегда с
учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); (СЛАЙД)
• задание не должно быть однообразным и однотипным. Здесь должны встречаться
нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений
(разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на
использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие
самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. (установка на развитие мышления);
Формы домашнего задания на уроках музыки (СЛАЙД)
1. Устная форма домашней работы
1) Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой . Данный вид домашнего задания может быть предусмотрен в каждом классе.
2) В 3 классе к устному домашнему заданию можно отнести задание, позаимствованное мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. Можно попросить ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал.
3) В старших классах, на уроках музыки, это может быть традиционная форма – пересказ биографии, или истории создания произведения композитора, с обязательным условием добавить информацию, которой нет в традиционном школьном учебнике.
2. Наглядная форма домашней работы (слайд)
Распечатать портрет композитора, записать пройденные произведения в классе на оборотную сторону листа (1-3 кл) и краткой биографией (4-7кл).
3. Наглядно-демонстративная, иллюстративная форма домашней работы (СЛАЙД)
1) Рисование. Самый распространенный вид детского творчества. Учитывая возраст учеников можно предложить нарисовать иллюстрацию к теме урока или к музыкальному произведению. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.
2) Демонстрация домашнего задания с предварительным разбором инструментального произведения.
4. Письменная форма домашней работы (СЛАЙД)
В качестве письменных работ можно предложить такие домашние задания: написать три настроения музыки; определить настроение незнакомого произведения . Одним из видов домашнего задания можно дать незнакомое произведение, с целью определить настроение музыки и элементов музыкальной речи. Записать определения терминов, понятий в тетрадь.
А также задание, послушать незнакомое произведение, чаще всего инструментальное и написать «что я себе представляю» (мини сочинение). Оно может быть в любом классе. Необходимо отметить, что названные выше формы и виды работы не являются основными (за исключением прослушивания викторины) и не должны вытеснять традиционные.
Домашнее задание в 1 классе. (СЛАЙД)
В настоящее время в 1 классе не даётся обязательного домашнего задания, поэтому учащиеся выполняют его по желанию. Музыкальный опыт первоклассников весьма невелик. Поэтому в одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки. Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми.
Домашнее задние для 2 классов. Во втором классе домашние задания усложняются. Цель заданий становится иной – отобразить то, каким увидел ученик изображённые события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Также необходимо ведение тетради и запись фамилий композиторов и их сочинения. Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.
Домашнее задание для учащихся третьих- четвёртых классов. (СЛАЙД)
Теперь о домашних заданиях, связанных с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители. В 3-4 классе учащиеся на уроках музыки «путешествуют» по России, и странам ближнего и дальнего зарубежья. При разговоре об определённой стране учащиеся получают задания: познакомится с её культурой. Что относится к культуре можно увидеть в нижеперечисленных пунктах. (СЛаЙД)
Найти и записать в тетрадь по музыке один из перечисленных пунктов:
1. Достопримечательность (страны, республики):
музей
театр
памятник
архитектурные строения
памятники природы (горы, реки, пещеры, парки и др.)
2. Художник и его картина
3. Писатель или поэт и его произведение
4. Музыкальный инструмент
5. Знаменитые актёры ил актрисы
6. Знаменитые музыканты:
Певцы
Композиторы
Исполнители
музыкальные группы
Самая известная песня
Домашние задания для учащихся 5 классов. (СЛАЙД)
При изучении тем в 5-7 классах учащиеся больше знакомятся с биографией композиторов и различными источниками изобразительного искусства и литературы. Следующие пункты помогают учащимся выполнить задания творчески.
Домашние задания по музыке 5 класс
1. Познакомиться с биографией композиторов:
Рахманинов Сергей Васильевич
Глинка Михаил Иванович
Свиридов Георгий Васильевич
Шопен Фридерик
Григ Эдвард
Моцарт Вольфганг Амадей
Бетховен Людвиг ван
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Шуберт Франц
Прокофьев Сергей Сергеевич
Никколо Паганини
2. Знать содержание следующих произведений:
Есенин «Поёт зима, аукает»
Пушкин «Метель»
Пушкин «Борис Годунов»
Былина «Садко»
Дж. Родарри «Чипполино»
Крылов «Квартет» и другие басни
Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»
3. Знать следующих героев:
Герои русских былин
Герои Гражданской войны (белые, красные)
Иван Сусанин
Князь Игорь
Борис Годунов
Михаил Кутузов
Александр Невский
Домашние задания по музыке 6 класс (СЛАЙД)
1. Знать творчество композиторов:
Рахманинов Сергей Васильевич
Глинка Михаил Иванович
Бах Иоганн Себастьян
Глюк Виллибальд Кристоф
Шопен Фридерик
Чайковский Пётр Ильич
Моцарт Вольфганг Амадей
Бетховен Людвиг ван
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Прокофьев Сергей Сергеевич
Скрябин Александр Николаевич
Иоганн Штраус-сын
2. Знать содержание следующих произведений
Полевой Б. «Повесть о настоящем Человеке»
Гофман Т. «Щелкунчик»
Островский А. «Снегурочка» (весенняя сказка)
Тютчев ф. «Ещё в полях белеет снег …» (стихотворение)
Оперетта «Летучая мышь»
3.Знать об Исторических событиях:
Конец XVII – начало XIX века в Европе
Конец XIX – начало XX века в России
30 – 50 годы XX века в Европе и России
Домашние работы по музыке 7 класс (СЛАЙД)
1.Знать творчество и биографию композиторов:
Шуберт Франц
Бетховен Людвиг ван
Шопен Фридерик
Лист Ференц
Морис Равель
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Глинка Михаил Иванович
Пётр Ильич Чайковский
Григ Эдвард
Моцарт Вольфганг Амадей
Бизе Жорж
Щедрин Родион Константинович
Джордж Гершвин
Эндрю Ллойд Уэббер
Прокофьев Сергей Сергеевич
2. Знать содержание следующих произведений:
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
И. Гёте баллада «Лесной царь»
И. Гёте трагедия «Эгмонт»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»
У.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта»
П. Мериме драма «Кармен»
А. Вознесенский поэма «Юнона» и «Авось»
Э. Л. Уэббер опера «Иисус Христос – супер звезда»
(СЛАЙД)
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.
Перегрузку учащихся могут вызывать следующие причины
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения
определѐнного вида задания;
- неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его
выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приѐмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.
Предлагаю возможные формы проверки (СЛАЙД)
-фронтальный опрос по заданию на уроке;
- выполнение аналогичного упражнения;
-выполнение теста.
В процессе преподавания музыки различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Опыт убеждает: домашние задания по музыке важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей.
Спасибо всем за внимание.