СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объём и формы домашнего задания на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к организации  домашних заданий на уроках музыки в общеобразователной школе.

Просмотр содержимого документа
«Объём и формы домашнего задания на уроках музыки»

(СЛАЙД) Объём и формы домашнего задания на уроках музыки

«Музыка – искусство, обладающее особенно

большой силой эмоционального воздействия на

человека, и именно поэтому она может играть

громадную роль в воспитании детей».

Д.Кабалевский.

Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка. Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребёнка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.

Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление). Как учитель музыки, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно.

Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной

домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Грамотный подход к объѐму, дозировке домашних заданий может сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования (СЛАЙД)

• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель

воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

• задание на дом может быть дифференцированным и индивидуальным, но всегда с

учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); (СЛАЙД)

• задание не должно быть однообразным и однотипным. Здесь должны встречаться

нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений

(разнообразие заданий);

• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на

использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие

самостоятельности);

• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. (установка на преодоление трудностей учения);

• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. (установка на развитие мышления);

Формы домашнего задания на уроках музыки (СЛАЙД)

1. Устная форма домашней работы

1) Музыкальная викторина.

Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой . Данный вид домашнего задания может быть предусмотрен в каждом классе.
2) В 3 классе к устному домашнему заданию можно отнести задание, позаимствованное мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. Можно попросить ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал.

3) В старших классах, на уроках музыки, это может быть традиционная формапересказ биографии, или истории создания произведения композитора, с обязательным условием добавить информацию, которой нет в традиционном школьном учебнике.

2. Наглядная форма домашней работы (слайд)
Распечатать портрет композитора, записать пройденные произведения в классе на оборотную сторону листа (1-3 кл) и краткой биографией (4-7кл).
3. Наглядно-демонстративная, иллюстративная форма домашней работы (СЛАЙД)
1) Рисование. Самый распространенный вид детского творчества. Учитывая возраст учеников можно предложить нарисовать иллюстрацию к теме урока или к музыкальному произведению. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.
2) Демонстрация домашнего задания с предварительным разбором инструментального произведения.

4. Письменная форма домашней работы (СЛАЙД)
В качестве письменных работ можно предложить такие домашние задания: написать три настроения музыки; определить настроение незнакомого произведения . Одним из видов домашнего задания можно дать незнакомое произведение, с целью определить настроение музыки и элементов музыкальной речи. Записать определения терминов, понятий в тетрадь.

А также задание, послушать незнакомое произведение, чаще всего инструментальное и написать «что я себе представляю» (мини сочинение). Оно может быть в любом классе. Необходимо отметить, что названные выше формы и виды работы не являются основными (за исключением прослушивания викторины) и не должны вытеснять традиционные.

Домашнее задание в 1 классе. (СЛАЙД)

В настоящее время в 1 классе не даётся обязательного домашнего задания, поэтому учащиеся выполняют его по желанию. Музыкальный опыт первоклассников весьма невелик. Поэтому в одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки. Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми. 

Домашнее задние для 2 классов. Во втором классе домашние задания усложняются. Цель заданий становится иной – отобразить то, каким увидел ученик изображённые события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Также необходимо ведение тетради и запись фамилий композиторов и их сочинения. Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

Домашнее задание для учащихся третьих- четвёртых классов. (СЛАЙД)

Теперь о домашних заданиях, связанных с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители. В 3-4 классе учащиеся на уроках музыки «путешествуют» по России, и странам ближнего и дальнего зарубежья. При разговоре об определённой стране учащиеся получают задания: познакомится с её культурой. Что относится к культуре можно увидеть в нижеперечисленных пунктах. (СЛаЙД)

Найти и записать в тетрадь по музыке один из перечисленных пунктов:

1. Достопримечательность (страны, республики):

  • музей

  • театр

  • памятник

  • архитектурные строения

  • памятники природы (горы, реки, пещеры, парки и др.)

2. Художник и его картина

3. Писатель или поэт и его произведение

4. Музыкальный инструмент

5. Знаменитые актёры ил актрисы

6. Знаменитые музыканты:

  • Певцы

  • Композиторы

  • Исполнители

  • музыкальные группы

  • Самая известная песня

Домашние задания для учащихся 5 классов. (СЛАЙД)

При изучении тем в 5-7 классах учащиеся больше знакомятся с биографией композиторов и различными источниками изобразительного искусства и литературы. Следующие пункты помогают учащимся выполнить задания творчески.

Домашние задания по музыке 5 класс

1. Познакомиться с биографией композиторов:

  • Рахманинов Сергей Васильевич

  • Глинка Михаил Иванович

  • Свиридов Георгий Васильевич

  • Шопен Фридерик

  • Григ Эдвард

  • Моцарт Вольфганг Амадей

  • Бетховен Людвиг ван

  • Бородин Александр Порфирьевич

  • Мусоргский Модест Петрович

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

  • Шуберт Франц

  • Прокофьев Сергей Сергеевич

  • Никколо Паганини

2. Знать содержание следующих произведений:

  • Есенин «Поёт зима, аукает»

  • Пушкин «Метель»

  • Пушкин «Борис Годунов»

  • Былина «Садко»

  • Дж. Родарри «Чипполино»

  • Крылов «Квартет» и другие басни

  • Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»

  • 3. Знать следующих героев:

  • Герои русских былин

  • Герои Гражданской войны (белые, красные)

  • Иван Сусанин

  • Князь Игорь

  • Борис Годунов

  • Михаил Кутузов

  • Александр Невский

Домашние задания по музыке 6 класс (СЛАЙД)

1. Знать творчество композиторов:

Рахманинов Сергей Васильевич

  • Глинка Михаил Иванович

  • Бах Иоганн Себастьян

  • Глюк Виллибальд Кристоф

  • Шопен Фридерик

  • Чайковский Пётр Ильич

  • Моцарт Вольфганг Амадей

  • Бетховен Людвиг ван

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

  • Прокофьев Сергей Сергеевич

  • Скрябин Александр Николаевич

  • Иоганн Штраус-сын

2. Знать содержание следующих произведений

  • Полевой Б. «Повесть о настоящем Человеке»

  • Гофман Т. «Щелкунчик»

  • Островский А. «Снегурочка» (весенняя сказка)

  • Тютчев ф. «Ещё в полях белеет снег …» (стихотворение)

  • Оперетта «Летучая мышь»

3.Знать об Исторических событиях:

    • Конец XVII – начало XIX века в Европе

    • Конец XIX – начало XX века в России

    • 30 – 50 годы XX века в Европе и России

Домашние работы по музыке 7 класс (СЛАЙД)

1.Знать творчество и биографию композиторов:

  • Шуберт Франц

  • Бетховен Людвиг ван

  • Шопен Фридерик

  • Лист Ференц

  • Морис Равель

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич

  • Глинка Михаил Иванович

  • Пётр Ильич Чайковский

  • Григ Эдвард

  • Моцарт Вольфганг Амадей

  • Бизе Жорж

  • Щедрин Родион Константинович

  • Джордж Гершвин

  • Эндрю Ллойд Уэббер

  • Прокофьев Сергей Сергеевич

2. Знать содержание следующих произведений:

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»

  • И. Гёте баллада «Лесной царь»

  • И. Гёте трагедия «Эгмонт»

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»

  • А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»

  • У.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта»

  • П. Мериме драма «Кармен»

  • А. Вознесенский поэма «Юнона» и «Авось»

  • Э. Л. Уэббер опера «Иисус Христос – супер звезда»

(СЛАЙД)

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.

Перегрузку учащихся могут вызывать следующие причины

- чрезмерно большое домашнее задание;

- чрезмерно трудное домашнее задание;

- несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения

определѐнного вида задания;

- неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его

выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приѐмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Предлагаю возможные формы проверки (СЛАЙД)

-фронтальный опрос по заданию на уроке;

- выполнение аналогичного упражнения;

-выполнение теста.

В процессе преподавания музыки различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Опыт убеждает: домашние задания по музыке важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Спасибо всем за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!