(СЛАЙД) Объём и формы домашнего задания на уроках музыки
«Музыка – искусство, обладающее особенно
большой силой эмоционального воздействия на
человека, и именно поэтому она может играть
громадную роль в воспитании детей».
Д.Кабалевский.
Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка. Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребёнка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.
Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление). Как учитель музыки, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно.
Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной
домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Грамотный подход к объѐму, дозировке домашних заданий может сохранить здоровье учащихся.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования (СЛАЙД)
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель
воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть дифференцированным и индивидуальным, но всегда с
учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); (СЛАЙД)
• задание не должно быть однообразным и однотипным. Здесь должны встречаться
нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений
(разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на
использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие
самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. (установка на развитие мышления);
Формы домашнего задания на уроках музыки (СЛАЙД)
1. Устная форма домашней работы
1) Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой . Данный вид домашнего задания может быть предусмотрен в каждом классе.
2) В 3 классе к устному домашнему заданию можно отнести задание, позаимствованное мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. Можно попросить ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал.
3) В старших классах, на уроках музыки, это может быть традиционная форма – пересказ биографии, или истории создания произведения композитора, с обязательным условием добавить информацию, которой нет в традиционном школьном учебнике.
2. Наглядная форма домашней работы (слайд)
Распечатать портрет композитора, записать пройденные произведения в классе на оборотную сторону листа (1-3 кл) и краткой биографией (4-7кл).
3. Наглядно-демонстративная, иллюстративная форма домашней работы (СЛАЙД)
1) Рисование. Самый распространенный вид детского творчества. Учитывая возраст учеников можно предложить нарисовать иллюстрацию к теме урока или к музыкальному произведению. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.
2) Демонстрация домашнего задания с предварительным разбором инструментального произведения.
4. Письменная форма домашней работы (СЛАЙД)
В качестве письменных работ можно предложить такие домашние задания: написать три настроения музыки; определить настроение незнакомого произведения . Одним из видов домашнего задания можно дать незнакомое произведение, с целью определить настроение музыки и элементов музыкальной речи. Записать определения терминов, понятий в тетрадь.
А также задание, послушать незнакомое произведение, чаще всего инструментальное и написать «что я себе представляю» (мини сочинение). Оно может быть в любом классе. Необходимо отметить, что названные выше формы и виды работы не являются основными (за исключением прослушивания викторины) и не должны вытеснять традиционные.
Домашнее задание в 1 классе. (СЛАЙД)
В настоящее время в 1 классе не даётся обязательного домашнего задания, поэтому учащиеся выполняют его по желанию. Музыкальный опыт первоклассников весьма невелик. Поэтому в одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки. Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми.
Домашнее задние для 2 классов. Во втором классе домашние задания усложняются. Цель заданий становится иной – отобразить то, каким увидел ученик изображённые события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Также необходимо ведение тетради и запись фамилий композиторов и их сочинения. Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.
Домашнее задание для учащихся третьих- четвёртых классов. (СЛАЙД)
Теперь о домашних заданиях, связанных с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители. В 3-4 классе учащиеся на уроках музыки «путешествуют» по России, и странам ближнего и дальнего зарубежья. При разговоре об определённой стране учащиеся получают задания: познакомится с её культурой. Что относится к культуре можно увидеть в нижеперечисленных пунктах. (СЛаЙД)
Найти и записать в тетрадь по музыке один из перечисленных пунктов:
1. Достопримечательность (страны, республики):
2. Художник и его картина
3. Писатель или поэт и его произведение
4. Музыкальный инструмент
5. Знаменитые актёры ил актрисы
6. Знаменитые музыканты:
-
Певцы
-
Композиторы
-
Исполнители
-
музыкальные группы
-
Самая известная песня
Домашние задания для учащихся 5 классов. (СЛАЙД)
При изучении тем в 5-7 классах учащиеся больше знакомятся с биографией композиторов и различными источниками изобразительного искусства и литературы. Следующие пункты помогают учащимся выполнить задания творчески.
Домашние задания по музыке 5 класс
1. Познакомиться с биографией композиторов:
-
Рахманинов Сергей Васильевич
-
Глинка Михаил Иванович
-
Свиридов Георгий Васильевич
-
Шопен Фридерик
-
Григ Эдвард
-
Моцарт Вольфганг Амадей
-
Бетховен Людвиг ван
-
Бородин Александр Порфирьевич
-
Мусоргский Модест Петрович
-
Римский-Корсаков Николай Андреевич
-
Шуберт Франц
-
Прокофьев Сергей Сергеевич
-
Никколо Паганини
2. Знать содержание следующих произведений:
-
Есенин «Поёт зима, аукает»
-
Пушкин «Метель»
-
Пушкин «Борис Годунов»
-
Былина «Садко»
-
Дж. Родарри «Чипполино»
-
Крылов «Квартет» и другие басни
-
Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»
-
3. Знать следующих героев:
Домашние задания по музыке 6 класс (СЛАЙД)
1. Знать творчество композиторов:
Рахманинов Сергей Васильевич
-
Глинка Михаил Иванович
-
Бах Иоганн Себастьян
-
Глюк Виллибальд Кристоф
-
Шопен Фридерик
-
Чайковский Пётр Ильич
-
Моцарт Вольфганг Амадей
-
Бетховен Людвиг ван
-
Римский-Корсаков Николай Андреевич
-
Прокофьев Сергей Сергеевич
-
Скрябин Александр Николаевич
-
Иоганн Штраус-сын
2. Знать содержание следующих произведений
-
Полевой Б. «Повесть о настоящем Человеке»
-
Гофман Т. «Щелкунчик»
-
Островский А. «Снегурочка» (весенняя сказка)
-
Тютчев ф. «Ещё в полях белеет снег …» (стихотворение)
-
Оперетта «Летучая мышь»
3.Знать об Исторических событиях:
-
Конец XVII – начало XIX века в Европе
-
Конец XIX – начало XX века в России
-
30 – 50 годы XX века в Европе и России
Домашние работы по музыке 7 класс (СЛАЙД)
1.Знать творчество и биографию композиторов:
-
Шуберт Франц
-
Бетховен Людвиг ван
-
Шопен Фридерик
-
Лист Ференц
-
Морис Равель
-
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
-
Глинка Михаил Иванович
-
Пётр Ильич Чайковский
-
Григ Эдвард
-
Моцарт Вольфганг Амадей
-
Бизе Жорж
-
Щедрин Родион Константинович
-
Джордж Гершвин
-
Эндрю Ллойд Уэббер
-
Прокофьев Сергей Сергеевич
2. Знать содержание следующих произведений:
-
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
-
И. Гёте баллада «Лесной царь»
-
И. Гёте трагедия «Эгмонт»
-
Л. Н. Толстой «Война и мир»
-
А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»
-
У.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта»
-
П. Мериме драма «Кармен»
-
А. Вознесенский поэма «Юнона» и «Авось»
-
Э. Л. Уэббер опера «Иисус Христос – супер звезда»
(СЛАЙД)
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.
Перегрузку учащихся могут вызывать следующие причины
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения
определѐнного вида задания;
- неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его
выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приѐмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.
Предлагаю возможные формы проверки (СЛАЙД)
-фронтальный опрос по заданию на уроке;
- выполнение аналогичного упражнения;
-выполнение теста.
В процессе преподавания музыки различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Опыт убеждает: домашние задания по музыке важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей.
Спасибо всем за внимание.