СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Область представлений о геометрических фигурах у детей старшей группы (6-7 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Область представлений о геометрических фигурах у детей старшей группы (6-7 лет)»

Область представлений о геометрических фигурах у детей старшей группы (6-7 лет)


  1. Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Геометрические фигуры и форма предметов» старшая группа 6-7 лет (см уч. пр-му ДО)

  2. Методика формирования у детей представления о геометрической фигуре «многоугольник», закрепления знаний о структуре геометрических фигур.

  3. Методика формирования представлений об элементарных геометрических понятиях: точка, линия и её разновидности, угол и его разновидности (острый, прямой, тупой).


2. Методика формирования у детей представления о геометрической фигуре «многоугольник», закрепления знаний о структуре геометрических фигур.


К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют их.

Упражнения детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят в опознавании их по цвету, размерам в - разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности.

Одна из задач - формировать представления о «многоугольнике»

Знакомим детей с понятием «многоугольник» в следующей последовательности:

  1. Предварительно рассматриваем и называем разные виды треугольников и четырехугольников.

  2. Далее детям показываем модель круга и новую фигуру - пятиугольник. Предлагаем сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им. - Все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, можно вместе назвать «многоугольники»

  3. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Задания на моделирование

  • Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиуголь­ник.)

  • Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

  • Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)

  • Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)

  • Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квад­рата. Сделай на парте треугольник с помощью одной па­лочки.


Согласно учебной программе ДО следует продолжать формировать умения детей видоизменять геометрическую фигуру, трансфигурировать.

Для этого используются практические задания:

  • деление геометрических фигур на части.

Например,

  1. детям предлагается разделить по-разному на две и четыре части квадрат и прямоугольник, например квадрат — на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника и четыре треугольника (по диагонали), а прямоугольник — на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника, а из них два маленьких прямоугольника — на четыре треугольника. Количество частей увеличивается, и это усложняет задание.

  2. нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырем клеткам, а у другого - на две клетки больше. После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).


  • упражнение в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.

Игры: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и др.

Эта работа способствует:

  • познанию фигур и их признаков

  • развивает конструктивное и геометрическое мышление.

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме.


  1. Методика формирования представлений об элементарных геометрических понятиях: точка, линия и её разновидности, угол и его разновидности (острый, прямой, тупой).


Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин).

Формирование такого представления требует:

а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);

б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;

в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.

В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол.






Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точку-начало).

Прямой угол — это угол, который по определению содержит 90 градусов.

Поскольку дети не знакомятся с градусной мерой углов, понятие прямого угла дается методом показа: это — прямой угол, это — не прямой угол.

Для того чтобы дать представление о прямом угле, можно рассмотреть 2 картинки:



1. Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.

Для получения модели прямого угла дети используют лист бумаги, сгибая его два раза соответствующим образом.

Можно предложить условную мерку, равную по величине прямому углу. Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.



Методом проб дети учатся находить прямой угол среди рисунков других углов и на различных геометрических фигурах: прикладывают к ним свою модель, выделяя углы, с ней совпадающие. Предложить измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

В школе бумажная модель прямого угла заменяется на угольник, который является основным инструментом для распознавания и построения прямых углов.


Точка — неопределяемое понятие геометрии.

С точкой обычно знакомят методом показа — рисуют или прокалывают стержнем ручки в листочке бумаги. Считается, что точка не имеет ни длины, ни ширины, ни площади.


Линия — неопределяемое понятие геометрии.

С линией знакомят методом показа — моделируют из шнура, рисуют на доске или на листе бумаги.

Прямую линию удобно моделировать, сгибая любой лист бумаги. Основное свойство прямой линии: прямая линия бесконечна.

Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она не замкнутая).

Ломаную линию удобно моделировать, используя счетные палочки или складной металлический метр. Ломаная линия содержит конечное число звеньев. Точки соединения концов звеньев называют вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно.

Основные взаимоотношения точки и прямой или кривой линии:

1. Через одну точку можно провести множество прямых.

2. Через одну точку можно провести множество кривых.

3. Через две точки можно провести только одну прямую.

4. Через две точки можно провести множество кривых.


Литература

  1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006.

  2. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ сост. В.В. Данилова. М.Просвещение 1987 – 175с.

  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников М., Воронеж 2005


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!