СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом работы Тема: «Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетная цель школьного образования развитие у ученика самостоятельно ставить  учебные цели. проектировать пути их реализации.контролировать и оценивать свои достижения.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом работы Тема: «Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»»

Алешкина Т. В.

Обмен опытом работы


Тема: «Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»


Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения
Ученик начальной школы…любознательной, интересующейся, активно познающей мир личностью умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них нет мотивации к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, т.е. через несколько лет.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Дети занимаются по одним и тем же учебникам, читают одни и те же книжки, обсуждают одни и те же школьные и классные новости, телевизионные передачи, события в стране и в мире. Но с каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что дети очень отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию и способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения, свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным учебным предметам, товарищам и учителям, дети занимают различное положение в коллективе сверстников. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Причем все особенности влияют друг на друга, находятся в зависимости одна от другой.

Я обязана научить всех детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

2. Сущность познавательных способностей младших школьников

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Воображение

Воображение можно определить, как способность ребёнка волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют.

Память.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Мышление.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития.

В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже

подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Мышление первоклассника оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления.

К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые истины

Внимание.

3. Роль личности учителя в формировании познавательных способностей младших школьников

Успех в умственном развитии ребенка, предполагающем его продвижение к высокому уровню сформированности внимания, восприятия, мышления, речи находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.

Систематическое выполнение заданий и упражнений, на развитие познавательных способностей, проходит одновременно и параллельно с изучением нового материала и способствует развитию познавательной активности учащихся, так как требует постоянных умственных усилий, активизации знаний, помогает устанавливать новые взаимосвязи между изучаемым и изученным, применять знания в новых для детей условиях.

Система работы по развитию познавательных способностей младших школьников направлена на:

1. Рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей аудитории.

2. Углубление уровня понимания учебного материала посредством построения образовательного процесса с учётом целостности природы ученика, к развитию личностных качеств.

3. Конструктивное отношение школьников к решению проблем.

4. Создание здоровьесберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.

5. Использование инновационных технологий в учебном процессе.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство

В своей работе использую различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, использование групповой работы.


Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках я организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.

Для повышения качества учебного процесса в своей работе я использую различные инновационные технологии:

информационно-коммуникативные - позволяют расширить возможности современного урока;

разноуровневое обучение - позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей ребёнка;

проблемное обучение — позволяет в ходе решения проблемной ситуации учащимся вместе с учителем, а иногда и самостоятельно объяснить новый материал;

игровые методы — позволяют активизировать познавательную деятельность детей на уроке;

проектный метод — развивает творческую и познавательную деятельность учеников.


На моих уроках один вид деятельности сменяется другим, это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. В работе использую задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них подбираю задачи, которые они могут решать успешно.

Постоянно создаю условия для развития у детей познавательных интересов, формирую стремление ребенка к размышлению и поиску, что вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.


Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты позволяют мне систематизированный проверочный контрольный материал по всем основным темам программы. Применение их имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:

оперативность проверки выполняемой работы;

тестирование большого количества учащихся;

возможность проверки усвоения теоретического материала;

проверка большого объёма материала маленькими порциями;

объективность оценки результатов выполненной работы.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.

. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. использование аудио - и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.


Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.


Для улучшения образовательного процесса мною созданы различные презентации к урокам по всем предметам. компьютерное тестирование по темам тесты к урокам

Все это повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

При создании, или использовании информационных технологий я обращаю огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Знания, добываемые насильно, душат разум. А.Франс



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!