Урок обществознания в 7 классе «Обмен, торговля, реклама». (по учебнику Л.Н. Боголюбова)
Цели урока:
-
Сформировать у учащихся представление об обмене, торговле и её формах, рекламе. Подвести учеников к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества
-
Продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника.
-
Воспитывать стремление реализовать свои способности и возможности
Планируемые результаты:
личностные: быть уверенным в своих познавательных возможностях, уметь не стесняться иметь своё мнение и смело высказывать свои предположения и предложения в процессе учебной деятельности.
предметные: научиться объяснять значение понятий стоимость (потребительная и меновая), цена товара, бартер, рынок, торговля (оптовая, розничная, внутренняя и внешняя), реклама; понимать причины появления обмена; объяснять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена; характеризовать сущность торговли, её роль и значение в жизни человека и развитии общества;
метапредметные: 1) коммуникативные: самостоятельно формулировать и высказывать предположения по теме урока, формулировать учебную проблему и выдвигать версии её решения, определять средства и пути достижения поставленной цели, развивать умения работы в парах и группах; 2) регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала, организовывать свою деятельность на самостоятельных этапах урока; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: стремление реализовывать свои возможности и способности, получать новые знания, осознанно корректировать речь, следить за физическим и эмоциональным состоянием на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, КИМ (Обществознание. 7 класс/Сост. К. В. Волкова. -2-е изд. – М.: Вако, 2017) с тестами, цветные карточки с надписями темы урока, приложение1 (раздаточный материал для работы в парах и справочный материал для проверки), приложение 2 (текст с пропусками и справочными словами для слабых учеников).
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока зашифрована и скрыта за тремя цветными карточками на доске: «Обмен», «Торговля», «Реклама». Нам предстоит выяснить какие новые понятия «скрываются» от нас, дать им определения и узнать причины возникновения этих экономических явлений и взаимоотношений между людьми, их роли (торговли, обмена и рекламы) в жизни современного общества. Мы продолжим развивать наши навыки работы с учебником, КИМ и рабочими тетрадями. Начинаем урок!
II. Актуализация знаний учащихся (по ранее изученным темам).
*Фронтальный опрос:
-
Что такое предпринимательство? Какими личными качествами должен обладать предприниматель?
-
Назовите различные виды бизнеса.
-
Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?
-
В каких видах бизнеса можно действовать индивидуальному предпринимателю, а в каких лучше создать товарищество?
*Работа в парах с учебником: по вопросам на карточках со страницами учебника для слабых учеников: (приложение 1)
*КИМ: стр. 38-39, тест № 12 (вариант любой, самостоятельно в рабочих тетрадях)
-
Изучение новой темы. План урока (для учителя)
-
Реклама – двигатель торговли
-
Торговля и её формы
-
Зачем люди обмениваются
-
Реклама – двигатель торговли.
1) - Посмотрите на доску. Какой лист на доске самый яркий и больше всех привлекает наше внимание? (Красный) - Надо узнать, какое слово в нём зашифровано. Для этого послушайте стихотворение: «Эй, народ, не зевай, подходи, налетай! Вкусный, сочный, сладкий! Арбуз прямо с грядки! Отдам недорого! Открывай кошелёк, доставай пятачок! - Где можно услышать такие слова? - Что делает этот человек и для чего? - Значит лист красного цвета означает понятие? … («РЕКЛАМА») (лист переворачивается и крепится на доску) - Мы встали на первую ступень нашей темы урока под названием «РЕКЛАМА» - Что такое реклама?.. Уточним наши предположения где?.. (учебник на стр. 102)
* Найти определение, записать в тетрадь и на доске рядом с красной карточкой.
*Рассказ и чтение текста учителем на стр. 102.
* Чтение текста учеником на стр. 103 о целях рекламы.
* Недобросовестная реклама (учитель)
* Отношение потребителя к рекламе (ученики-работа с текстом)
Слайд 1 | Реклама – двигатель торговли. Почему так говорят? Возможный вариант ответа: 1. Реклама способствует продвижению товаров на рынке, их брендов. 2.Она знакомит потребителей с новыми видами товаров. 3. У потребителя возникает притягательный образ товара, тем самым реклама привлекает внимание потребителя, увеличивает спрос на товары. На слайде – реклама трёх разных продуктов. Покажите на этих примерах, как реклама привлекает внимание потребителя. |
Слайд 2 | Ответьте на вопросы: 1. Как вы относитесь к рекламе? 2. Какую информацию можно получить из рекламы? 3. Используете ли вы информацию, полученную из рекламы, для совершения покупки? |
-
Торговля и её формы.
2) - Повторите название пункта учебника, который мы изучили хором: «Реклама – двигатель торговли». Какому же виду экономической деятельности помогает первая ступенька темы нашего урока? («ТОРГОВЛЯ».) - Значит на второй ступеньке, на зелёной карточке зашифровано слово? ... «ТОРГОВЛЯ». - Мы на второй ступеньке!!! (лист переворачиваем.) - Где мы можем найти точную информацию о том, что же такое «торговля», вернее, точное определение этому понятию?.. (Учебник.) - стр. 99, ищем определение, записываем в тетради и на доске. - Найдите в тексте ответ на вопрос о том, что же даёт торговля людям?.. (стр. 99, выделенный текст.) - Назовите 4 вида торговли, работая с учебником на стр. 100, и дайте определение каждому виду устно, используя свои знания по истории.
Слайд 3 | Торговля - отрасль хозяйства, реализующая товары путём купли- продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и непосредственных их потребителей, людей и фирмы в единое хозяйство страны. |
Слайд 4 | Торговля может быть: 1. Оптовая – продажа товара большими партиями. (Покупка партии цветов на цветочной бирже). 2. Розничная – продажа единичных товаров или мелкими партиями. (Любая из покупок в магазине). 3. Внутренняя – торговля в пределах одной страны. 4. Внешняя – торговля с зарубежными странами по особым правилам |
-
Зачем люди обмениваются
- Внимание! На верхнем этаже жёлтый цвет! Надо узнать, какое понятие поможет нам окончательно сформулировать тему нашего урока! Вспомните из истории, как люди получали необходимые им товары и услуги до того, как появились деньги и торговля? –(«ОБМЕН») (переворачиваем лист.)
– Записываем за мной определение этого понятия с доски (учитель пишет рядом с карточкой жёлтого цвета со словом «ОБМЕН» определение: «получение желаемого продукта с предложением чего-либо взамен».)
– Слово «ОБМЕН» можно заменить другим понятием «БАРТЕР» (запись на доске). Особенно оно подходит для периода отсутствия денег, или определённых экономических ситуаций… -- Каких?! Надеюсь вы мне расскажете на следующем уроке, после самостоятельного изучения параграфа!!! А пока найдите определение термину «БАРТЕР» на стр. 99 (отметьте карандашом в учебнике.
Слайд 5 | 1. В чём преимущества обмена? - При обмене не нужно всё необходимое делать самому, но можно получить в своё пользование разнообразные блага). 2. Что необходимо для обмена: 1). Производство экономического продукта 2). Доставка экономического продукта на рынок, продукт становится товаром. 3). Полезность произведённого экономического продукта для людей 4 ). Способность обмениваться на другие товары |
Слайд 6 | Учитель объясняет новые термины: Полезность произведённого экономического продукта для людей – потребительная стоимость товара. Способность обмениваться на другие товары – меновая стоимость товара. |
Слайд 7 | Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Как вы считаете, может ли быть у двух видов товара: 1). Одинаковая потребительская стоимость и разная меновая? (Возможный вариант ответа: У товаров, одинаковых по целям назначения, одинаковая потребительская стоимость, но разница в качестве, в материалах, из которых изготовлен товар, разница в затраченных ресурсах приводят к разной меновой стоимости). |
Слайд 8 | А может ли быть у двух видов товара: 2). Разная потребительская стоимость и одинаковая меновая? (Возможный вариант ответа: Стоимость затрат на разные виды товаров может оказаться одинаковой, что может привести к одинаковой меновой стоимости, но потребность в этих товарах может оказаться совершенно разной). |
Слайд 9 | Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Обмен должен быть равноценным и взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах. Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег. Он возникает вместе с появлением обмена. Сейчас бартер используется там, где денег мало или они отсутствуют совсем. |
Слайд 10 | Как вы думаете, какие достоинства и недостатки у бартера? Возможный вариант ответа: (-) 1. Неудобство обмена, занимает много времени на поиск варианта обмена, не всегда равноценный и справедливый. (+) 2. Сохранение денежных ресурсов. Бартер способствует продажам, если весь капитал направлен на создание, укрепление и покупку компании, возможное расширение бизнеса. |
4.Закрепление изученного материала.
Слайд 11 | (Работа с раздаточным материалом в парах) Заполните пропуски: Любая продукция, чтобы стать ..., должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара, …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство обмен стал совершаться с помощью …. (Слова: Товаром, стоимостью, цены, бартер, денег). |
IV. Рефлексия.
Наш урок заканчивается, и я хочу, чтобы вы озвучили свои мысли по теме урока, используя следующие фразы. Я думаю, они помогут вам!
- На этом уроке я узнал…
- Я задумался…
- Я понял, что… - Я хочу сказать, что… - Мне захотелось….
Домашнее задание: § 12