СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обмен, торговля, реклама»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

Задачи:

 а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма проведения: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
««Обмен, торговля, реклама»»

Конспект открытого урока обществознания по теме:

«Обмен, торговля, реклама»

Класс: 7







Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

Задачи:

а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма проведения: комбинированный.

Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Наглядные – тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;

Практические – тематический тест по пройденной теме, карточки – задания с дополнительным материалом.

Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.


Ход урока:

l. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

ll. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»). Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм? Где старик продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).

Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля, реклама».

Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок. (слайд на экране).

Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире. Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.

lll. Проверка домашнего задания.

(Индивидуально-дифференцированный подход):

1)Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (3 человека) (Приложение 1).

2)Учащимся предлагается поработать с основными понятиями и терминами раздела «Экономика» (Приложение 2).

  • Карточка №1

Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

  • Карточка №2

Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);

  • Карточка №3

Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

3) Учащимся предлагается создать синквейн со словами (на выбор): экономика, труд, профессия.

lV. Изучение нового.

Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.

Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».

О чем этот ролик? Зачем люди меняются?

Экскурс в прошлое. Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

  1. Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

Зачем люди обмениваются?

Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.

Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара. (Приложение 3)

Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.

Беседа по вопросам:

  • У кого произошел обмен?

  • Какой товар вы обменивали?

  • Какой товар приобрели в результате обмена?

  • Почему у вас произошел обмен?

  • Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?

Прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос: Какую роль, по мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте.

2. Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.

Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 130. Давайте прочитаем и выпишем. Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продаджи.

Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?

Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?

Виды торговли:

  • Оптовая

  • Розничная

  • Внутренняя

  • Внешняя

  • Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.

  • Без чего не может существовать торговля? Загадка: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.

  • Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)

  • Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.

  • Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и …. дополните самостоятельно, приведите примеры к каждой из групп товаров (работа с учебником стр ).

  • 3. В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот:

  • - Реклама – великая сила!
    - Как вы можете это доказать?
    - Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
    - Ну и что?
    - А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!

  • ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

  • Реклама – двигатель торговли

  • Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

  • Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.

  • Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов.

  • Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

  • Творческое задание: (работа в парах) вам предлагается придумать слоган к рекламе какого либо предмета находящегося у вас на столе, так чтобы она заинтересовала покупателей. Не забудьте, что реклама должна быть лаконичной, но в тоже время содержательной. (3 минуты)

  • V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).

  • Сегодня мы на уроке работали с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они связаны между собой?

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Что такое обмен? Зачем он нужен?

  2. Что необходимо для выгодного обмена?

  3. Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?

  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?

  5. Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?

  6. Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

  • Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.

  • Закончи предложения:

  • Мне понравилось на уроке…

  • Я хотел бы…

  • Я начал задумываться….

  • Постараюсь никогда….

  • Vll. Домашнее задание: параграф № 16 , подготовить рекламные проекты товаров для школы.

  • Приложение I

  • Тест:

  1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:

  • А) натуральное хозяйство;

  • Б) товарное хозяйство;

  • В) производительность труда.

  1. Основным элементом экономики является:

  • А) судопроизводство;

  • Б) потребление;

  • В) общение.

  1. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:

  • А) услуга;

  • Б) реклама;

  • В) товар.

  1. Человек создающий экономические продукты:

  • А) покупатель;

  • Б) потребитель;

  • В) производитель.

  1. Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:

  • А) прибыль и постоянные затраты;

  • Б) доход и прибыль;

  • В) прибыль и переменные затраты.

  1. Предприниматель – это:

  • А) управляющий делами на крупной фабрике;

  • Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.

  1. Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:

  • А) бартер;

  • Б) обмен;

  • В) цена.

  • Приложение №2

  • Карточка №1

  • Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

  • Карточка №2

  • Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);

  • Карточка №3

  • Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

  • Приложение №3

  • Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар.

  • Самоанализ урока.

  • Урок обществознания в 7 классе по теме «Обмен, торговля, реклама» проведён в рамках семинара по теме: «Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций при подготовке к переходу на ФГОС ООО» в МОУ ООШ №11.

  •    Урок является 7-м по счёту главы 3  «Экономика». Его содержание    тесно связано с пройденной ранее темой «Экономика и ее роль в жизни общества», так как эти вопросы находят своё решение именно в экономической деятельности.  Особенность  урока заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, в формировании критического мышления.

  •   Тип урока -  комбинированный с различными формами работы: изложение учителем ключевых понятий, самостоятельная работа учащихся с текстовым материалом, анализ дополнительных материалов, работа в парах, творческая работа.

  •   Урок   проведен в 7 классе. При подготовке были учтены   умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов. А также   определенный уровень ассоциативного   мышления, предполагающий дальнейшее развитие умения    подбирать к определенному слову ассоциации,   увидеть в облаке  (видеороликах)  определенный  сюжет. Данные особенности учащихся были использованы при подготовке ряда заданий.

  •   На уроке выполнялась основная цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества, которая реализовывалась через  задачи:

  • а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

  • б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

  • в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

  •   Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

  •    Основной используемый подход к реализации цели -  личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.

  • Использовались технологии: критического мышления, диалогового общения.

  •   На уроке применялись различные  методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, практический.

  • Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. 

  • Темп урока умеренный. Изучаемый материал насыщен и разнообразен, была хорошая работоспособность и активность учащихся.

  •  

  • Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.   Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.

  1. Организационный.

  2. Целеполагание и мотивация. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, формулировались    тема, изучаемые вопросы, цель урока.   Стадия вызова.

  3. Проверка домашнего задания. Для этого использовались карточки-задания и карточки-тесты, что помогло выявить уровень усвоения прошлой темы, составление синквейна по терминам.

  4. Изучение нового материала. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа с пословицами и поговорками, видеороликом, работа с текстом учебника, разбор проблемных ситуаций.

  5. На этапе закрепления   нового материала  использовался  фронтальный опрос, проработка и закрепление терминов. Учащиеся защищали свои мини-проекты рекламы.

  6. На этапе рефлексии учащиеся работали с незаконченными предложениями самооценки. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.

  7. Информирование о домашнем задании, проведен инструктаж по  подготовке сообщений, реклам. Домашнее   задание   ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.

  •   Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

  •   Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

  •  

  •   Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу,  решение задач занятия. На мой взгляд,  урок цели достиг.