СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом " Подготовка к предметной олимпиаде по географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о приёмах работы по подготовке учащихся к олимпиаде по географии.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом " Подготовка к предметной олимпиаде по географии"»

Подготовка обучающихся к олимпиадам  МАОУ СОШ №5 г.Тюмени Арефьева И.В.

Подготовка обучающихся к олимпиадам

МАОУ СОШ №5

г.Тюмени Арефьева И.В.

Подготовка обучающихся Внеурочная подготовка Урок (дифференцированные, индивидуальные задания) Участие в конкрсах, викторинах, олимпиадных различновго уровня Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Подготовка обучающихся

Внеурочная подготовка

Урок (дифференцированные, индивидуальные задания)

Участие в конкрсах, викторинах, олимпиадных различновго уровня

Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию

и применению нового знания

 Основная форма занятий - индивидуальные или групповые Основное направление-установление связей между отдельными темами  Основной принцип- не дать забыть пройденный  материал  Основная цель –обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся знаний Дополнительные внеурочные занятия

Основная форма занятий - индивидуальные или групповые Основное направление-установление связей между отдельными темами Основной принцип- не дать забыть пройденный материал Основная цель –обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся знаний Дополнительные внеурочные занятия

Стратегия обучения решению нестандартных заданий Ускорение - учет потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития Погружения, творческие мастерские, мастер-классы Углубление - эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету Более глубокое изучение тем конкретной области знаний, обучение в школе, классе с углубленным изучением предмета Погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы Обогащение - ориентир на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счет установления связей с другими темами Проблематизация - стимулирование личностного развития учащихся Использование проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций

Стратегия обучения решению нестандартных заданий

Ускорение - учет потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития

Погружения, творческие мастерские, мастер-классы

Углубление - эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету

Более глубокое изучение тем конкретной области знаний, обучение в школе, классе с углубленным изучением предмета

Погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы

Обогащение - ориентир на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счет установления связей с другими темами

Проблематизация - стимулирование личностного развития учащихся

Использование проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций

Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина с понятием Закрепление изученного материала, составлением письменных ответов на вопросы, для выработки краткого и развернутого ответа Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой информации Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммам для систематизации информации по заданными признакам, выделение главной мысли Сравнительно-аналитическая работа с информацией

Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации

Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина с понятием

Закрепление изученного материала, составлением письменных ответов на вопросы, для выработки краткого и развернутого ответа

Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой информации

Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммам для систематизации информации по заданными признакам, выделение главной мысли

Сравнительно-аналитическая работа с информацией

Этапы работы по подготовке обучающихся к олимпиадам муниципального уровня: Интеллектуальные игры в рамках недели естественно-математического цикла; Викторина «Самый …» ко Дню Российской науки 8 февраля; 6-9 классы - «интеллектуальный марафон»; 8-11 классы – школьные олимпиады.

Этапы работы по подготовке обучающихся к олимпиадам муниципального уровня:

  • Интеллектуальные игры в рамках недели естественно-математического цикла;
  • Викторина «Самый …» ко Дню Российской науки 8 февраля;
  • 6-9 классы - «интеллектуальный марафон»;
  • 8-11 классы – школьные олимпиады.
Дистанционные олимпиады: http : //www . vspu . ac.ru/de/geo олимпиады Воронежского педуниверситета. http://www.eidos.techno.ru/ эвристические олимпиады «Эйдос»  http://eduland.ru/doo-geo дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ-2006

Дистанционные олимпиады:

  • http : //www . vspu . ac.ru/de/geo олимпиады Воронежского педуниверситета.
  • http://www.eidos.techno.ru/ эвристические олимпиады «Эйдос»
  • http://eduland.ru/doo-geo дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ-2006
Обучающие задачи  С. В. Рогачев,  кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова   вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематической картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии

Обучающие задачи С. В. Рогачев, кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

  • вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематической картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии
Страна Х имеет сухопутную границу с несколькими другими. Определите Х, основываясь на следующих сведениях о соседних странах (их названия впишите в правую колонку таблицы):   О первой Здесь находится высшая точка Африки О второй Здесь из самого большого озера Африки выходит Нил О третьей По ее территории проходит большая часть течения самой полноводной реки Африки О четвертой Имеет выход к северо-восточной части побережья второго по глубине озера мира Х Руанда

Страна Х имеет сухопутную границу с несколькими другими. Определите Х, основываясь на следующих сведениях о соседних странах (их названия впишите в правую колонку таблицы):

О первой

Здесь находится высшая точка Африки

О второй

Здесь из самого большого озера Африки выходит Нил

О третьей

По ее территории проходит большая часть течения самой полноводной реки Африки

О четвертой

Имеет выход к северо-восточной части побережья второго по глубине озера мира

Х

Руанда

 Задания на формирование географической зоркости и  на проверку качества географического образования

Задания на формирование географической зоркости и на проверку качества географического образования

Задания на умение анализировать, синтезировать: «четвёртый лишний» - «белая ворона» А)полевой шпат, мрамор, базальт, кварц; Б)Анды, Гималаи, Альпы, Аппалачи; В)мордва, чуваши, татары, хакасы; Г)Волга, Амур, Селенга, Янцзы; Д)Япония, Исландия, Ирландия, Малагасийская республика.

Задания на умение анализировать, синтезировать:

  • «четвёртый лишний» - «белая ворона»

А)полевой шпат, мрамор, базальт, кварц;

Б)Анды, Гималаи, Альпы, Аппалачи;

В)мордва, чуваши, татары, хакасы;

Г)Волга, Амур, Селенга, Янцзы;

Д)Япония, Исландия, Ирландия, Малагасийская республика.

Найти смысловую ошибку в тексте: Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусна. Резкие колебания температур в течение суток.

Найти смысловую ошибку в тексте:

  • Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусна. Резкие колебания температур в течение суток.
Задание на установление причинно-следственных связей «Починить цепочку». «Выстроить логическую цепочку». «Смысловые пропорции» А)глина -глинистые сланцы, гранит-…, песчаник-…; Б)моренный холм – ледник, котловина выдувания - …, морской пляж - ….

Задание на установление причинно-следственных связей

  • «Починить цепочку».
  • «Выстроить логическую цепочку».
  • «Смысловые пропорции»

А)глина -глинистые сланцы, гранит-…, песчаник-…;

Б)моренный холм – ледник, котловина выдувания - …, морской пляж - ….

«Перевод с русского на русский» Маквис, льянос, пампа, чапараль, рям, прерия, хамады, траппы, самум, моренна, бора, крики, скрэб, гаучо, кебрачо, польдеры, сельва, парамос, сорги, соры, муссон, узбои, хабуб, «вилли-вилли», яйла, чуринги, буш, фён. Гейша, фуро, мате, кодзики, танку, сумо, сари. Бифуркация, солифлюкция, эрозия, абразия, аккумуляция, карст, термокарст, альбедо, инверсия, циркуляция, межень. Шхеры, фьорды, булгунняхи, аласы, «сало»,эфемеры.

«Перевод с русского на русский»

  • Маквис, льянос, пампа, чапараль, рям, прерия, хамады, траппы, самум, моренна, бора, крики, скрэб, гаучо, кебрачо, польдеры, сельва, парамос, сорги, соры, муссон, узбои, хабуб, «вилли-вилли», яйла, чуринги, буш, фён.
  • Гейша, фуро, мате, кодзики, танку, сумо, сари.
  • Бифуркация, солифлюкция, эрозия, абразия, аккумуляция, карст, термокарст, альбедо, инверсия, циркуляция, межень.
  • Шхеры, фьорды, булгунняхи, аласы, «сало»,эфемеры.
Словарь … терминов Африка: самум, хабуб, хамсин, шоты, хамады, эрги, латерит, пигмеи, нилоты, масаи, африканеры, бушмены, сафьян, банту. Австралия: чуринги, вилли-вилли, малли, буш, ксантрии, бумеранг, матты, скрэб, крики. Южная Америка: арауканы, кампос, кебрачо, гаучо, мулаты, самбо, метисы, пуна, араваки, мате, сельва, пампа, Сьерра, льянос. Северная Америка: торнадо, каньоны, тундра, тайга, прерии, ацтеки, майя, анклав, ковбои. Евразия: узбои, моренные гряды, тайфуны, дельта, фьорды, моренны, смог, чум, иглу,

Словарь … терминов

  • Африка: самум, хабуб, хамсин, шоты, хамады, эрги, латерит, пигмеи, нилоты, масаи, африканеры, бушмены, сафьян, банту.
  • Австралия: чуринги, вилли-вилли, малли, буш, ксантрии, бумеранг, матты, скрэб, крики.
  • Южная Америка: арауканы, кампос, кебрачо, гаучо, мулаты, самбо, метисы, пуна, араваки, мате, сельва, пампа, Сьерра, льянос.
  • Северная Америка: торнадо, каньоны, тундра, тайга, прерии, ацтеки, майя, анклав, ковбои. Евразия: узбои, моренные гряды, тайфуны, дельта, фьорды, моренны, смог, чум, иглу,
«Что такое? Кто такой? Где находится?» А) капибара, Атлас, крики, Д.Ливингстон, Мичиган, секвойя, коала, Амазонка. Б) рекультивация, каботаж, специализация, Баранский, Геоэс, КАМАЗ. В) ресурсообеспеченность, этнос, НТР, Рур, САН-САН, Гронинген, Роттердам.

«Что такое? Кто такой? Где находится?»

  • А) капибара, Атлас, крики, Д.Ливингстон, Мичиган, секвойя, коала, Амазонка.
  • Б) рекультивация, каботаж, специализация, Баранский, Геоэс, КАМАЗ.
  • В) ресурсообеспеченность, этнос, НТР, Рур, САН-САН, Гронинген, Роттердам.
Продуктивные задания Почему в одних и тех же широтах тропического климатического пояса Северной Америки на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?   Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы? На крайнем северо-западе США находится штат Вашингтон, который является своеобразным природным феноменом. Лишь за одни сутки тут выпало однажды 3960 мм осадков (в районе Киева за год в среднем выпадает около 600 мм). А лишь один продолжительный снегопад создал снеговой покров толщиной в 2,5 м. Чем можно объяснить такое своеобразие? На севере равнинной части США неоднократно наблюдались случаи, когда в течение одних только суток происходило падение температуры более чем на 40 °С. Чем это можно объяснить?

Продуктивные задания

  • Почему в одних и тех же широтах тропического климатического пояса Северной Америки на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?
  • Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы?
  • На крайнем северо-западе США находится штат Вашингтон, который является своеобразным природным феноменом. Лишь за одни сутки тут выпало однажды 3960 мм осадков (в районе Киева за год в среднем выпадает около 600 мм). А лишь один продолжительный снегопад создал снеговой покров толщиной в 2,5 м. Чем можно объяснить такое своеобразие?
  • На севере равнинной части США неоднократно наблюдались случаи, когда в течение одних только суток происходило падение температуры более чем на 40 °С. Чем это можно объяснить?
Выберите единственный правильный вариант решения  имея в виду, что в трех остальных предложенных вариантах  что-то противоречит здравому смыслу или общекультурной информации  («ступеньки к вершинам интеллекта») 1. Январская река а) река в северо-восточном Китае, название связано с тем, что в январе у этой реки происходит половодье б) перевод на русский язык названия города в Южной Америке, в XIX в. бывшего столицей монархии в) река в Кении, дважды пересекающая экватор. Название связано с тем, что в конце января — начале декабря солнце над ней стоит в зените г) река на Кубе, переименованная в ознаменование 30-летия падения диктатуры Батисты 1 января 1959 г. и установления социалистического режима Фиделя Кастро (прежнее назва-ние — Сосновая река). Река известна тем, что в ее устье находится крупный нефтеэкспортный порт, поставляющий нефть в южные районы США

Выберите единственный правильный вариант решения имея в виду, что в трех остальных предложенных вариантах что-то противоречит здравому смыслу или общекультурной информации («ступеньки к вершинам интеллекта»)

  • 1. Январская река
  • а) река в северо-восточном Китае, название связано с тем, что в январе у этой реки происходит половодье
  • б) перевод на русский язык названия города в Южной Америке, в XIX в. бывшего столицей монархии
  • в) река в Кении, дважды пересекающая экватор. Название связано с тем, что в конце января — начале декабря солнце над ней стоит в зените
  • г) река на Кубе, переименованная в ознаменование 30-летия падения диктатуры Батисты 1 января 1959 г. и установления социалистического режима Фиделя Кастро (прежнее назва-ние — Сосновая река). Река известна тем, что в ее устье находится крупный нефтеэкспортный порт, поставляющий нефть в южные районы США
Эталон рассуждений 1. Январская река На северо-востоке Китая зима — почти такая же, как и на большей части России, т.е. морозная. Лежит и не тает снег. Половодье у рек в январе невозможно. Это заставляет отказаться от версии а . Река, дважды или даже трижды пересекающая экватор, в Кении может найтись запросто. Но солнце в зените будет стоять над ней круглый год, поэтому немыслимо, чтобы название реки было произведено именно от январского стояния солнца над этой «Январской рекой». Отбрасываем в. У Кубы и США нет внешнеторговых связей, так что от г тоже следует отказаться. Ответ: б. Это Рио-де-Жанейро (Январская река). Бoльшую часть XIX века Бразилия была империей.

Эталон рассуждений

1. Январская река

  • На северо-востоке Китая зима — почти такая же, как и на большей части России, т.е. морозная. Лежит и не тает снег. Половодье у рек в январе невозможно. Это заставляет отказаться от версии а .
  • Река, дважды или даже трижды пересекающая экватор, в Кении может найтись запросто. Но солнце в зените будет стоять над ней круглый год, поэтому немыслимо, чтобы название реки было произведено именно от январского стояния солнца над этой «Январской рекой». Отбрасываем в.
  • У Кубы и США нет внешнеторговых связей, так что от г тоже следует отказаться.
  • Ответ: б. Это Рио-де-Жанейро (Январская река). Бoльшую часть XIX века Бразилия была империей.
Самоподготовка Географические рекорды. Самое, самое. Образ территории. Географические лабиринты.

Самоподготовка

  • Географические рекорды.
  • Самое, самое.
  • Образ территории.
  • Географические лабиринты.