СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающее повторение по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока можно испоьзовать без дополнительной информации. Представлена  интересная презентация.В моём классе данный урок прошёл на "отлично".

Просмотр содержимого документа
«Обобщающее повторение по теме "Имя существительное"»


Морфологический разбор имени существительного

(урок обобщающего повторения в 6 классе)


Цель: Повторение и обобщение знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), умений проводить морфологический разбор имени существительного.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления лингвистического высказывания;

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к народным традициям, развитие эстетического вкуса, культуры мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация “Морфологический разбор имени существительного”,раздаточный материал, листы самоконтроля, осенние листья для букета

План урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели и мотивации учебной деятельности.

3.Активация деятельности на уроке.

4.Обобщение и систематизация понятий по теме "Имя существительное."

5.Игра "Угадай-ка".

6.Игра "Третий лишний".

7.Анаграмма .

8. Собери пословицы "Приметы осени".

9.Работа с учебником.

10. Проверочная работа.

11Домашнее задание.

12 Рефлексия.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а)создание эмоционального настроя.

-Доброе утро!

Посмотрите друг на друга,

Как чудесно это утро!

В мир природы окунемся,

Что ж за дело мы возьмемся.

- Опять дожди, опять туманы

И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
Опять осенняя погода!
Но, мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она – 
Люблю я это время года!..
-О чем пишет С.Т.Аксаков ? (Слайд 1).

б) Введение в тему урока. 

-Слова какой части речи являются главными в стихотворении?

- Что вам уже известно об этой части речи? (слайд 4)

- Запишем высказывание К.Паустовского:

Осень завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

(Синтаксический разбор предложения).

3. Активизация деятельности на уроке.

-Как вы думаете, для чего необходимо повторить все морфологические признаки имени существительного?

(чтоб выполнить морфологический разбор)

4.Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”.

-Осень каждый год приходит к нам разная, но какая бы она не была, всегда происходит одно и тоже природное явление, как вы думаете, какое?

(листопад)

-Сегодня мы соберем букет из осенних листьев, каждый лист-это ваше выполненное задание. Чем больше выполненных заданий, тем богаче будет наш букет.

1)Угадай-ка (слайд 6)

Сидит–зеленеет, падает-желтеет, лежит–чернеет (лист)
Много платьев, много хруста. Как зовут ее?(капуста)
Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов–управа (чеснок)
-Определите склонение угаданных существительных.

-На какие две группы можно распределить эти слова?

(Одушевленное или неодушевленное)

2)Игра "Третий лишний". (слайд 7)

1.Уфа. Белебей, город

2. Дождь, снег, "Мурзилка"

3.Сережа,Марина,дети

-По какому признаку вы распределяли слова?

3)Работа в парах

-Мы услышали сегодня много “осенних” слов ,а сможем ли вы отгадать их? Решите анаграмму.(слайды 8-9)

Адилопст (листопад)

язелм (земля)
Жьдод (дождь)
Айжоур (урожай)
ереодв (дерево)
ьснео (осень)
-По какому признаку можно объединить эти слова?

( по родам)

4)Знаешь ли ты приметы осени? 

-Соберите пословицы, определите число имен существительных (слайд10)

Много рябины

к холодной зиме

Красный закат

к хорошей погоде

Кошка мордочку прячет

к ветреной погоде

Много паутины …

зиму без снега

Гром в октябре предвещает…

к холоду

Дым столбом…

к долгой и сухой осени





слайд 11

-Какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили, выполняя задания?

(Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

5.Физкультминутка.

Если существительное одушевленное, вы поднимаете руки, тянетесь вверх.

Если существительное неодушевленное ,вы приседаете.

Если это существительное имя собственное ,вы хлопаете в ладоши.

Если существительное нарицательное ,вы топаете ногами.

6.Обобщение ЗУН:

1)Работа по учебнику.

-Познакомимся с материалом учебника §42.

2)Решение проблемного вопроса.

-Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, сможем ли выполнить морфологический разбор?

(нет, повторить падеж имен существительных)

7.Закрепление изученного материала.

а)Выполнение морфологического разбора имени существительного из словосочетанию “вспоминаю об осени3” ( слайд12 )

(букет пополняется листьями по мере того, как выполняют задания, так же ученики заполняют лист самоконтроля):

“+” -определяю

“-” -не определяю

“ +-”-надо поработать

Лист самоконтроля

Определение

имени сущ. как части речи

Начальная форма им.сущ.

Постоянные морфологические

признаки

Непостоян

ные морфологические

признаки

Синт. роль в предл.

собств.

или нариц.

одушевл. или неодуш.

род

склонение

Падеж

Число











в)Проверочная работа

а)выполнить письменно морфологический разбор имен существительных:

I вариант “сделал букет 3

II вариант “работал с Дашей3

б) Взаимопроверка.

8. Подведение итогов урока.

а)Чем мы сегодня занимались на уроке? Посмотрите на наш букет. Что вы можете о нем сказать?

(необычный, он состоит не из простых листьев, а каждый из них показывает, сколько заданий было успешно выполнено.)

б) Рефлексия .

-Составьте синквейн о сегодняшнем уроке

в)Оценивание.

-Посмотрите на ваши листы самоконтроля, если во всех графах стоят плюсы, то ставите "5",у кого 1-2 минуса ставят "4".

10.Домашнее задание.(Слайд 12)

§42 выучить схему морфологического разбора имени существительного,

“3” выполнить упражнение.

“4”написать синквейн об осени

"5"подготовить 7 вопросов по теме "Имя существительное".

11. Завершение урока. 

-Вперед, к новым знаниям.