Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное. Обобщающий урок»
Автор: Зиганурова Гульнара Магарифовна
МБОУ СОШ имени А.Абдуллина с.Дюмеево
Тип урока: урок обобщение.
Цели урока:
- повторить и систематизировать знания обучающихся по развитию речи и культуре речи;
-научить видеть и исправлять грамматические ошибки;
-повторит орфографические правила, изученные по данной теме
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята!
Проверьте, всё ли необходимое вы приготовили к уроку. Чтобы урок прошёл с пользой вам надо:
- внимательно слушать учителя;
- стараться отвечать на вопросы полным ответом;
- чётко проговаривать слова.
А урок мы начнём с просмотра небольшого клипа. Внимание на экран (Клип «Зимняя сказка» Таривердиева).
- Что вы увидели, ребята, на экране?
- Какое это время года? Вы любите зиму?
- За окном декабрьский день, так всем нам хочется тепла и света. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и подарите свою солнечную улыбку, пожелайте друг другу удачи на уроке. А я желаю удачи вам!
II. Актуализация знаний.
- Сначала мы с вами, ребята, проведём разминку. Выполним мини-тест. Внимательно смотрим на экран. Называем правильный вариант ответа
1. Выберите приставку:
Несколько дней стреляли бе…прерывно
А. Бес- Б. Без-
2. Выберите приставку:
Наутро решили ра…бить крепость
А. Рас- Б. Раз-
3.Выберите пропущенную букву:
Капюш…н, ш…мпол, ш…в, ш…ссе.
А. О Б. Ё
4. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:
А. И Б. Ы
5. Какая буква пишется в словах:
Позиц…я, акац…я, ситуац…я
А. И Б. Ы.
III. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте, ребята, стихотворение Льва Успенского. О чём идёт речь в стихотворении? О какой части речи?
Земля вода, пшеница, класс –
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даём:
Берёза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без этой части речи никак не проживёшь!
Лев Успенский
- Правильно, об именах существительных
-Какую часть речи мы с вами изучали?
- Давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока.
-Правильно, ребята. « Имя существительное. Обобщающий урок». Открыли тетради, запишем дату и тему урока.
-Какие цели поставим перед собой?
-систематизировать и обобщить знания по теме « Имя существительное»
- проверить, усвоена ли тема «Имя существительное»
IV.Работа по теме урока.
Эпиграфом к уроку я взяла высказывание Ветвицкого : «Существительное – дирижёр грамматического оркестра».
-Что такое оркестр?
-А кто такой дирижёр?
-Давайте по толковому словарю найдём определение этих слов.
(Учащиеся находят определения слов, читают).
-Сейчас вы послушаете сообщение, из которого узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное. (Слушают сообщение ученицы).
Посмотрите, ребята, на экран и прочитайте несколько строк из стихотворения Афанасия Фета.
-Что вы заметили? (Нет глаголов)
-Лев Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Можно сделать вывод, что с помощью существительных «нарисовать» картину природы, портрет и др.
-А теперь ответим на несколько вопросов:
-Какая часть речи называется именем существительным? ( Учащиеся дают определение).
-Что вы знаете об этой части речи? Что узнали о склонении, роде имён существительных?
- Я раздаю вам карточки. Вам надо выписать только имена существительные, распределить их по группам. Сколько вариантов группировки можете предложить? ( 3 группы) . У доски работают 3 ученика.
Существительные общего рода Разносклоняемые Несклоняемые
Молодцы, ребята. А теперь, все дружно встали и немножко отдохнём ( физминутка).
-Открыли учебники, страницу 162. Упражнение 315. Прочитаем задание и выполним.
- Перед тем как отправиться в небольшое путешествие , ребята, вспомним правило.
-Как различить на письме суффиксы –ик, -ек?
-Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик ( -щик)
-Как определить, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?
Молодцы, ребята. Готовы к путешествию с лингвистическими колобками? Главное- сесть в нужный кораблик, чтобы не утонуть!. (На экране кораблики, в каждом из них вопрос, надо правильно решить).
- Вспомним следующее правило. Как пишется имя существительное с частицей НЕ? Слитно или раздельно? Когда слитно, а когда раздельно?
- Следующее задание выполним в тетрадях письменно. Я вам раздаю карточки с заданиями.
1. Самой дорогой для человека святыней является не….зависимость Родины.
2 Не…счастье помогло в открытии, а настойчивость и упорство.
3. Не…нависти можно положить конец только любовью.
4. Не…удача пробный камень настойчивости и железной воли.
-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы. Выводы.
V. Обобщение.
-А теперь, ребята, подведём итоги. Проверим, как вы усвоили тему «Имена существительные». Обобщим.( На слайде тест)
- Составим синквейн.
Имя существительное
Полезное, нужное
Помогает, называет, украшает
Речь невозможна без него
Часть речи.
-Молодцы, ребята! (выставление оценок)
-Запишите домашнее задание.
1) выполнить упражнение 317;
2) написать мини- сочинение на тему «Зимний вечер».
- Желаю удачи! До свидания!
Литература: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов .-Русский язык: 5 класс, 2023г.