СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающее слово при однородных членах предложения.  Знаки препинания при обращениях. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающее слово при однородных членах предложения.»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения

Цель урока:

- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.

- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная, коллективная)


Оборудование:

  • Таблица «Знаки препинания при обобщающих словах»

  • Карточки с заданиями

Ход урока


I. Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся.

II. Актуализация опорных знаний.

Опрос по теоретическому материалу:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие условия постановки запятой между однородными членами предложения вы знаете?

Повторение изученного: проверка домашнего задания Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему. Исчезли в темноте берёзовые рощи, поля, холмы.

Формулировка темы, целеполагание

Задание:

Запишите слова в 3 столбика, распределив их по значениям.


стрекоза

кастрюля

скрипка

бабочка

чашки

барабан

пчела

ложка

гармонь

насекомые

посуда

Музыкальные инструменты


Организация проверки:

Прочитайте записанные вами столбцы слов.

- А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика?

Ответы запишите в тетрадь.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? Эти слова называются обобщающими.

Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.

III. Изучение нового учебного материала


Правило: Обобщающее слово – слово с общим значением для однородных членов предложения. Обобщающее слово называет группу слов как единое целое.

Пример: Круг, квадрат, треугольник – геометрические фигуры.

Задание (устно): Давайте приведем примеры с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Учитель: Маслята, сыроежки, подосиновики – это…

Дон, Волга, Нева – это…

Знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами при обобщающих словах (Наблюдение по опорной таблице).






Графически обобщающее слово обозначается …


1. Двоеточие ставится перед однородными членами предложения, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов. [О: 0, 0, 0 ].

2. Тире ставится после однородных членов предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов. [0, 0, 0 – О].

3. Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде, всегда, повсюду, нигде, никогда могут выступать в роли обобщающего слова.

Пример:

Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.

В саду, в доме, на улице всюду чувствовался запах черемухи.


Физкультминутка.


IV Закрепление учебного материала

Задание: Прочитайте предложения. Составьте схемы к предложениям. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Всё было мокро от тумана: палуба, чемоданы, перила.

2) Всегда популярны настольные игры: и шахматы, и шашки, и домино.

3) В степи, за рекой, по дорогам – повсюду было пусто.


  1. На фабриках, на заводах – везде происходили митинги.(обстоятельство)

  2. И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе. (подлежащее)

  3. Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал. (сказуемое)

  4. Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики. (дополнение)


Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

V. Рефлексия. Итог урока.

- Какая была тема урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое обобщающее слово?

- Каким членом предложения является обобщающее слово?

- Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах.


VI Домашнее задание

  • выучить правило о знаках препинания при обобщающем слове

  • выполнить письменно упр…….

  • придумать предложения с обобщающими словами везде, писатели.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!