ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения
Цель урока:
- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.
- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная, коллективная)
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Опрос по теоретическому материалу:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие условия постановки запятой между однородными членами предложения вы знаете?
Повторение изученного: проверка домашнего задания Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему. Исчезли в темноте берёзовые рощи, поля, холмы.
Формулировка темы, целеполагание
Задание:
Запишите слова в 3 столбика, распределив их по значениям.
стрекоза | кастрюля | скрипка |
бабочка | чашки | барабан |
пчела | ложка | гармонь |
насекомые | посуда | Музыкальные инструменты |
Организация проверки:
Прочитайте записанные вами столбцы слов.
- А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика?
Ответы запишите в тетрадь.
- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? Эти слова называются обобщающими.
Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.
III. Изучение нового учебного материала
Правило: Обобщающее слово – слово с общим значением для однородных членов предложения. Обобщающее слово называет группу слов как единое целое.
Пример: Круг, квадрат, треугольник – геометрические фигуры.
Задание (устно): Давайте приведем примеры с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Учитель: Маслята, сыроежки, подосиновики – это…
Дон, Волга, Нева – это…
Знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами при обобщающих словах (Наблюдение по опорной таблице).
Графически обобщающее слово обозначается …
1. Двоеточие ставится перед однородными членами предложения, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов. [О: 0, 0, 0 ].
2. Тире ставится после однородных членов предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов. [0, 0, 0 – О].
3. Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде, всегда, повсюду, нигде, никогда могут выступать в роли обобщающего слова.
Пример:
Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.
В саду, в доме, на улице – всюду чувствовался запах черемухи.
Физкультминутка.
IV Закрепление учебного материала
Задание: Прочитайте предложения. Составьте схемы к предложениям. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Всё было мокро от тумана: палуба, чемоданы, перила.
2) Всегда популярны настольные игры: и шахматы, и шашки, и домино.
3) В степи, за рекой, по дорогам – повсюду было пусто.
На фабриках, на заводах – везде происходили митинги.(обстоятельство)
И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе. (подлежащее)
Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал. (сказуемое)
Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики. (дополнение)
Укажите слово, которое не может быть обобщающим:
а) одуванчик
б) животные
в) растения
г) вредители
V. Рефлексия. Итог урока.
- Какая была тема урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое обобщающее слово?
- Каким членом предложения является обобщающее слово?
- Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах.
VI Домашнее задание
выучить правило о знаках препинания при обобщающем слове
выполнить письменно упр…….
придумать предложения с обобщающими словами везде, писатели.