Русский язык 8 класс
Учитель: Байназарова Фаима Хамзиновна
Тема: Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель: закрепить знания учащихся об однородных членах предложения,об обобщающих словах при них; совершенствовать умения и навыки находить их в предложении;повторить соченительные союзы;продолжить работу над выработкой пунктуационных навыков;
расширить и углубить предметную компитенцию;
воспитывать инициативность,самостоятельности в приобретении знаний.
Оборудование:учебник,тексты.
Тип урока: комбинированый урок.
Ход урока:
I.Организационый этап.
II.Словарный диктант.
Анатом, жалюзи, плесневеть, таможня, предвосхитить, оседлый (только с "е"), паралич, мизерный, наверх, иссушенный, заказник, добыча, обеспечение, крупны.
III. Практическая работа.
1.Разбор предложения по членам.
1)Все жители посёлка: мужчины и женщины, старики и дети - вышли встречать пароход.
2)В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии - всюду растут новые города
2.Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
Преобразовать так: а)чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.
3. Объяснительный диктант.
1) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях - она искала Баклашова, спрашивала о нём(К.Паустовский). 2)Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник(К.Паустовский). 3) И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева - всё поражало своей густой свежестью и новизной (И.Бунин).4)Какие всё же у него удивительные глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин). 5) Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях - словом, все её достоинства только родились с ней(И.Тургенев).
4.Вставьте уместные союзы и знаки препинания.
1)Наверху кто-то стонет _ плачет (А.Чехов). 2) Лица собравшихся были бледны _ взволнованны(Л.Толстой). 3) Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _ льстива _ бойка _ въедлива(А.Фадеев). 4) Никто не знал_ его состояния _ его доходов (А.Пушкин). 5)Ребёнок был резов _ мил(А.С.Пушкин). 6)Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо(И.Тургенев)
IV. Лингвистическая разминка.
Задание. Ответы на"кроссвордные"вопросы запишите в две колонки: В правую - с твердым произношением согласного ([тэ] , [дэ]),в левую- с мягким ([т'э] , [д'э]). Колонки дополните своими примерами.
1.Знак препинания в виде чёрточки. 2.Кровеносный сосуд. 3.Паровозоремонтная мастерская. 4. Человек, собирающий коллекцию марок. 5. Лицо, идущее первым в соревновании. 6. Часть механизма машины 7. Шарф, надеваемый на шею. 8.Гостиница. 9.Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10. Источник, откуда черпают новые силы ,средства; запас.11. Сквозной проезд под землёй, в горах. 12. Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13. Образец какого- либо предмета, изготовленного обычно в уменьшено виде. 14. Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
Для справок.
Тире,филателист,модель,кашне,туннель,отель,депо,лидер,деталь,резерв.лотерея,артерия,декламация,девиз.
V. Рефлексия. Расскажите о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом.
VI. Домашнее задание.
1.Повторить теоретический материал.
2. Упражнение (по усмотрению учителя).