ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: « Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. 6 КЛАСС
ЗАПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ВЫДЕЛИТЬ ОРФОГРАММЫ.
Р…скошные р…стения, зар…сли кустов, хорошо изл…жить, распол…гать временем, написать изл…жение, отр…стить волосы, предл…гать помощь.
«третий лишний»
Прочитать группы слов и найти в них лишнее слово.
1. Скрипка, флейта, рояль, музыкальные инструменты.
2. Жучок, вредные насекомые, листогрыз, листовёртка.
3. Рысь, волк, дикие животные, лось, лиса.
- Скрипка, флейта, рояль – это музыкальные инструменты.
- Жучок, листогрыз, листовёртка – это вредные насекомые.
- Волк, рысь, лиса, лось – это дикие животные.
- Слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членах , называются обобщающими.
Животные цветы
Тема урока:
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Знать и уметь
- что такое обобщающие слова;
- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;
- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;
- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;
- находить обобщающие слова в предложении;
- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;
- ставить знаки препинания при обобщающих словах
- При однородных членах могут использоваться обобщающие слова . Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.
- В роли обобщающих слов обычно выступают существительные, местоимения и наречия .
- Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся.
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то после него ставится двоеточие. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Записать предложения. Подчеркнуть основу предложения. Найти обобщающие слова при однородных членах и определить, какими членами предложения они являются.
1. Синица съедает вредных насекомых: жучка, листогрыза, листовёртку.
2. В ботаническом саду мы можем увидеть и самые обычные лекарственные растения средней полосы: зверобой, валериану, душицу, пустырник.
Знаки препинания при обобщающих словах.
а именно
:
.
.
,
и
Шары были разных цветов: красные, синие и желтые.
Выберите слово, которое может стать обобщающим, и раскройте его однородными членами предложения.
1. В саду у сторожа росли цветы………….
2. В лукошке лежали грибы…………..
3. Яркие пятна света лежали всюду…….
Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях?
- В саду у сторожа росли цветы: астры, гладиолусы, георгины.
- В лукошке у лесника лежали грибы: подосиновики, подберёзовики, моховики и лисички.
- Яркие пятна света лежали всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на пышных сугробах.
это
-
,
,
.
и
В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери.
Списать предложения, расставить знаки препинания. Найти обобщающие слова при однородных членах предложения, определить какими членами предложения они являются.
В стужу белка кормится осенними припасами орехами желудями грибами шишками. Кот воровал всё рыбу мясо сметану. На воде россыпью сидели птицы утки лебеди чайки. Зимой и летом осенью и весной всегда хорош русский лес. В корзине была дичь два тетерева и утка.
Итог урока
- 1. Какие слова называются обобщающими?
- 2. Какие части речи могут выступать в роли обобщающих слов?
- 3. Какими членами предложения являются обобщающие слова по отношению к однородным членам предложения?
- 4. Какие знаки препинания могут ставиться при обобщающих словах?