СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах»

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению знаний об обобщающих словах; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности переключать внимание.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты, листы для самоконтроля);

Ход урока.

1. Организационный момент.

(приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей)

2. Проверка домашнего задания.

(несколько человек читают выписанные из художественных произведений предложения с рядами однородных членов)

3. Актуализация субъектного опыта.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Запишите предложения под диктовку. Найдите слово(а) с непроизносимым согласным.

Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Найдите предложения с однородными членами. (2,3) Сделайте синтаксический анализ второго предложения.

Грамматические загадки:

  1. Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. (очп)

  2. Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. (распространенные)

  3. Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро. (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова)

  4. Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. (сочинительная связь)

  5. Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. (однородные определения)

  6. Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. (неоднородные определения)

  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения. (запятая)

4. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Систематизация знаний об обобщающих словах .

В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь… (В. Арсеньев.)

(Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra), листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.)

В роли обобщающих слов используются:

  1. местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

Работа в группах по теме «Знаки препинания при обобщающих словах»
1-я группа.

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

2-я группа.

Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью .

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью .

3-я группа.

Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Вывод:

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

5. Первичная проверка изученного.

упр. 221

6. Применение изученного.

Тестовое упражнение №2

7. Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(Списать текст, вставить слова, расставить знаки)

Русские реки
Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.
В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

- Сверяем (текст напечатан на карточках)


Русские реки

Бесчисленное множество водоёмов: малых рек, речушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям: серебряному Днепру, широкой красавице Волге, пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород, Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

8. Обобщение и систематизация изученного.

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

9. Этап контроля и самоконтроля.

Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

10. Этап коррекции.

1 – Г; 2 – В,Г

11. Информация по домашнему задания.

Выучить правило

  1. выполнить упр. 225

  2. в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах

12. Подведение итогов. (листы самоконтроля)

13. Рефлексия.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!