Обобщающий урок по теме”Квадратные уравнения”
Подготовила: учитель математики МКОУ «Плодосовхозская СОШ» Кузьмина Т.А.
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры
Определение квадратного уравнения
- Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + bх + с = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем а 0
Среди данных уравнений выберите те, которые не являются квадратными
1) х 3 – 7х 2 – 3 = 17
4) 5х – 4 = х - 7
5) х 2 + 7х = 0
6) 3х + 6х 2 = 0
7) х² +5х= 4+ х²
2) х 2 – 5х +4 = 0
3) 2х 2 – 3х + 6 = 0
Виды квадратных уравнений
Квадратные уравнения ( ах 2 + bх + с = 0)
Полные квадратные уравнения
Неполные квадратные уравнения
(если хотя бы один из коэффициентов
b = 0 или c = 0)
неприведенные
ax 2 =0,a ≠0,
ax 2 +bx=0,
a ≠0,c=0.
b=0,c=0.
ax 2 + bx + c = 0
а ≠ 0
приведенные
(если а = 1 )
х 2 + px +q = 0
ax 2 + c = 0,
a ≠0, b=0.
3
Неполные квадратные уравнения
С = 0
B = 0
7х² + 6х = 0
B = 0, c = 0
2х² - 12 = 0;
ах² = 0;
х = 0.
-3х² = 0
3х² + 15 = 0
Ответ:0.
Не решая, найдите корни уравнения:
1.( х-6)(х+13)=0
х=6, х=-13
х= -0,25, х=0,25
5. 4,5 х² =0
2. х(х+0,7)=0
х=0, х=-0,7
х =0
6.3х²+9=0
3. х² -4х=0
х=0, х=4
Нет корней
4. 16х² - 1 = 0
От чего зависит количество корней полного квадратного уравнения?
ах 2 + bх + с = 0 , где а≠0
0 1корень Д=0 2корня 9 " width="640"
Количество корней полного квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта
Дискриминант
нет корней
Д
Д0
1корень
Д=0
2корня
9
Как найти дискриминант?
Д = в²–4ас
Д 1 = ) 2 – ас,
если b четное число
Формулы корней квадратного уравнения
Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения:
С умма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену
x 1 + x 2 = -p
x 1 · x 2 = q
Теорема, обратная теореме Виета
Если числа Х 1 и Х 2 таковы, что Х 1 + Х 2 = -p,
а Х 1 • Х 2 = q, то эти числа - корни квадратного уравнения
Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 5х +6 = 0. Выберите правильный ответ
- х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -6
- х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = 6
- х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -6
Квадратные уравнения
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по данной теме
- отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта;
- повторить теорему Виета;
- повторить способы решения различных квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным.
Решите уравнения
Нечётные парты
Чётные парты
5х² + 14х - 3 =0,
5х² + 8х - 4 =0
2х²- 3х + 2 =0
3х² - х + 2 =0
Решение уравнений
Нечётные парты
Чётные парты
1). 5х² + 14х - 3 =0,
Д ₁ =7²-5·(-3) =64,
5х² + 8х - 4 =0,
2). 2х²- 3х + 2 =0,
Д₁ =4²-5·(-4) =36,
3х² - х + 2 =0,
х₁=0,2, х₂ =-3.
Д =9 -4·2·2 =-7
Ответ: -3; 0,2.
х₁= -2, х₂ =0,4.
Д=1 – 4·3·2 =-23
нет корней.
Ответ:-2; 0,4.
Ответ: уравнение
не имеет корней.
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи .
Леонард Фибоначчи
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х²+вх+с=0, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем
Михаэль Штифель
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид
1596-1662
1643-1727
Р. Декарт
И. Ньютон
1540-1603
Ф. Виет
1 группа
Решить уравнение: |х 2 +3х+2| =2
2 группа
Решить уравнение: х 4 + 5х 2 - 36 =0
Решите задачу:
1 ) Задача о мобильной связи.
В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе, если известно, что радиус Земли равен 6380 км. Какую высоту должна иметь вышка мобильной связи, поставленная в нашем городе, чтобы село Бутаково и Черемшанка попали в зону связи (расстояние от вышки до данных сел по прямой не больше 25 км.)?
Решение: АВ – высота антенны, ВС – радиус приёма передач, ОС – радиус Земли.
Пусть AB= x, BC=R=25 км, OC= r =6380 км.
OB = OA + AB
OB = r + x
Применив теорему Пифагора, получим уравнение
(х+6380) 2 =252+63802; х 2 +12760х-25=0;
D=162817600+2500=162820100;
≈ 12760,097; х≈0,048км .
Ответ: 0,048км
При каких значениях параметра р уравнение
(р – 1)х 2 + (р – 1)х – 1 = 0 имеет один корень?
5) Укажите дискриминант данного квадратного уравнения:
6х 2 +3х-1=0
а) 44;
б) 33;
в) 0;
г) -15
6) Укажите число корней квадратного уравнения: х 2 -3х+3=0
а) два различных корня;
б) два совпадающих корня;
в) нет корней;
г) четыре корня
7) Укажите, не решая, сумму и произведение корней приведённого квадратного уравнения: х 2 +8х+15=0
а) х 1 + х 2 =8; х 1* х 2 =15
б) х 1 + х 1 =8; х 1* х 2 = -15
в) х 1 +х 2 = -8; х 1* х 1 =15
г) х 1 + х 2 = -8; х 1* х 2 = -15
- Уравнение х 2 -2х-3=0 решили графически. Определи по рисунку корни уравнения, записав ответ без пробелов через точку с запятой в порядке возрастания.
Тест
1) Какое из уравнений не является квадратным?
а) 6х 2 +7х-6=0;
б) 2х 2 -7=0
в) 10+2х 2 =0
г) 2х 3 -7=0
2) Какое из уравнений является неполным квадратным?
а) 3х 2 -8х+15=0
б) 2х 2 -7=0
в) 5х 2 -8х+3=0
г) 2х-5=0
3) Укажите корни неполного квадратного уравнения:
х 2 -9=0
а) +3 и -3;
б)3 и 6;
в) нет корней;
г) 0
.
4) Выберите неполное квадратное уравнение, не имеющее корней:
а)2х 2 +8=0;
б) х 2 -3х=0;
в) х 2 =16;
г) х 2 -2х=0
Проверка теста 1) г) 2) б) 3) а) 4) а) 5) б) 6) в) 7) в) 8) -1; 3
Молодцы!
Закончи предложение
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
§ 27-29, стр.191,
вариант 1,№ 1,5
Спасибо за работу