СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения"»

Обобщающий урок по теме”Квадратные уравнения”       Подготовила: учитель математики МКОУ «Плодосовхозская СОШ» Кузьмина Т.А.

Обобщающий урок по теме”Квадратные уравнения”

Подготовила: учитель математики МКОУ «Плодосовхозская СОШ» Кузьмина Т.А.

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры

 Определение квадратного уравнения   Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + bх + с = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем а  0

Определение квадратного уравнения

  • Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + bх + с = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем а  0
Среди данных уравнений выберите те, которые не являются квадратными 1) х 3 – 7х 2 – 3 = 17 4) 5х – 4 = х - 7 5) х 2 + 7х = 0 6) 3х + 6х 2 = 0 7) х² +5х= 4+ х² 2) х 2 – 5х +4 = 0 3) 2х 2 – 3х + 6 = 0

Среди данных уравнений выберите те, которые не являются квадратными

1) х 3 – 7х 2 – 3 = 17

4) 5х – 4 = х - 7

5) х 2 + 7х = 0

6) 3х + 6х 2 = 0

7) х² +5х= 4+ х²

2) х 2 – 5х +4 = 0

3) 2х 2 – 3х + 6 = 0

 Виды квадратных уравнений   Квадратные уравнения ( ах 2 + bх + с = 0) Полные квадратные уравнения   Неполные квадратные уравнения (если хотя бы один из коэффициентов b = 0 или c = 0) неприведенные ax 2 =0,a ≠0, ax 2 +bx=0, a ≠0,c=0. b=0,c=0. ax 2 + bx + c = 0 а ≠ 0 приведенные (если а = 1 ) х 2 + px +q = 0   ax 2 + c = 0, a ≠0, b=0.  3

Виды квадратных уравнений

Квадратные уравнения ( ах 2 + bх + с = 0)

Полные квадратные уравнения

Неполные квадратные уравнения

(если хотя бы один из коэффициентов

b = 0 или c = 0)

неприведенные

ax 2 =0,a ≠0,

ax 2 +bx=0,

a ≠0,c=0.

b=0,c=0.

ax 2 + bx + c = 0

а ≠ 0

приведенные

(если а = 1 )

х 2 + px +q = 0

ax 2 + c = 0,

a ≠0, b=0.

3

Неполные квадратные уравнения С = 0 B = 0 7х² + 6х = 0 B = 0, c = 0 2х² - 12 = 0; ах² = 0; х = 0. -3х² = 0 3х² + 15 = 0 Ответ:0.

Неполные квадратные уравнения

С = 0

B = 0

7х² + 6х = 0

B = 0, c = 0

2х² - 12 = 0;

ах² = 0;

х = 0.

-3х² = 0

3х² + 15 = 0

Ответ:0.

Не решая, найдите корни уравнения: 1.( х-6)(х+13)=0  х=6, х=-13  х= -0,25, х=0,25 5. 4,5 х² =0 2. х(х+0,7)=0  х=0, х=-0,7  х =0  6.3х²+9=0 3. х² -4х=0  х=0, х=4  Нет корней 4. 16х² - 1 = 0

Не решая, найдите корни уравнения:

1.( х-6)(х+13)=0

х=6, х=-13

х= -0,25, х=0,25

5. 4,5 х² =0

2. х(х+0,7)=0

х=0, х=-0,7

х =0

6.3х²+9=0

3. х² -4х=0

х=0, х=4

Нет корней

4. 16х² - 1 = 0

От чего зависит количество корней  полного квадратного уравнения? ах 2 + bх + с = 0 , где а≠0

От чего зависит количество корней полного квадратного уравнения?

ах 2 + bх + с = 0 , где а≠0

0 1корень Д=0 2корня 9 " width="640"

Количество корней полного квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта

Дискриминант

нет корней

Д

Д0

1корень

Д=0

2корня

9

Как найти дискриминант? Д = в²–4ас Д 1 = ) 2 – ас,   если b четное число

Как найти дискриминант?

Д = в²–4ас

Д 1 = ) 2 – ас,

 

если b четное число

Формулы корней квадратного уравнения

Формулы корней квадратного уравнения

Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения: С умма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену x 1 + x 2 = -p x 1 · x 2 = q

Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения:

С умма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену

x 1 + x 2 = -p

x 1 · x 2 = q

Теорема, обратная теореме Виета  Если числа Х 1 и Х 2  таковы, что Х 1 + Х 2  = -p, а Х 1 • Х 2  = q, то эти числа - корни квадратного уравнения

Теорема, обратная теореме Виета

Если числа Х 1 и Х 2 таковы, что Х 1 + Х 2 = -p,

а Х 1 • Х 2 = q, то эти числа - корни квадратного уравнения

 Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 5х +6 = 0. Выберите правильный ответ х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -6  х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = 6  х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = 6  х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -6

Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 5х +6 = 0. Выберите правильный ответ

  • х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -6

  • х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = 6

  • х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = 6

  • х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -6
 Квадратные уравнения

Квадратные уравнения

Цели урока: Обобщить знания учащихся по данной теме отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта; повторить теорему Виета; повторить способы решения различных квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным.

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся по данной теме
  • отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта;
  • повторить теорему Виета;
  • повторить способы решения различных квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным.
Решите уравнения Нечётные парты Чётные парты 5х² + 14х - 3 =0, 5х² + 8х - 4 =0 2х²- 3х + 2 =0 3х² - х + 2 =0

Решите уравнения

Нечётные парты

Чётные парты

5х² + 14х - 3 =0,

5х² + 8х - 4 =0

2х²- 3х + 2 =0

3х² - х + 2 =0

Решение уравнений Нечётные парты Чётные парты 1). 5х² + 14х - 3 =0, Д ₁ =7²-5·(-3) =64, 5х² + 8х - 4 =0, 2). 2х²- 3х + 2 =0, Д₁ =4²-5·(-4) =36, 3х² - х + 2 =0, х₁=0,2, х₂ =-3. Д =9 -4·2·2 =-7Ответ: -3; 0,2. х₁= -2, х₂ =0,4. Д=1 – 4·3·2 =-23нет корней. Ответ:-2; 0,4.  Ответ: уравнение не имеет корней.

Решение уравнений

Нечётные парты

Чётные парты

1). 5х² + 14х - 3 =0,

Д ₁ =7²-5·(-3) =64,

5х² + 8х - 4 =0,

2). 2х²- 3х + 2 =0,

Д₁ =4²-5·(-4) =36,

3х² - х + 2 =0,

х₁=0,2, х₂ =-3.

Д =9 -4·2·2 =-7

Ответ: -3; 0,2.

х₁= -2, х₂ =0,4.

Д=1 – 4·3·2 =-23

нет корней.

Ответ:-2; 0,4.

Ответ: уравнение

не имеет корней.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи .        Леонард Фибоначчи

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи .

Леонард Фибоначчи

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х²+вх+с=0, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем Михаэль Штифель

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х²+вх+с=0, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем

Михаэль Штифель

  СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ  Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид  1596-1662  1643-1727  Р. Декарт  И. Ньютон  1540-1603  Ф. Виет

СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид

1596-1662

1643-1727

Р. Декарт

И. Ньютон

1540-1603

Ф. Виет

1 группа Решить уравнение: |х 2 +3х+2| =2  2 группа Решить уравнение: х 4 + 5х 2 - 36 =0

1 группа

Решить уравнение: |х 2 +3х+2| =2

2 группа

Решить уравнение: х 4 + 5х 2 - 36 =0

Решите задачу:     1 ) Задача о мобильной связи.  В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе, если известно, что радиус Земли равен 6380 км. Какую высоту должна иметь вышка мобильной связи, поставленная в нашем городе, чтобы село Бутаково и Черемшанка попали в зону связи (расстояние от вышки до данных сел по прямой не больше 25 км.)?

Решите задачу:

    1 ) Задача о мобильной связи.

В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе, если известно, что радиус Земли равен 6380 км. Какую высоту должна иметь вышка мобильной связи, поставленная в нашем городе, чтобы село Бутаково и Черемшанка попали в зону связи (расстояние от вышки до данных сел по прямой не больше 25 км.)?

Решение: АВ – высота антенны, ВС – радиус приёма передач, ОС – радиус Земли. Пусть AB= x, BC=R=25 км, OC= r =6380 км. OB = OA + AB OB = r + x Применив теорему Пифагора, получим уравнение (х+6380) 2 =252+63802; х 2 +12760х-25=0; D=162817600+2500=162820100; ≈ 12760,097; х≈0,048км . Ответ: 0,048км

Решение: АВ – высота антенны, ВС – радиус приёма передач, ОС – радиус Земли.

Пусть AB= x, BC=R=25 км, OC= r =6380 км.

OB = OA + AB

OB = r + x

Применив теорему Пифагора, получим уравнение

(х+6380) 2 =252+63802; х 2 +12760х-25=0;

D=162817600+2500=162820100;

12760,097; х≈0,048км .

Ответ: 0,048км

При каких значениях параметра р уравнение (р – 1)х 2 + (р – 1)х – 1 = 0 имеет один корень?

При каких значениях параметра р уравнение

(р – 1)х 2 + (р – 1)х – 1 = 0 имеет один корень?

 5) Укажите дискриминант данного квадратного уравнения:  6х 2 +3х-1=0  а) 44;  б) 33;  в) 0;  г) -15 6) Укажите число корней квадратного уравнения: х 2 -3х+3=0  а) два различных корня;  б) два совпадающих корня;  в) нет корней;  г) четыре корня 7) Укажите, не решая, сумму и произведение корней приведённого квадратного уравнения: х 2 +8х+15=0 а) х 1 +  х 2 =8; х 1* х 2 =15 б) х 1 + х 1 =8; х 1* х 2 = -15 в) х 1 +х 2 = -8; х 1* х 1 =15 г) х 1 +  х 2 = -8;  х 1* х 2 = -15 Уравнение х 2 -2х-3=0 решили графически. Определи по рисунку корни уравнения, записав ответ без пробелов через точку с запятой в порядке возрастания. Тест 1) Какое из уравнений не является квадратным? а) 6х 2 +7х-6=0; б) 2х 2 -7=0 в) 10+2х 2 =0 г) 2х 3 -7=0   2) Какое из уравнений является неполным квадратным? а) 3х 2 -8х+15=0 б) 2х 2 -7=0 в) 5х 2 -8х+3=0 г) 2х-5=0   3) Укажите корни неполного квадратного уравнения:  х 2 -9=0  а) +3 и -3;  б)3 и 6;  в) нет корней;  г) 0 . 4) Выберите неполное квадратное уравнение, не имеющее корней:  а)2х 2 +8=0;  б) х 2 -3х=0;  в) х 2 =16;  г) х 2 -2х=0  

5) Укажите дискриминант данного квадратного уравнения:

6х 2 +3х-1=0

а) 44;

б) 33;

в) 0;

г) -15

6) Укажите число корней квадратного уравнения: х 2 -3х+3=0

а) два различных корня;

б) два совпадающих корня;

в) нет корней;

г) четыре корня

7) Укажите, не решая, сумму и произведение корней приведённого квадратного уравнения: х 2 +8х+15=0

а) х 1 + х 2 =8; х 1* х 2 =15

б) х 1 + х 1 =8; х 1* х 2 = -15

в) х 1 +х 2 = -8; х 1* х 1 =15

г) х 1 + х 2 = -8; х 1* х 2 = -15

  • Уравнение х 2 -2х-3=0 решили графически. Определи по рисунку корни уравнения, записав ответ без пробелов через точку с запятой в порядке возрастания.

Тест

1) Какое из уравнений не является квадратным?

а) 6х 2 +7х-6=0;

б) 2х 2 -7=0

в) 10+2х 2 =0

г) 2х 3 -7=0

 

2) Какое из уравнений является неполным квадратным?

а) 3х 2 -8х+15=0

б) 2х 2 -7=0

в) 5х 2 -8х+3=0

г) 2х-5=0

 

3) Укажите корни неполного квадратного уравнения:

х 2 -9=0

а) +3 и -3;

б)3 и 6;

в) нет корней;

г) 0

.

4) Выберите неполное квадратное уравнение, не имеющее корней:

а)2х 2 +8=0;

б) х 2 -3х=0;

в) х 2 =16;

г) х 2 -2х=0

 

            Проверка теста   1) г)   2) б)   3) а)   4) а)   5) б)   6) в)   7) в)   8) -1; 3 Молодцы!

Проверка теста 1) г) 2) б) 3) а) 4) а) 5) б) 6) в) 7) в) 8) -1; 3

Молодцы!

Закончи предложение  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Закончи предложение

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Домашнее задание:  § 27-29, стр.191, вариант 1,№ 1,5

Домашнее задание:

§ 27-29, стр.191,

вариант 1,№ 1,5

Спасибо за работу

Спасибо за работу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!