Класс: 4 Литературное чтение № 23 19.10.2017
Учитель: Прицепова Елена Владимировна
Тема: Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»
Цели:
обобщить полученные знания по разделу;
учить правильно обнаруживать способы создания образов природы, находить средства художественной изобразительности в анализируемых текстах, определять их роль;
учить сравнительному анализу;
развивать творческие способности;
развивать творческое воображение;
развивать логическое мышление умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
умение ценить красоту окружающего мира;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Обеспечение урока: учебник; демонстрационный ПК (мультимедиа проектор) , презентация.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Вступительное слово учителя.
2. Предвидение. Постановка задач урока.
- Начнем наш урок с определения темы и формы его проведения.
- Ребята, вы любите играть?
- Как мы с вами можем провести урок?
Ответы учеников.
- Форма проведения урока у нас будет КВН.
- Для игры вы объединились в 2 команды. Вы придумали название команды, выбрали капитана и девиз команды. ( Название команды на доску вывешивает капитан).
- Сегодня на уроке вам придется много обсуждать, и поэтому мы вместе подготовимся к активной речевой деятельности.
- Начнем наш урок с дыхательной гимнастики и речевой разминки.
3.Дыхательная гимнастика.
4.Отрывки из известных произведений помогут вам определить тему нашего урока.
«Речевая разминка». Слайды
1 команда.
«…..В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужики такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать и гадать –
Как бы вора соглядать. (1. Читаем громко и выразительно. 2. С удивлением.)
2 команда.
«….Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
(1. Читаем громко и выразительно. 2. С радостью.)
4. Определимся с темой нашего урока.
Ответы учеников.
- Мы познакомились со стихами, баснями и рассказами известных писателей. Их произведения являются образцами литературы и искусства. Этих писателей называют классиками мировой литературы.
- Мы заканчиваем изучение раздела …«Чудесный мир классики».
- Сегодня мы играем в КВН, который посвящен разделу «Чудесный мир классики».
- Мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам помогут дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания чудесного мира классики
(Название раздела «Чудесный мир классики» записано на доске.)
III. Основная часть урока.
1. Конкурс «Поэтический»
— В этом конкурсе вам нужно прочитать любимые стихи.
САМООЦЕНКА. Капитаны оценивают команду соперников.
часть конкурса:
- Одна команда: из учебника зачитываете любой отрывок из прочитанного произведения.
Вторая команда: определяет автора и название.
(Вопросы задают по очереди каждая команда.)
САМООЦЕНКА.
2. Конкурс “Биография”.
- Дайте определение слову “биография”.
Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.
1 задание читаю я для обеих команд, а после каждая команда задает вопрос друг- другу.
Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.
( Петр Павлович Ершов)
- Капитаны команд задают вопросы друг – другу.
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. ( Александр Сергеевич Пушкин)
3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. ( Лев Николаевич Толстой) САМООЦЕНКА.
3.Конкурс «Здравствуй, басня!»
- У вас есть возможность инсценировать басню на выбор.
- Пока команды готовятся, прослушают басню «Лгун».
- Чему она вас научила?
— Какова мораль басни Толстого?
Инсценировка басен Л.Н. Толстого:
команда 1 — «Белка и волк»; команда 2 — «Волк и собака».
САМООЦЕНКА.
Физкультминутка
1. Растяжка.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Зрительная гимнастика.
4. Конкурс. Иллюстрации к сказкам и их защита.
- У вас было домашнее задание – проиллюстрировать любое из прочитанных произведений. Сейчас расскажите о своем рисунке.
САМООЦЕНКА.
5. «Узнай произведение по слову».
1. ЗЕРКАЛЬЦЕ «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин
2. КАМЕНЬ
« Как мужик убрал камень» Л. Н. Толстой
3. ДАРЬЯЛ «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов
4. АМЕРИКА «Мальчики» А. П. Чехов
5.КАРАУЛЬЩИК «Конек-горбунок» П. П. Ершов
6. ПОДРУГА «Няне» А.С.Пушкин
7. ТИФЛИЗ «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтов
8. НИКОЛЕНЬКА «Детство» Л.Н.Толстой
САМООЦЕНКА.
6. Конкурс- игра. «Узнай по предмету произведение, назови автора» ( Дети вытаскивают из ящика предмет и определят)
«Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - зеркальце, яблочко, собака, месяц.
«Мальчики» - ножницы, карта, чечевица.
«Как мужик камень убрал» - камень, рубль.
7. Конкурс «Угадай!»
1. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
2. Какой волшебный предмет был у царицы
в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец
3. Как звали собаку семи богатырей?
А) Сокол Б) Соколко В) Соколик
4. Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?
А) инженер Б) мужик В) мэр города
5. В какую страну собирались сбежать мальчики?
А) в Африку Б) в Индию В) в Америку
6. На каком музыкальном
инструменте играл Ашик – Кериб?
А) балалайка Б) гармонь В) гусли
САМООЦЕНКА.
Конкурс «Разгадай кроссворд»
Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный на с. 135-136 учебника, ответить на вопрос к нему. (1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Комар. 11. Чародей. 12. Конюшня.
В выделенных клетках получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ.
IV. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная. Подсчёт баллов.
Итог – победила дружба, недаром наш урок – это конкурс знающих учеников.
(Подводятся итоги игры, награждаются победители.)
V. Рефлексия.
1. Я работал …
2. Я научился…
3. Меня удивило...
4. Мне захотелось…
VI. Домашнее задание: На выбор обучающимся предлагается прочитать басни Л.Н.Толстого, стихи А.С.Пушкина.
8