развивать навыки и умения решать задачи по теме « Давление твердых тел».
создать условия для развития у школьников речевых навыков.
определение давления, формулу давления, единицы измерения давления, обозначение физических величин, способы увеличения и уменьшения давления, формулы силы тяжести.
работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы, решать задачи.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность ученика |
Организационный. 1 минута | Приветствие учителя: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу... На доске цитата Толстого А.Н.“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памяти” (слайд1) (презентация приложение 5) | Включение учащихся в деловой ритм работы |
Проверка и актуализация знаний. 6 минут | Мы изучили тему «Давление», поработали с формулой, рассмотрели способы уменьшения и увеличения давления. Просто выучить формулу - это полдела, а уметь применять на практике – вот это дело. Вышел слон на лесную дорожку, Наступил муравью на ножку И вежливо Очень Сказал муравью: - Можешь и ты наступить на мою! (В. Лунин «Вежливый слон») Какова, по- вашему, тема сегодняшнего урока? Какие задачи мы поставим перед собой? Итак, тема урока - Решение задач по теме «Давление твердых тел». Запишите в тетради дату и тему урока.( слайд 2) Наш урок мы проведем под девизом: Весь мир – открытая задача. Решай – и ждет тебя удача! А.А.Гин (слайд 3) Вспомним, что мы знаем о давлении и прежде чем приступить к решению практических задач, повторим как вы подготовились к уроку, выполнив тест. На партах находятся лист с тестом (приложение1), приступайте к его выполнению. По окончанию работы, учащиеся обмениваются тестами и осуществляют взаимопроверку по эталону ( на слайде 4) | Определяют тему и задачи урока. Запись в тетрадь даты и темы урока. При необходимости определяются проблемные места. Самостоятельная работа с тестом. Взаимопроверка Передают листы учителю Выставляют оценку в оценочный лист (приложение 6) |
Решение качественных задач 5 минут | 1.Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут? 2.Какой лопатой легче копать? 3. Почему гулять по зимнему лесу нам будет удобно на лыжах? 4. Объясните пословицу: «Шила в мешке не утаишь». 5. Вспомните сказку " Принцесса на горошине", почему она испытывала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины? 6.Растение Виктория круциана выдерживают насыпанный по всей поверхности песок массой до 50 кг, но если на лист поставить мешок с песком той же массы, то лист деформируется и начинает тонуть. Почему? 7.Ребята зимой реки и озера покрываются льдом. Но выходить на лед опасно. И, если у вас возникнет необходимость пройти по замерзшему водоему, необходимо соблюдать меры безопасности. У вас на столах есть памятки того, как нельзя себя вести на льду ( приложение 2). Как вы думаете, какой из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему? (Слайды 5-9) | Решение с комментированием. Объясняют на основе имеющихся знаний |
Решение экспериментальной задачи. Работа в группе/паре. 6 минут | Выполняют экспериментальное задание по плану( приложение 3). Листы с заданием на парте. Какие выводы можно сделать из вашей работы? Во сколько раз S₁ больше S₂? Во сколько раз р₁ меньше чем р₂? Какой вывод? | Выполняют задание по плану. Делают выводы на основе экспериментальной задачи. Отвечают на вопросы. Балл за работу выставляется в оценочный лист. |
Физкультминутка. 2 минуты | Встаньте, пожалуйста. Поднимите одну ногу, что произошло с давлением на пол? Уменьшите давление вашего тела на пол в 2 раза. Присядьте на корточки. Что стало с давлением? Почему? Встаньте. Давление уменьшилось или увеличилось? Увеличьте давление, не отрывая ног от пола. Как это можно сделать? Молодцы! Хорошо размялись, и, главное, с пользой. | Выполняют Получают балл в оценочный лист |
Решение количественных задач. 15 минут | Переходим к решению количественных задач. Запишем рабочие формулы на доске. р=F/S, F= pS, S=F/p, S=ab, F=P=mg Перевод единиц физических величин в СИ 1 м²=10000см² 1000Па= 1кПа 1см²= 0,0001м² 1гПа=100Па Производя какие то действия, мы зачастую пользуемся определенными шаблонами-алгоритмами. Так и при решении задач. Рассмотрим алгоритм решения задач на нахождение давления. ( слайд 10) Сегодня ____ января, вы знаете, что в эти дни ____ лет назад советские войска боролись за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков, 15 января было освобождено Селижарово. Самоотверженности советских воинов не было предела. В боях принимала участие и различная техника, в том числе и прославленный танк Т-34. Посмотрите на на эти фотографии на одной из них фото времен ВОВ, а на второй памятник прославленному танку, который находится в Селижарово. (Слайд 11) Найти давление, которое оказывал танк на грунт. Самостоятельное решение по шаблону. Задача. Масса прославленного танка Т- 34 составляет 31400 кг, площадь части гусеницы, соприкасающейся с полотном дороги 17500см². Вычислите давление танка на грунт? Самопроверка задачи (слайд 12) с определением затруднений и оцениванием своей работы. | По очереди записывают необходимые для работы формулы на доске. Выполняют перевод. Изучают шаблон решения задачи. Индивидуальная работа С выявлением и разрешением затруднений. Оценивают свою заносят балл за работу в оценочный лист. |
Итоговое тестирование по теме урока. 5 минут | Выполните интерактивный тест на ноутбуке. Работайте внимательно. По окончании вы автоматически получите балл за тест. ( использовался тест в формате xls Л.В. Шитиковой.(Приложение 4) | Выполняют тест, полученный балл выставляют в оценочный лист |
Оценивание результатов работы. 2 минуты | Оцените свою работу, подсчитав суммарный балл за все этапы работы, переведите его в оценку. | Выставляют оценки |
Домашнее задание. 1 минуты | П.35,36, Дифференцированные задачи – выполнить любые 3 задачи из предложенных(приложение 7). Посмотрите, все ли понятно? | |
Рефлексия. 2 минута | Наш урок заканчивается. Какое настроение у вас сейчас? Проанализируем наш урок: Добились ли поставленной цели? Выполнили ли мы с вами задачи урока? Сможете сами решить задачи по этой теме? Скучно было на уроке? Узнали вы что-нибудь новое? Что? Поставьте себя на ту лесенку успеха, которая , по вашему, соответствует вашему состоянию по отношению к уроку. (слайд 13) Спасибо за урок! | Отвечают, дают оценку уроку и своему отношению к нему, своей деятельности и результативности. |
Давление. Единицы давления. – Лидия Васильевна Шитикова.[Электронный ресурс] URL: https://proshkolu.ru/user/Anton84/file/2363369
Опорные конспекты и разноуровневые задания, 7 класс, К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В.Перышкин «Физика. 7 класс», /Марон Е.А.,– СПб: ООО «Виктория плюс», 2016. – 96 с.
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 240 с.
Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015. — 189 с.
Физика : 7 класс: учебник/ А.В. Перышкин. – 9-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2019. – 224 с.