СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по физике на тему "Электрические явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по физике на тему "Электрические явления"»

Цели урока:

образовательные: повторить основные формулы и понятия темы, выявить пробелы учащихся, подготовиться к контрольной работе, продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

воспитательные: проследить межпредметные связи с историей, продолжить воспитание патриотизма, гордости за свою страну, нравственных качеств учащихся;

развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.

Оборудование: приборы: реостат, амперметр, вольтметр, гальванометр, электроскоп; демонстрационный набор по электричеству (источник тока, лампа, ключ, амперметр, вольтметр); видеофрагмент о коротком замыкании.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Этот урок завершает наше увлекательное путешествие по стране электричества. Следующий урок – последний в этой теме, это контрольная работа. Как вы думаете, для чего перед контрольной работой мы целый урок посвящаем обобщению? Каковы цели нашего урока?

Ответы ребят, формулировка целей.

- Таким образом, наш урок преследует следующие цели:

(слайд 2).



-трудно переоценить значение электричества для современного человека. Каждый день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Прогресс человечества невозможен без развития этого раздела физики. Мы только приступили к изучению электричества, но уже даже сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни.

Более подробно о значении электричества в стихотворении расскажет (Ф.И. ученика)

(читает стихотворение)

(слайд 3).





Электричество кругом, полом им завод и дом,

Все заряды там и тут, в любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут, то тут же токи создают.

Нам токи очень помогают, жизнь кардинально облегчают

Удивительно оно, на благо нам обращено,

Всех проводов «ВЕЛИЧЕСТВО», зовется «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

(слайд 4).



2. На каждом столе находятся ваши карточки контроля знаний(оценочные листы или листы для индивидуальной работы), на которых нужно будет написать свои фамилии и имена. В ходе урока вы будете записывать в них полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока переведем в оценки.



В начале урока предлагаю вспомнить имена великих учёных, сделавших открытия в области электрических явлений. Итак, первый этап нашего путешествия – “Кто есть кто?” (слайды 5-6).

(1 правильный ответ- 1балл)

  1. Кто открыл закон теплового явления тока? (Джоуль);

  2. Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения напряжения (Вольт);

  3. Фамилия ученого, установившего закон, выражающий связь между I, U и R(Ом);

  4. Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения силы тока. (Ампер);

  5. Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения электрического заряда. (Кулон).



На слайдах представлены портреты физиков. Ребята называют имена учёных и перечисляют их заслуги, открытия. Затем слайд открывается полностью, что позволяет проверить ответы детей.

(слайды 7-12).

Дети выставляют себе баллы в оценочные листы(1-5 баллов)

3. Хорошо, эти имена мы будем слышать часто на нашем уроке, а сейчас второй этап путешествия – “Четвёртый лишний!”

(слайды 12-17).



Анализируя данные, ребята называют лишний элемент и обосновывают своё мнение.

ДЕТИ ВЫСТАВЛЯЮТ БАЛЛЫ В ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ(1 балл-1 прав. ответ)

4. Разминка прошла отлично, начинается третий этап – “Найди ошибку!” Будьте внимательны!

(слайды 18-22).



Читая определение, ребята ищут ошибки и исправляют их. Затем открывается правильный ответ.

Выставляются баллы в оценочные листы(1 балл-1 прав.ответ)

5. Следующий этап – “Формулы”.

На доске записаны формулы:

  1. A=IUt

  2. P=UI

  3. I=U/R

  4. Q= I2Rt

  5. R=

Задание:

1. Найдите формулу, отражающую закон Ома.

2. Закон Джоуля-Ленца

3. формулу мощности тока.

4.формулу работы тока.

5.формулу сопротивления проводника.

Выставляются баллы в оценочные листы (1 балл-1 прав.ответ)



  1. Переходим к следующему этапу – “Приборы знакомые и незнакомые”.

(слайды 23-24)

На демонстрационном столе стоят приборы:

- резистор;

- амперметр;

- вольтметр;

- динамометр;

- электрометр.

Учитель задает вопросы, дети поднимают карточку с соответствующим номером.

  1. Найдите лишний прибор. Поясните свой выбор.

  2. Прибор для измерения эл. заряда.

  3. Прибор для измерения силы тока.

  4. Прибор, обеспечивающий номинальное сопротивление в цепи.

  5. Прибор для измерения напряжения.

Выставляются баллы в оценочные листы (1 балл-1 прав.ответ)



  1. А сейчас я приглашаю вас, ребята, в “Музей научной техники”.

(слайды 25-26).

Таково название нашего следующего шестого этапа. Задачу со слайда 26 решает вызванный ученик, а следующие задачи дети выполняют самостоятельно на два варианта. На их решение отводится 2-3 минуты, после чего проводится устное проговаривание-проверка.

1.Ответ: P=IU=20 А*500В=10 000Вт=10кВт Слайд 26

2.Ответ: А=180 Вт*10 800с=1 944 000Дж=1 944 кДж

 Ответ: U=Р/I=60В Слайд 27

Выставляются баллы в оценочные листы (5 баллов-за прав. Реш.задачу)



  1. А сейчас любимый этап работы – “Схемы, схемы, схемы…”

(слайды 28-29).



  • задание – узнать схему по описанию.

Слайд 29

Описание схем:

1) Цепь состоит из источника питания, четырёх последовательно включенных резисторов, причём в ней измеряется ток. (1)

2) Цепь состоит из источника питания, четырёх параллельно включенных резисторов, причём в ней измеряется ток. (2)

3) Цепь состоит из источника питания, четырёх смешанно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение. (3)

4) Цепь состоит из источника питания, четырёх последовательно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение. (4)

5) Цепь состоит из источника питания, четырёх параллельно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение. (5)

(Номер описания соответствует номеру схемы)

Выставляются баллы в оценочные листы(1 балл-1 прав.ответ)

  1. А сейчас – завершающий этап – «Графики».

(слайд 30).



Вы должны на рис. а) найти по графику сопротивление проводника.

На рис. б) сравните сопротивление двух проводников А и В.

Обоснуйте свое мнение, рассчитав по графику численное значение сопротивлений проводников.

  1. Сейчас вашему вниманию предлагается видеофрагмент с вопросом. Будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопрос.

Демонстрируется видеофрагмент о коротком замыкании

  1. Выступления учащихся с сообщениями:

    1. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? (слайд 31);

    2. Рыбы и электричество (слайд 32);

  2. Подведение итогов. Выставление оценок (слайд 33)

Вот и закончился наш урок, каждый из вас внес достойную лепту. Думаю, сегодняшний урок отразил, что значит физика для каждого из нас! (слайд 34)

  1. Домашнее задание. (слайд 35)

  • Повторить раздел «электрические явления»;

  • Решить задачи № 90, 101;

  • Подготовиться к контрольной работе.



-спасибо за урок, желаю всем успехов и отличных оценок! (слайд 36)





6