СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование создает условия для обобщения знаний о частях речи, об их лексических значениях и морфологических признаках, развивает орфографическую зоркость, внимание.Прививает интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу "Части речи"»



Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение по разделу «Части речи» 




Тип урока: урок-исследование 
Формы работы: коллективная
Цели и задачи: 

1. Образовательная: 

создать условия для обобщения знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге как частях речи, об их лексических значениях и морфологических признаках. 

2. Развивающая: 

Создавать условия для развития орфографической зоркости, внимания, устной монологической речи. 

3. Воспитательная: 

Создавать условия для развития интереса к изучению русского языка. 

Оборудование:  Картинный словарь со словами лисица, заяц медведь; сюжетные картинки, карточки с заданиями, презентация 

Ход урока. 


1. Организация класса: 

Мы старательны, мы внимательны

Мы добры, мы любознательны,

Мы хорошо учимся и все у нас получится.


чтения скороговорок.

2. Актуализация опорных знаний: 
-Мы закончили изучать очень важный раздел русского языка, который называется морфология.

- Что изучает наука морфология? 

3. Введение в тему: 
- В стране морфологии живут части речи. Однажды они поспорили, кто из них самый главный, кому быть королем Морфологии? 
Имя Существительное сказало: 
- Я – самая главная часть речи. Мои слова обозначают предмет, а вы только мои признаки и действия. А Предлог вообще ничего не обозначает. 
- Ну и попробуй без меня обойтись! – обиделся Глагол. - Как без меня сказать, что весна наступила, а солнышко светит? 
- И мои слова тоже важны, - сказало имя Прилагательное. – Как ты скажешь, что небо голубое, а река глубокая? 
- А без меня, - сказал Предлог, - вообще правильно предложение не построить! 
- Подумаешь! – возразило Имя Существительное. – Признак предмета, действие предмета! А как вы изменяетесь? Ты, Имя Прилагательное, всегда стоишь в том же роде, числе и падеже что и я. А ты, Глагол, обозначаешь действие стольких предметов, сколько я тебе укажу. Так что королем Морфологии буду я – Имя Существительное! 
Долго еще спорили части речи, кто из них самый главный. Так и не пришли к согласию. Давайте поможем им разрешить спор: ответим на вопрос, какая же часть речи самая главная.

(идет защита проектов по частям речи)

4. Словарная работа: (картинный словарь с изображением лисицы, зайца, медведя) 
- К предметам, изображенным на картинках подобрать подходящие по смыслу глаголы. Что у нас получилось? (Лисица ищет. Заяц спрятался. Медведь ест.) 
- Дополним предложения прилагательными: лисица какая? Заяц какой? 
(Хитрая лисица ищет. Серый заяц спрятался. Медведь ест ягоды.) 
- Что можно сказать об этих предложениях? Можно ли их еще дополнить? 
Запись предложений Хитрая лисица ищет мышку. Серый заяц спрятался в кусты. Медведь ест сладкие ягоды. Разбор предложений по частям речи. 
- Какие части речи были использованы в предложениях? 
- Какие предложения получились образными, полными? 
- Какие части речи дополнили предложения? 
- Какой вывод можно сделать? 

5. Физминутка. 

Мы топаем ногами. Топ, топ. топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп ,хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы руки разведем

И побежим кругом.

 6.     Проблемный вопросКак вы думаете, зависит ли выбор слов определенной части речи от типа текста? Давайте понаблюдаем. 

      Составление устных рассказов на одну из предложенных учителем тем: «Какие люди мне нравятся», «Мое любимое занятие», «Моя комната», «Наш класс», «Что я делал (делала) в воскресенье», «Как я провел (провела) свой день рождения». При заслушивании рассказов дети определяют тип каждого текста (описание или повествование) и устанавливают, слов каких частей речи в нем использовано больше.


       Дети приходят к выводу, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов.


7. Работа с деформированными предложениями: (для слабых учеников
Из слов каждой строки составить предложение, объяснить пропущенные орфограммы, разобрать по частям речи. 
К, звери, готовятся , з…ме. 
Зап…сает, орехи, бурундук, кедровые. 
Суш…т, белка, на, гр…бы, суч..ках. 
- Можно ли только с одними существительными составить предложения? Почему? 
- А если составлять предложения только при помощи глаголов или имен прилагательных? Почему и в этом случае не получится предложения? 
-Какой вывод можно сделать? 

8. Работа по развитию орфографической зоркости. 

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

С...годня утром я (не)пошел в школу. У меня заб...лело горло. Снач...ла я очень обрадовался. Целый день буду читать кни...ки, посм...трю телевизор
      А (за)окном слышались г...лоса р...бят. Они играли в мяч..., см...ялись. Мне стало очень грус...но. Только наш к...тенок (Б, б)арсик пож...лел меня, лег рядышком и замурлыкал.
      Я решил, что буду береч... зд...ровье, чтобы никогда больше (не)заболеть.



9.Создание проблемной ситуацииМогут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? К какой части речи относится слово покрывало?
      Ответы детей выслушиваются, приводятся примеры предложений с именем существительным 

1) Кто без краски и белил

Крыши города белил?

 

2) Снежное покрывало

Покрывало все поле.


10 . Тест.



 Части речи (ПОВТОРЕНИЕ)

1        Имя существительное обозначает…

1) предмет    2) признак предмета

3) явления природы  4)чувства

2        Допиши, на какие вопросы отвечают

одушевленные____________________

неодушевленные__________________

3        Имя существительное в предложении может быть

1) сказуемым  2) подлежащим   3) дополнением

4) обстоятельством

4        Как изменяется имя существительное?

1) по  числам   2) по вопросам   3) родам

5        Падеж имен существительным определяется

1) по предлогу  2) по вопросу  3) по окончанию

6        Имя прилагательное обозначает

1) слово  2) признак предмета  3)  действие предмета

7        С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) с глаголом   2) с именем существительным

3) с местоимением

8        Как изменяется имя прилагательное?

1) по родам  2) по числам  3) падежам

9        Как узнать род имени прилагательного?

1) по роду имени существительного, с которым оно связано

2) по окончанию имени существительного

3) по окончанию имени прилагательного

10    Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

1)  главным членом предложения

2) второстепенным членом предложения

3) определением

11    Какая часть речи обозначает действие предмета?

1) имя существительное  2)  местоимение

3) глагол  4) числительное

12    Каким членом предложения выступает глагол?

1) подлежащим  2) сказуемым  3) определением

13    Сколько временных форм имеют глаголы?

1) 2   2) 3   3) 4

14    Чего не бывает перед глаголом?

1) приставки   2) предлога   3) существительного

15    Глагол изменяется

1) по временам   2) числам   3) лицам  4) родам

16    Служебные части речи:

1) предлог  2) частица  не   3) местоимение  4) союз

17    Личные местоимения  употребляются вместо…

1) существительного   2) глагола  3) числительного

4) прилагательного

18    Ученик утверждает, что местоимения Я, МЫ, ВЫ второго лица. Прав ли он? 1) да   2) нет

19    Предлоги с местоимениями пишутся

1) слитно    2) отдельно

20    Как называется часть речи, которая называет число, порядковый счет?

  1. междометия  2) числительное  3) числовой ряд



11 .Рефлексия урока