СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь"»

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);

  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;

  • развивать читательские и речевые умения учащихся;

  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности;

  • развивать и обогащать устную речь учащихся;

  • формировать умение работать в группах, в парах;

  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.


Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: уметь точно выражать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, сотрудничать с группой в совместном решении задачи.

Регулятивные: высказывать свои предположения, оценивать качество и уровень усвоения материала, проговаривать вслух последовательность действий.

Личностные: осознавать личностный смысл учения, оценивать жизненные ситуации героев, осознанно готовиться к урокам литературного чтения. Готовить свои задания для одноклассников


Оборудование:

книги поэтов 19 века, портреты поэтов, рисунки с изображением природы, компьютеры, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”



Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?

(Эта старинная русская пословица отлично передаёт суть командной работы

Когда мы вместе, то можно сделать многое … )

3.Сообщение темы и постановка цели.

- Как называется раздел, над произведениями которого вы работали?

(поэтическая тетрадь).

- С творчеством каких писателей вы познакомились?

-Давайте поиграем в игру «Да или нет».

На слайде записаны вопросы. Постарайтесь на них ответить. Работать будем в парах. Вспомните правила работы в парах. Приступили. Проверка по эталону.

-Встаньте, кто выполнил верно. Молодцы!

А тот, допустил ошибки, вам необходимо еще раз внимательнее прочитать биографию поэтов.

Какие произведения прочитали?

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов «В сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

-Давайте проверим ваши знания и поиграем в игру «Продолжи стихотворение».

На экране начало стихотворения, постарайтесь продолжить его и назвать автора. Будьте внимательны.

- О чем все эти стихотворения? 

( Эти стихотворения о природе)

- Что передают поэты через описание пейзажа?

 (Передают настроение, чувства, мысли человека).

- Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

- Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

(Нет)

Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

- Что такое лирика?

Лирика - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.


- Кто догадался, почему мы начали урок с данных игр?

(Сегодня мы проведем урок обобщения по разделу «Поэтическая тетрадь)

-Какие цели поставим?

(Сегодня мы будем вспоминать, повторять, обобщать, что изучили.

и попробуем увидеть и почувствовать природу глазами поэтов. А поможет нам кубик «Блума»).


4. Работа по теме урока.

1) Я предлагаю ответить на вопросы, используя грани кубика. Вспомните девиз урока…

-Работать будем в группах. Отвечать на вопросы, обсудив их в группе. Вспомните правила работы в группе. Лидеры групп определите порядок бросков кубика.

Приступаем к работе.

Вопросы.

Назови. Какие произведения о природе и переживаниях автора показались тебе самыми душевными?

Назови. Какие произведения о природе и переживаниях автора показались тебе самыми красивыми?

Назови. Какие произведения о природе и переживаниях автора показались тебе необычными?

Назови. Какие чувства переполняют поэта в стихотворении Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист?»

(Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.)

Назови. Какими приемами автор выражает свой восторг?

Назовите автора и произведение, в котором есть эти строки:

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист

(Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.)

Почему – в стихотворении «Как неожиданно и ярко» Ф.Тютчева радуга в высоте изнемогла?
Почему слово Осень в стихотворении «Листопад" поэт пишет с большой буквы?

Слово «Осень» поэт пишет с большой буквы, так как хочет изобразить ее как живое существо — тихую вдову. Приемом олицетворения Бунин как бы оживляет осень, показывает, что природа живая.



Предложи. Как иначе можно назвать раздел «Поэтическая тетрадь».

Предложи. Средства художественной выразительности, которые ты будешь использовать в своём сочинении о природе.
Поделись. Какие новые открытия ты сделал, изучая произведения этого раздела.
Тютчев в своем стихотворении «Еще земли печален вид» использует много глаголов, что усиливает ощущение происходящего: смены времен года

Баратынский использует много восклицательных знаков, тем самым передавая нам восхитительные эмоции от предвкушения наступающего тепла и пробуждения природы «Весна! Весна! Как воздух чист!»

В стихотворении Бунина «Листопад» много эпитетов и сравнений. Поэтому все герои и действия ярко и красочно воспроизводятся перед глазами.

Буквально каждый из поэтов рассказал о своей любви к природе, к родному краю.

Все стихотворения разные по сюжету и рифме, но все они созвучны по своей тематике, передающей чувства писателей по отношению окружающему их великолепию природы.

Объясни – чем лирическое стихотворение отличается от шуточного?
(Лирическое-произведение, заставляет задуматься о жизненных ценностях. Шуточное-произведение, заставляет улыбнутся, даже посмеяться, поднять настроение.)

Объясните, как вы понимаете, смыл выражения «карманная записная книжка»?

(Небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть)

Придумай – как бы ты продолжил рассказ Ушинского «Четыре желания».


2)А теперь я брошу кубик. Мне выпал вопрос «предложи». Я хочу вам предложить творческое задание. «Нарисовать картину».


- Представим себя художниками. Сейчас будут звучать строки из песни ,на слова знакомого вам стихотворения Ивана Саввича Никитина «В синем небе плывут над полями…», а вы, по очереди, выходите к доске и рисуете по одному предмету. Работать будем в группах . В результате у нас получится картина, которой мы закончим изучение раздела «Поэтическая тетрадь».



5. Рефлексия учебной деятельности

Как вы ,считаете, смогли ли мы увидеть почувствовать природу глазами поэтов из раздела «Поэтическая тетрадь»? (Да)

-Докажите. (Мы хорошо отвечали на вопросы, работали дружно), нарисовали хорошие картины)

В «Золотой энциклопедии мудрости» есть слова:

«Воля и труд человека дивные дивы творят!»

(Н.А.Некрасов)

Можно ли считать эти слова итогом нашего занятия?



Спасибо за хорошую работу на уроке.