СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по разделу: "Природа и мы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.Урок разработан по ФГОС в 2019 году.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу: "Природа и мы" 4 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ»)





Семинар 14 марта 2019 г.

«Разнообразие форм и методов воспитательной работы

как одно из условий разностороннего развития

и самореализации личности»



Открытый урок по литературному чтению в 4 классе:

«Обобщающий урок по разделу: «Природа и мы».











Учитель: Дюдяева Надежда Михайловна

учитель высшей категории















2019 год



Цель урока:

- повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы».

Планируемые результаты. 

Предметные : умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; 

Метапредметные:

Р. — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

П. - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

К. — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование:

Компьютер учителя, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг писателей, портреты писателей- натуралистов, рабочие тетради для самостоятельной работы у учащихся.



Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. У нас сегодня гости. Поприветствуем наших гостей.



II Речевая разминка.

Любите родную природу-озёра ,леса и поля.
 Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы  с тобою родились, живём мы с тобою на ней
 Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.(И.А. Мазнин)

У:- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения.

Ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

У: -Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?

Д: Надо бережно относиться к природе. Наша Земля прекрасна! И чтобы сохранить эту красоту всем людям нужно бережно относиться  к природе, к Земле, потому что это наш дом. А свой дом нужно всегда беречь, защищать, содержать в чистоте и порядке.

Упражнение на выражение эмоционального состояния

Прочитать слово молодец (восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково)

Домашнее задание - повторить произведения раздела «Природа и мы»

Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока.

Ответ: сегодня на уроке мы проверим наши знания по разделу «Природа и мы».

У: - Каковы цели нашего урока?

Д: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.

Д: - А еще на уроке мы будем совершенствовать читательские умения, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других.

У нас на уроке будет несколько этапов, где вы можете продемонстрировать свои читательские умения и навыки.


1этап. Знатоки писателей.

Учитель: Ребята, в литературе мало уметь бегло и правильно читать, надо знать писателей и поэтов, знать, какие произведения ими написаны. Как вы думаете для чего это надо?

Дети: Можно посоветовать прочитать какое-нибудь произведение своему товарищу; придя в библиотеку не только назвать автора, но и произведение, которое вам необходимо.

Как выглядят писатели?

Посмотрите на доску. На доске портреты. Что их объединяет?

Ответ: Это портреты писателей-натуралистов.

- Кто такие писатели - натуралисты?

Ответ: Писатели, которые писали про природу. Природа в переводе с латинского означает натура.

(на доске портреты писателей: В. В. Бианки, Н. И. Сладков,Г. А. Скребицкий,К. Г. Паустовский, И. С. Соколов- Микитов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, В. П. Астафьев).

Произведения каких авторов мы недавно изучали:

Ответ: Д. Н. Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М. Пришвин, Е. И. Чарушин, В. П. Астафьев

(это писатели, произведения которых входят в раздел «Природа и мы»).

Ребята, как писателям натуралистам удается написать такие интересные рассказы о животных и растениях?

Ответ: надо уметь видеть прекрасное вокруг, нужно много наблюдать за животными и растениями, знать как поют птицы, знать повадки животных.

Конкурс-задание.

1)Поставьте портреты писателей по порядку изучения произведений (Задание: выходят к доске выбирают карточку с названием рассказа и соединить с автором).

Ответ: Д. Н. Мамин- Сибиряк, Александр Иванович Куприн, Михаил Михайлович Пришвин, Е. И. Чарушин, В. П. Астафьев).

(Дети расставляют на доске портреты ).

«Узнай, кто это?»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни.

4 Виктор Петрович Астафьев

Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет.

3 Евгений Иванович Чарушин

Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

5 Александр Иванович Куприн

На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

1 Михаил Михайлович Пришвин.

Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

У: - С какой целью мы провели это задание

Д: Вспомнили авторов, которые писали о бережном отношении к природе.

2 этап. «Знатоки произведений»

У: Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения.

Игра «Угадай героя»

У: В каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Вы будете выходить к доске, брать карточку, прочитать описание, и по описанию угадать животное.

  1. «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка)

  2. «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос)

  3. «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала».(Соболько)

  4. «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька)

  5. «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш)

  6. «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5

  7. Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).


-У: С какой целью мы провели этот этап конкурса?

Д: Вспомнили героев прочитанных произведений.


Фикультминутка

3 этап. Работа с учебником

Чтение и ответы на вопросы на стр.111.

4 этап. Конкурс. (Учащиеся выходят к доске, выбирают карточку. Задание «Продолжи рассказ»).

У: - Переходим к следующему этапу урока. Я предлагаю вам поработать в группах. Класс делится на 2 группы.( За правильный ответ жетон)

Карточка №1

В дождливый день я подходил к светлому озеру….Когда я подходил…

Карточка №2

Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька….

Карточка №3

Дело было поздней осеню, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались…

Карточка №4

Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул. Ничего не было видно.

5 этап. Минутка народной мудрости. Знатоки пословиц и поговорок. (За пословицу жетон)

Какие пословицы о природе вы знаете?

Люби природу - она добром ответит.

Был бы лес - соловьи прилетят.

Сломать дерево - секунда, вырастить-года.

Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.

Не жди от природы милости - сам садочек посади, сам и вырасти.

Мала птица, да и та свое гнездо бережет.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка

Волк для овец плохой пастух.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Жаловалась овца волку на плохое житьё.

И волки сыты, и овцы целы.

И лягушка может утонуть.

Каждый кулик своё болото хвалит.

Корову палкой бить - молока не пить.

Не велика птица - синица, да умница.

Одна ласточка весны не делает.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Рощи да леса — всему краю краса.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.

6 этап. Викторина по разделу.

1.Как называлось озеро, к которому пошёл герой? Светлое.

2. Кого называли Приёмышем? Лебедя.

3.Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?

Он встретил других лебедей и затосковал по своим сородичам

4. Как звали собаку Тараса? Соболько.

5. Сколько лет жил Тарас на озере?40

6.Что случилось с родителями Приёмыша? Их убили охотники.

7.С берегов какой реки приехала собачка? Бии

8.Кого называли выскочкой? Сороку.

9.Чем закончилось похищение кости у собаки? Вьюшка откусила ей хвост.

10. С чем сравнивает автор сороку без хвоста? С шариком с головкой

11.Что делал рассказчик? Рисовал животных.

12. Кем был Серёжка? Оленем

13 Что делал гималайский медведь? Стоит на голове

14.Куда решил забраться герой рассказа, чтобы спастись от кабанов? На загородку оленя

15. Почему герой не хотел кричать? Чтобы кабаны не набросились и на прибежавшего человека

16. Почему герой быстро ушёл после разрешения ситуации? Ему стало стыдно

17.Чем парнишка подгонял кабанов? Прутиком.

18. Где вылупился стрижонок? В тёмной норке

19. Кто был ещё в гнезде помимо главного героя и мамы-стрижихи? Стрижата.

20.Что принесла мама в клюве Скрипу? Капельку дождя

21 Как ещё называют стрижей в рассказе? Ласточки-береговушки

22. Как называется птица, один из врагов стрижей? Сокол.

23.Как звали вожака стрижей? Белое брюшко.

24. На какой звук стрижи объединяются, чтобы дать отпор врагу? Тиу!

7 этап. К нам пришли гости

Зверюшки кукольные обращаются к детям с просьбой не шуметь в лесу, не трогать гнезда и норки животных.

8 этап. Рефлексия

Зачем все авторы, чьи рассказы мы читали в этом разделе, создали свои произведения?

        Это мастера художественного слова. В своих произведениях они учат любить и понимать природу. например Михаила Пришвина называют "певцом природы".

А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы:

- Подкормка птиц.

- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.

- Не трогать гнезда птиц.

Учитель:

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Выразите свои эмоции от урока на картине эмоции.