Былины. Былинные герои.
Цели:
Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.
1. Актуализация
Прослушайте и просмотрите отрывок из былины в песенном исполнении.
https://yandex.ru/video/preview/13461447227772125943
- Какое произведение вы услышали? БЫЛИНЫ
Исполнители былин, гусляры, т.к. былины исполняли на гуслях - пели.
-Что необычного в этих песнях? напевность, особенный ритм, повторение отдельных слов.
-Что же называется « былиной»? (вспомните)
2. Применение знаний в стандартной ситуации
-Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри», кого вы увидели? Что можете о них рассказать? Соотнесите характерные черты героев и их имена.
Какие же черты вобрали в себя былинные герои?
Обобщение:
Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.
- Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (со сказкой)
- Что общего былины и сказки, а в чем отличие?
Заполните таблицу , вписав верное высказывание из предложенных
– художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера
- описание подвигов богатырей.
- вымысел, фантастика.
- историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов.
- произведение развлекательного и поучительного характера.
- возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого.
- прозаическая форма, сказки «сказывали»
- песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли.
Сказка | Былина |
1. Сказка – | 1. Былина - |
2. Главная черта- | 2. Былина отражает |
3. Сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали» | 3. Былины – |
4. Сказка- | 4. Былина – |
Общее И былина, и сказка существовали в устной форме. Оба жанра существуют с древнейших времен. Оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места. Язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи (постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику) |
3. Творческое задание (применение знаний в незнакомой ситуации)
Записать названия богатырских доспехов
Вспомним героев прочитанных былин : Илья Муромец - богатырь русский, который служит своей стране, не требуя ничего взамен. Садко – сначала бедный гусляр, а потом новгородский купец.
Рефлексия: Какие надписи вы бы оставили на придорожном камне?
Читайте былины: в них народ учит быть любить и защищать Родину.
Изучение былин помогает понять историю русского народа.
Былинные богатыри учат нас быть добрыми, сильным, смелыми.
Язык былин помогает услышать живую народную речь.)
Д/З: Написать развернутый ответ на проблемный вопрос « В чем сила богатырская?» (на примере образа Ильи Муромца)
Вспомните
Предлагаю вариант ответа. Вы можете его использовать, только необходимо вставить подходящие по смыслу слова или фразы.
Илья Муромец – … богатырь, герой Киевской Руси, который с честью защищал своих … от врагов. Илья до 33 лет не был таким …, а напротив, его считали ….
Старцы предсказали, что благодаря своей силе он …. Илья безо всякого страха сражался за …. Поражая врагов …, каждый раз приносил Руси …. Но никогда не любил ….
Образ Ильи Муромца фигурирует не только во множестве былинах. Также героя изображают в различных картинах, фильмах и мультфильмах. Эти произведения дают возможность не только узнать о …, но и перенестись в сознании на несколько веков назад.
Слова для вставки: людей и родину , могучим ,сильный, храбрый и мужественный, станет непобедимым для врагов ,обделенным физической силой, отвагой и силой , за интересы и свободу своего народа, победу, о ратных подвигах знаменитого воина ,превозносить себя и хвастаться.