Путешествие в страну Числительных:
Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи;
закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка;
развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память, смекалку;
воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости – очень симпатичные и добрые учителя из других школ. Они на нашем уроке могут отдыхать, а нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительное от других частей речи и от чисел математических; и самое главное – закрепить навык склонения числительных, при этом правильно проговаривая и записывая их.
Запишите в тетрадях дату и тему урока.
Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Я хочу пригласить вас совершить путешествие в страну… вы уже догадались, о какой стране идёт речь?
(Это страна Числительных)
Туристы-лингвисты, в путь собирайтесь,
Знанья свои показать постарайтесь,
Нас ждут приключенья, игры, кроссворд.
Не будем терять ни минуты. Вперёд!
2. Актуализация знаний. Разминка.
- Чтобы не заблудиться в стране Числительных, компасом будут служить ваша эрудиция, смекалка, умение сотрудничать. Давайте, ребята, предупредим жителей этой страны о нашем посещении и «позвоним по телефону».
Игра «Телефончик». Используя код, определите разряды имён числительных. Запишите в виде телефона. (Слайд 1)
Код
0,42 миллиметра Обознач. целые числа 1
Семеро козлят Дробные числит. 2
В 1993 году Собирательные 3
3 дня и 3 ночи Порядковые 4
Опять двойка Существительное 5
Стоквартирный дом Прилагательное 6
Сверим номера - 23-41-56 (Молодцы…)
- Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в этой стране с помощью спринт – опроса.
1) Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (По морфологическим признакам, по лексическому значению. Можно записать словами и цифрами ,а другие части речи только словами)
2) На какие группы делятся числительные по составу? (Простые, сложные, составные)
3) Чем отличаются простые от составных? Привести пример. (Простые состоят из одного слова, составные из нескольких)
4) Какие числительные называются сложными? Привести пример. (Сложные – это числительные, образованные путём сложения основ)
5) Назовите разряды числительных. (Количественные, порядковые)
6) С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой-, - ер -; пять - пятеро, два – двое)
7) Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)
8) Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая как прилагательное во множественном числе)
9) Какие числительные имеют только две падежные формы? (Полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто, сто)
3. Тренировочные упражнения
- Продолжаем путешествие. Мы подошли к реке Незевайка.
Я буду читать стихотворение, а вы должны выписать в столбик (не в строчку!) числительные:
Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрёстка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли и детский сад.
Замечательный был дом!
Дружно дети жили в нём.
(Ю. Коринец)
(Проверка записанного осуществляется следующим образом:
- один ученик читает выписанное, чётко проговаривая каждое слово;
- второй ученик проверяет его, говоря, правильно ли записано слово;
- третий выступает арбитром при решении спорных вопросов;
- остальные учащиеся проверяют написанное в своих тетрадях.)
- Правильно. Выпишите во второй столбик порядковые числительные.
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс…
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
товарищей своих.
Один – моряк, другой – танкист,
А третий – инженер,
Четвёртый – доктор-окулист,
А пятый – землемер,
Шестой – полярный капитан,
Седьмой – искусствовед,
Восьмой – наш доктор, Левитан,
Девятый я – поэт.
(С. Михалков)
(Примечание: несмотря на простоту примеров, в стихотворении есть два слова, которые учащиеся могут принять за порядковые числительные – один, другой)
- Проанализируйте оба столбика и определите, какие постоянные морфологические признаки числительного можно указать в данных примерах. Сверху над числительными укажите эти признаки.
Ответ: мы можем указать разряды числительных по структуре (составу).
- Какие ещё постоянные признаки можно указать в записанных примерах?
Ответ: у количественных числительных нужно указать дробные, целые или собирательные эти числительные.
Вопрос: итак, постоянные морфологические признаки имени числительного мы повторили. Подумайте, есть ли различие непостоянных признаков у количественных и порядковых числительных?
Ответ: есть. Количественные числительные изменяются только по падежам, а порядковые согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Вопрос: Правильно ли будет определять непостоянные признаки у записанных нами примеров?
Ответ: нет, так как непостоянные признаки проявляются только в предложениях или словосочетаниях.
- Молодцы! Я думаю можно сделать привал на берегу реки Незевайка, отдохнуть, почитать стихи, поотгадывать загадки. Ребята, вы не против?
- Тогда располагайтесь и прочитайте стихи Ванды Хотомской.
Слайд 2.
Три Сто
Есть у нас 3 сес3цы У про100го 100рожа -
Вы не знаете их? Не про100рный дом.
Как бы мне ухи3ться Ча100 в нём 100ножка
Рассказать о троих? Бродит под 100лом.
У одной, что С3жова Дорожит 100ножка
Над окошком жил с3ж. Чи100тою ног
С3чь она мастерица – И 100личной ваксой
Приходи к ней, малыш! Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Слайд 3.
- Вообразите, что перед вами стихотворение и прочитайте его с «поэтической» интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
4. Физминутка.
- Что ж, туристы-лингвисты, пора продолжать путешествие, поднимайтесь, в путь-дорогу собирайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять - (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь - (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо – влево)
- Ребята, в стране Числительных есть замечательный театр, давайте посетим его. А чтобы идти нам было не скучно, я предлагаю поразгадывать загадки. Вы согласны? Отлично!
1. Отгадайте-ка, ребятки,
что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет. (Шесть)
2. У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)
3. Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три)
4. Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
5. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)
- Ребята, а кто был внимательным и заметил, какое числительное в ответах повторялось несколько раз? (Семь). Думаю это не случайно. Послушайте, что я знаю об этом числе.
Число 7, так же как и в некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: 7 чудес света, 7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги. Числительное 7 вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него 7 пятниц на неделе», об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок, говорит: «7 бед – один ответ». А какие пословицы и поговорки с числительным 7 известны вам, ребята? (У семи нянек дитя без глазу, семеро одного не ждут, седьмая вода на киселе, за семью замками, один добытый опыт важнее семи поучений, работает до седьмого пота).
- Вот мы и пришли к театру. Актёры этого театра предлагают вам угадать, о каких именах числительных идёт речь в этой миниатюрной сценке.
Выходят две ученицы.
Ученик (представляет с места): Катя – ученица 3 класса, читающая вслух какой-то рассказ. Таня – её старшая сестра, ученица 6 класса, большой знаток русского языка.
Катя (читает): «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками…»
Таня (знающе): «Уверена, что среди восьмерых работающих не было ни одной женщины.»
Катя (удивлённо смотрит на Таню): Точно! Но как ты догадалась? Ведь ты не читала этого рассказа?
Таня (спокойно, важно): Нет, не читала. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность… (К классу) Какую?
Ответ: двое и шестеро – это собирательные числительные, они сочетаются только с существительными м.р.
- Ребята! С какими ещё существительными сочетаются собирательные числительные?
(Они сочетаются с существительными, обозначающими детей и детёнышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном
числе).
- Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой, но жители вам приготовили еще один сюрприз – кроссворд.
- Выделенные слова назовите в начальной форме и словами, называющими их цифровое значение, заполните кроссворд.
По горизонтали:
2. Час побережёшься – век проживёшь. (60)
4. Грамм любви перевешивает тонну законов. (1000)
7. Когда повздорят двое, их разнимает дюжина. (12)
8. Век живи – век учись. (100)
По вертикали:
1. Он не робкого десятка. (10)
2. Шесть одного и полдюжины другого. (6)
3. Собралась чёртова дюжина. (13)
5. За его языком и на четвёрке коней не угнаться. (4)
6. К единице нуля приписать не умеет. (Один)
7. О чём может мечтать слепой, как не о паре глаз? (Два)
5. Подведение итога урока.
- Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. За ваши знания и умения отличные оценки!
6. Домашнее задание.
Карточки.