СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в страну Числительных с целью систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи; закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные; развивать творческие способности учащихся; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя числительное"»

Путешествие в страну Числительных:

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»



Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи;

  • закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка;

  • развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциа­тивность мышления, речь, зрительную память, смекалку;

  • воспитывать уважение и любовь к родному языку.





Ход урока



1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости – очень симпатичные и добрые учителя из других школ. Они на нашем уроке могут отдыхать, а нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительное от других частей речи и от чисел математиче­ских; и самое главное – закрепить навык склонения числительных, при этом пра­вильно проговаривая и записывая их.

Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Я хочу пригласить вас совершить путешествие в страну… вы уже догадались, о какой стране идёт речь?

(Это страна Числительных)

Туристы-лингвисты, в путь собирайтесь,

Знанья свои показать постарайтесь,

Нас ждут приключенья, игры, кроссворд.

Не будем терять ни минуты. Вперёд!

2. Актуализация знаний. Разминка.

- Чтобы не заблудиться в стране Числительных, компасом будут служить ваша эрудиция, смекалка, умение сотрудничать. Давайте, ребята, предупредим жите­лей этой страны о нашем посещении и «позвоним по телефону».

Игра «Телефончик». Используя код, определите разряды имён числительных. Запишите в виде телефона. (Слайд 1)

Код

  1. 0,42 миллиметра Обознач. целые числа 1

  2. Семеро козлят Дробные числит. 2

  3. В 1993 году Собирательные 3

  4. 3 дня и 3 ночи Порядковые 4

  5. Опять двойка Существительное 5

  6. Стоквартирный дом Прилагательное 6



Сверим номера - 23-41-56 (Молодцы…)

- Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в этой стране с помощью спринт – опроса.

1) Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих число­вое значение? (По морфологическим признакам, по лексическому значению. Можно записать словами и цифрами ,а другие части речи только словами)

2) На какие группы делятся числительные по составу? (Простые, сложные, составные)

3) Чем отличаются простые от составных? Привести пример. (Простые со­стоят из одного слова, составные из нескольких)

4) Какие числительные называются сложными? Привести пример. (Сложные – это числительные, образованные путём сложения основ)

5) Назовите разряды числительных. (Количественные, порядковые)

6) С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой-, - ер -; пять - пятеро, два – двое)

7) Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)

8) Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая как прилагательное во множественном числе)

9) Какие числительные имеют только две падежные формы? (Полтора, пол­торы, полтораста, сорок, девяносто, сто)

3. Тренировочные упражнения

- Продолжаем путешествие. Мы подошли к реке Незевайка.

Я буду читать стихотворение, а вы должны выписать в столбик (не в строчку!) числительные:

Знал я невысокий дом

В переулке за углом.

Здесь когда-то проживало

Триста тридцать три жильца.

На работу шли, бывало,

Восемьдесят два отца.

Уходили по делам

Девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрёстка

Девяносто два подростка.

Тридцать восемь дошколят

В ясли шли и детский сад.

Замечательный был дом!

Дружно дети жили в нём.

(Ю. Коринец)



(Проверка записанного осуществляется следующим образом:

- один ученик читает выписанное, чётко проговаривая каждое слово;

- второй ученик проверяет его, говоря, правильно ли записано слово;

- третий выступает арбитром при решении спорных вопросов;

- остальные учащиеся проверяют написанное в своих тетрадях.)



- Правильно. Выпишите во второй столбик порядковые числительные.



То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

С толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс…



Умчались школьные года,

И не догонишь их.

Но я встречаю иногда

товарищей своих.



Один – моряк, другой – танкист,

А третий – инженер,

Четвёртый – доктор-окулист,

А пятый – землемер,



Шестой – полярный капитан,

Седьмой – искусствовед,

Восьмой – наш доктор, Левитан,

Девятый я – поэт.

(С. Михалков)



(Примечание: несмотря на простоту примеров, в стихотворении есть два слова, которые учащиеся могут принять за порядковые числительные – один, другой)

- Проанализируйте оба столбика и определите, какие постоянные морфологи­ческие признаки числительного можно указать в данных примерах. Сверху над числительными укажите эти признаки.

Ответ: мы можем указать разряды числительных по структуре (составу).

- Какие ещё постоянные признаки можно указать в записанных примерах?

Ответ: у количественных числительных нужно указать дробные, целые или собирательные эти числительные.

Вопрос: итак, постоянные морфологические признаки имени числительного мы повторили. Подумайте, есть ли различие непостоянных признаков у коли­чественных и порядковых числительных?

Ответ: есть. Количественные числительные изменяются только по падежам, а порядковые согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Вопрос: Правильно ли будет определять непостоянные признаки у записан­ных нами примеров?

Ответ: нет, так как непостоянные признаки проявляются только в предложе­ниях или словосочетаниях.

- Молодцы! Я думаю можно сделать привал на берегу реки Незевайка, отдох­нуть, почитать стихи, поотгадывать загадки. Ребята, вы не против?

- Тогда располагайтесь и прочитайте стихи Ванды Хотомской.

Слайд 2.

Три Сто

Есть у нас 3 сес3цы У про100го 100рожа -

Вы не знаете их? Не про100рный дом.

Как бы мне ухи3ться Ча100 в нём 100ножка

Рассказать о троих? Бродит под 100лом.

У одной, что С3жова Дорожит 100ножка

Над окошком жил с3ж. Чи100тою ног

С3чь она мастерица – И 100личной ваксой

Приходи к ней, малыш! Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

Слайд 3.

- Вообразите, что перед вами стихотворение и прочитайте его с «поэтической» интонацией.



714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.


4. Физминутка.


- Что ж, туристы-лингвисты, пора продолжать путешествие, поднимайтесь, в путь-дорогу собирайтесь.


Раз, два, три, четыре, пять - (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь - (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо – влево)


- Ребята, в стране Числительных есть замечательный театр, давайте посетим его. А чтобы идти нам было не скучно, я предлагаю поразгадывать загадки. Вы со­гласны? Отлично!


1. Отгадайте-ка, ребятки,

что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет. (Шесть)


2. У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)


3. Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три)


4. Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)


5. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)


- Ребята, а кто был внимательным и заметил, какое числительное в ответах по­вторялось несколько раз? (Семь). Думаю это не случайно. Послушайте, что я знаю об этом числе.


Число 7, так же как и в некоторых других народов, на Руси издавна счита­лось магическим: 7 чудес света, 7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги. Чис­лительное 7 вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном че­ловеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него 7 пятниц на неделе», об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинив­шийся человек, совершая очередной поступок, говорит: «7 бед – один от­вет». А какие пословицы и поговорки с числительным 7 известны вам, ре­бята? (У семи нянек дитя без глазу, семеро одного не ждут, седьмая вода на киселе, за семью замками, один добытый опыт важнее семи поучений, рабо­тает до седьмого пота).


- Вот мы и пришли к театру. Актёры этого театра предлагают вам угадать, о ка­ких именах числительных идёт речь в этой миниатюрной сценке.


Выходят две ученицы.

Ученик (представляет с места): Катя – ученица 3 класса, читающая вслух какой-то рассказ. Таня – её старшая сестра, ученица 6 класса, большой знаток русского языка.

Катя (читает): «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками…»

Таня (знающе): «Уверена, что среди восьмерых работающих не было ни одной женщины.»

Катя (удивлённо смотрит на Таню): Точно! Но как ты догадалась? Ведь ты не читала этого рассказа?

Таня (спокойно, важно): Нет, не читала. А секрет тут простой: в этой фразе упо­минаются необычные числительные, которые имеют одну особенность… (К классу) Какую?

Ответ: двое и шестеро – это собирательные числительные, они сочетаются только с существительными м.р.


- Ребята! С какими ещё существительными сочетаются собирательные числи­тельные?

(Они сочетаются с существительными, обозначающими детей и детёнышей жи­вотных и с существительными, употребляющимися только во множественном

числе).

- Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой, но жители вам приготовили еще один сюрприз – кроссворд.



1


2









3








4













5


6






7







































8









- Выделенные слова назовите в начальной форме и словами, называющими их цифровое значение, заполните кроссворд.

По горизонтали:

2. Час побережёшься – век проживёшь. (60)

4. Грамм любви перевешивает тонну законов. (1000)

7. Когда повздорят двое, их разнимает дюжина. (12)

8. Век живи – век учись. (100)


По вертикали:

1. Он не робкого десятка. (10)

2. Шесть одного и полдюжины другого. (6)

3. Собралась чёртова дюжина. (13)

5. За его языком и на четвёрке коней не угнаться. (4)

6. К единице нуля приписать не умеет. (Один)

7. О чём может мечтать слепой, как не о паре глаз? (Два)


5. Подведение итога урока.

- Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. За ваши знания и умения отличные оценки!


6. Домашнее задание.


Карточки.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!