СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Климат"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Климат"»

Цель:  1. проверка знаний учащихся основных терминов, понятий и определений по разделу: знание основных особенностей климата, климатообразующих факторов, неблагоприятных климатических явлений. 2. определить уровень умения учащихся:  работать с климатическими картами, климатограммами; составлять характеристику климата; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные вопросы. Задачи: 1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся; 2. формирование умений учащихся самостоятельно работать с разнообразным учебным материалом;  3. воспитывать дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Цель:

1. проверка знаний учащихся основных терминов, понятий и определений по разделу: знание основных особенностей климата, климатообразующих факторов, неблагоприятных климатических явлений.

2. определить уровень умения учащихся:

работать с климатическими картами, климатограммами; составлять характеристику климата; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные вопросы.

Задачи:

1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

2. формирование умений учащихся самостоятельно работать с разнообразным учебным материалом;

3. воспитывать дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Оборудование: Физическая карта России. Климатическая карта России. Атласы. Климатограммы. Раздаточный материал.  Тип урока: урок-игра; урок контроля и проверки знаний.

Оборудование:

  • Физическая карта России.
  • Климатическая карта России.
  • Атласы.
  • Климатограммы.
  • Раздаточный материал.

Тип урока: урок-игра; урок контроля и проверки знаний.

 Ход урока: 1. Организационный момент (оглашение темы и целей урока, разбивка класса на 3 команды, выбор капитана и названия команды, объяснение условий игры)  Конкурс 1 (max 3 балла). Климатообразующие факторы.  Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин, в т.ч и климатообразующие факторы. Из 5 нужно выбрать 3 климатообразующих фактора и прикрепить к “Солнцу” на доске. Набор терминов:   географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация.

Ход урока:

1. Организационный момент (оглашение темы и целей урока, разбивка класса на 3 команды, выбор капитана и названия команды, объяснение условий игры)

Конкурс 1 (max 3 балла).

Климатообразующие факторы.

Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин, в т.ч и климатообразующие факторы. Из 5 нужно выбрать 3 климатообразующих фактора и прикрепить к “Солнцу” на доске.

Набор терминов:

географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация.

Конкурс 2 (max 10 баллов). Климат. Погода.  Каждая команда получает карточку-задание, в которой   1 задание – частично поискового характера по определению типа климата;  2 задание – проблемного характера: смоделировать ситуацию. № карточки  1-е задание 1  2-е задание Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата. 2 В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство континентальная умеренная воздушная масса. Какую погоду она приносит? Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории. 3 В летний период времени на территории Приморского края господствует морская умеренная воздушная масса. Какая погода там устанавливается? Вы проживаете на территории Волгоградской области, определите климатический пояс и тип климата для данной территории. В зимний период времени на территорию Волгоградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?

Конкурс 2 (max 10 баллов).

Климат. Погода.

Каждая команда получает карточку-задание, в которой

1 задание – частично поискового характера по определению типа климата;

2 задание – проблемного характера: смоделировать ситуацию.

№ карточки

1-е задание

1

2-е задание

Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата.

2

В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство континентальная умеренная воздушная масса. Какую погоду она приносит?

Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории.

3

В летний период времени на территории Приморского края господствует морская умеренная воздушная масса. Какая погода там устанавливается?

Вы проживаете на территории Волгоградской области, определите климатический пояс и тип климата для данной территории.

В зимний период времени на территорию Волгоградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?

Конкурс 3 (max 10 баллов). Термин – определение.   Каждый игрок в команде выбирает по3 разноцветных карточки, где указаны термины по теме и 1 лист белого цвета, где даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением.  Капитан оценивает каждого игрока. А учитель – команду – в целом. Термины (разноцветные карточки): 1) воздушные массы; 2) солнечная радиация; 3) суммарная радиация;;4) атмосферный фронт; 5) теплый фронт; 6) холодный фронт; 7) циклон; 8) антициклон; 9) изотермы; 10) испаряемость; 11) муссон, 12) климат, 13) погода, 14) пыльные бури, 15) ураган, 16) климатообразующие факторы, 17) суховей, 18) засуха, 19) гололёд, 20) облака.

Конкурс 3 (max 10 баллов).

Термин – определение.

Каждый игрок в команде выбирает по3 разноцветных карточки, где указаны термины по теме и 1 лист белого цвета, где даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением.

Капитан оценивает каждого игрока.

А учитель – команду – в целом.

Термины (разноцветные карточки):

1) воздушные массы; 2) солнечная радиация; 3) суммарная радиация;;4) атмосферный фронт; 5) теплый фронт; 6) холодный фронт; 7) циклон; 8) антициклон; 9) изотермы; 10) испаряемость; 11) муссон, 12) климат, 13) погода, 14) пыльные бури, 15) ураган, 16) климатообразующие факторы, 17) суховей, 18) засуха, 19) гололёд, 20) облака.

Определения:

1.Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью.

2. Излучение Солнцем тепла и света.

3. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли.

4. Переходная зона, разделяющая различные по свойствам ВМ.

5. Перемещение теплых ВМ в сторону холодных.

6. Перемещение холодных ВМ в сторону тёплых.

7. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

8. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

9. Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры.

10. Количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях.

11. Ветер, меняющий направление дважды в год.

12. Многолетний режим погоды.

13. Состояние нижнего слоя тропосферы в данном месте и в данный момент времени.

14. Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.

15. Ветер, достигающий огромной скорости.

16. Факторы, оказывающие влияние на формирование климата.

17. Ветер с высокой температурой и очень низкой относительной влажностью.

18. Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха с отсутствием или незначительным количеством осадков.

19. Слой плотного льда, образующийся на поверхности земли.

20. Скопление капель водяного пара в нижнем слое атмосферы

Конкурс 4 (max 4 балла).

Найдите географические ошибки.

Командам предлагается тексты, в которых даны 4 ошибки по

характеристике типа климата. Тексты разные, но однотипные.

1

Умеренно континентальный климат Западной Сибири сложился в условиях значительной близости к Атлантическому океану, наличия невысоких Уральских гор, которые свободно пропускают морские ВМ с Атлантики. Зима здесь холодная и продолжительная, лето достаточно теплое. Количество осадков увеличивается от 300 мм на севере до 600 мм на юге.

2

Умеренно континентальный климат Восточно-Европейской равнины формируется под влиянием арктических ВМ, равнинности территории, над которой ВМ свободно проникают на юг, зима здесь менее сурова, лето теплое. Годовые амплитуды температуры достигают 40–65 ° С и более. Количество осадков примерно одинаково по всей территории равнины – 600 мм. Наблюдается изменение увлажнения от избыточного до недостаточного. На северо-западе равнины наиболее выражена антициклональная деятельность.

3

Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60 ° С и ниже. Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.

Конкурс 5 (max 6 баллов). Прочтите климатограмму.  Климатограммы одинаковы для 3 команд. Определить, какая климатограмма соответствует каждому из городов: Владивосток, Ростов – на – Дону, Якутск.

Конкурс 5 (max 6 баллов).

Прочтите климатограмму.

Климатограммы одинаковы для 3 команд. Определить, какая климатограмма соответствует каждому из городов: Владивосток, Ростов – на – Дону, Якутск.

Конкурс 6 (max 10 баллов). Прогноз погоды от гидрометеоцентра Учащимся предлагается рассмотреть климатическую карту и А) воспроизвести знания фактов Б) установить причинно – следственные связи.   Карточка №1 А) Какой из показанных на карте городов находится ближе всего к зоне действия антициклона? 1) Мурманск 3) Санкт - Петербург 2) Осло  4) Париж В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать улучшения погоды? 1) Санкт – Петербург; 3) Ростов-на-Дону 2) Москва 4) Астрахань

Конкурс 6 (max 10 баллов).

Прогноз погоды от гидрометеоцентра

Учащимся предлагается рассмотреть климатическую карту и

А) воспроизвести знания фактов

Б) установить причинно – следственные связи.

Карточка №1

А) Какой из показанных на карте городов находится ближе всего к зоне действия антициклона?

1) Мурманск 3) Санкт - Петербург

2) Осло 4) Париж

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать улучшения погоды?

1) Санкт – Петербург; 3) Ростов-на-Дону

2) Москва 4) Астрахань

Карточка №2 А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия антициклона? Тюмень 2) Серов   3) Оренбург 4) Курган В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков? Серов 2) Самара 3) Орск  4) Москва

Карточка №2

А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия антициклона?

  • Тюмень 2) Серов

3) Оренбург 4) Курган

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

  • Серов 2) Самара

3) Орск 4) Москва

 Карточка №3 А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона? Барнаул 2) Тобольск 3) Омск  4) Диксон В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков? 1)Самара  2) Архангельск 3)Барнаул  4) Бийск

Карточка №3

А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?

  • Барнаул 2) Тобольск

3) Омск 4) Диксон

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

1)Самара 2) Архангельск

3)Барнаул 4) Бийск

Индивидуальная проверка знаний и умений учащихся.

Тест по вариантам.

Вариант 1.

1.Какой океан оказывает основное влияние на климат России:

а) Северный Ледовитый; в) Тихий; б)Атлантический; г) Индийский.

2.Основные районы действия летних циклонов:

а) Восточная Сибирь; б) Дальний Восток;

в) запад Русской равнины; г) Арктические

побережья.

3.Количество воды, которое может испариться при данной температуре:

а) испарение; б) испаряемость;

в) коэффициент увлажнения; г) туман.

4.Самые высокие температуры летом наблюдаются летом:

а) на Прикаспийской низменности;

б) на юге Приморья;

в) на Северном Кавказе;

г) на юге Урала.

Вариант 2.

1.На большей части России климат формируют воздушные массы:

а) арктические; б) умеренные;

в) тропические; г) экваториальные.

2.Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, - это:

а) солнечная радиация; б) суммарная радиация;

в) поглощенная радиация; г) радиационный

баланс.

3.При коэффициенте увлажнения больше 1 увлажнение считается:

а) избыточным;

б) недостаточным;

в) крайне недостаточным.

4.Самое холодное место в России:

а) остров Рудольфа; б) Оймякон;

в) Кольский полуостров; г) Таймыр.

Подведение итогов игры.

Выставление оценок.