Тема урока: «Логические основы компьютера"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Преподаватель: Клокова Е.Е.
Цели урока:
образовательные:
-
обобщить и систематизировать знания по основным понятиям алгебры логики; логическим операциям: логическое сложение, логическое умножение, логическое отрицание, логическое следование, логическое равенство;
-
закрепить навыки составления таблиц истинности; построение логических схем; получение логической функции по логической схеме.
развивающие:
-
развитие логического мышления учащихся;
-
формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, формализовать задачи;
-
развитие интереса к информатике и математике.
воспитательные:
Дидактические материалы:
Наглядное пособие: презентация, подготовленная в PowerPoint
Ход урока
-
Организационный момент – объявляется тема, цели урока, его этапы.
-
Мотивация – разминка (1 мин)
Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва,
так уже который год
все никак не упадет. (водопад)
Кто может поднять и передвинуть и коня, и слона? (шахматист)
Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей? (спит)
Как поймать тигра в клетку? (тигры в полоску)
-
Фронтальный опрос (вопросы отображаются на доске, ребята используют сигнальные смайлики) (3 мин)
-
Является ли высказывание следующее предложение: «студент Уральского федерального университета;» (нет)
-
Конъюнкция (логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний ) с помощью союза ... (И)
-
Э
та операция связывает два простых логических выражения. Содержит конструкцию «ЕСЛИ – ТО». Назовите её. (импликация)
-
Что это за логическая схема? (И-НЕ)
-
Для высказываний А=«У меня в зачетке стоят одни пятерки» и В=«Я добросовестно выполняю задания» примените операцию эквивалентности. Какое новое высказывание получилось?
-
Что такое «понятие»? (форма мышления, в которой отражаются существенные признаки объекта.)
-
Даны два высказывания – сделайте умозаключение: Ты задал вопрос, вопрос задают когда не знают. Умозаключение: ты не знаешь.
-
Чему равно значение логического выражения
,
если А=1, В=1, С=0 ? (0)
4. Выполнить задание по вариантам по карточкам (проверяют друг у друга с использованием ответов на доске и выставляют оценки ). (5 мин)
Задания 1 варианта.
-
Какие значения могут принимать логические переменные? (0 или1)
-
А | В | |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
По таблицы истинности определите логическую функцию? (эквивалентность)
-
Вычислите: (1 В 1) (1 А) (=1)
-
Постройте высказывание, являющиеся отрицанием следующего высказывания:
Алеша сегодня не был готов к урокам. (Алеша сегодня был готов к урокам)
-
Построить таблицу истинности логической функции:
(0011)
Задания 2 варианта.
-
Какие логические выражения называются равносильными?
-
А | В | |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
По таблицы истинности определите логическую функцию? (импликация)
-
Вычислите: (1 0) (А 1 0 ) (=А)
-
Постройте высказывание, являющиеся отрицанием следующего высказывания:
В школу поставили новые компьютеры. (В школу не поставили новые компьютеры.)
-
Построить таблицу истинности логической функции:
(0011)
Обмениваемся карточками и проверяем другу друга, оценки выставляем по критериям на доске.
-
Сыграем в Викторину с помощью Kahoot! (5 мин)
Правила: время на ответ – 20 секунд, выигрывает тот, кто быстрее ответит и правильно.
-
Практическая часть. (25 мин)
В сетевой группы необходимо взять свой вариант задания и скопировать его к себе на компьютер. В файле Excel у вас 3 листа:
Лист1 - Построить ТИ,
Лист2 - Построить логическую схему,
Лист3 - Получить логическую функцию
-
Подводим Итоги урока (1 мин).
Рефлексия:
Если вы чувствуете, что вы успешно справились сегодня с заданиями – выбираем смайлик с улыбкой.
Если трудности были, но их было не много – выбираем нейтрального смайлика.
Если трудностей было больше, чем побед – грустный смайлик.
Всем спасибо за урок!
4