СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Неметаллы»»

Обобщающий урок по теме «Неметаллы» 9 класс

Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

9 класс

Цель. Проработать ключевые моменты изученной темы и подготовиться к контрольной работе.

Цель.

Проработать ключевые моменты изученной темы и подготовиться к контрольной работе.

Задачи. 1. Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, свойств простых веществ, а также их соединений. Закрепить понимание зависимости свойств от типа кристаллической решётки, вида химической связи, строения атома, степени окисления элемента; знания о качественных реакциях на ионы. 2. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, электронного баланса ОВР, проведения и наблюдения химического эксперимента. 3. Добиваться четких и лаконичных ответов, аккуратного выполнения заданий. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.

Задачи.

1. Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, свойств простых веществ, а также их соединений.

Закрепить понимание зависимости свойств от типа кристаллической решётки, вида химической связи, строения атома, степени окисления элемента; знания о качественных реакциях на ионы.

2. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, электронного баланса ОВР, проведения и наблюдения химического эксперимента.

3. Добиваться четких и лаконичных ответов, аккуратного выполнения заданий. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.

Кто б ни был ты, прекрасный гений,  Твои творения окажутся пустыми,  Когда ты будешь сух и нелюдим.  И знай, тебе скажу без наставлений,  Будь ты биолог, физик или химик –  Ты должен быть искусством вдохновим.  Не станешь ты творцом открытий разных,  Не сможешь воплотить свои мечты,  Когда к литературе безучастен,  Поэзию не понимаешь ты.
  • Кто б ни был ты, прекрасный гений, Твои творения окажутся пустыми, Когда ты будешь сух и нелюдим. И знай, тебе скажу без наставлений, Будь ты биолог, физик или химик – Ты должен быть искусством вдохновим. Не станешь ты творцом открытий разных, Не сможешь воплотить свои мечты, Когда к литературе безучастен, Поэзию не понимаешь ты.
Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.
  • Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.
Положение неметаллов в ПС Д.И.Менделеева. Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПС (вдоль и над диагональю B-At).  Всего 22 элемента- неметалла в Периодической системе Элементы-неметаллы располагаются только в главных подгруппах ПС.

Положение неметаллов в ПС Д.И.Менделеева.

  • Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПС (вдоль и над диагональю B-At).
  • Всего 22 элемента- неметалла в Периодической системе
  • Элементы-неметаллы располагаются только в главных подгруппах ПС.
Особенности атомного строения элементов-неметаллов . Для атомов-неметаллов характерно: Небольшой атомный радиус ( в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода). Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В. Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня. Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.

Особенности атомного строения элементов-неметаллов .

Для атомов-неметаллов характерно:

  • Небольшой атомный радиус ( в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).
  • Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В.
  • Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня.
  • Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.
Типы кристаллических решеток неметаллов Молекулярные   Атомные

Типы кристаллических решеток неметаллов

  • Молекулярные
  • Атомные
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.     Причины аллотропии: Различное число атомов в молекуле; Образование различных кристаллических форм.

Аллотропияспособность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Причины аллотропии:

  • Различное число атомов в молекуле;
  • Образование различных кристаллических форм.
Аллотропия кислорода. Кислород и озон

Аллотропия кислорода. Кислород и озон

Аллотропия фосфора. Красный и белый фосфор Р 4 Р ( красный фосфор) (белый фосфор)

Аллотропия фосфора. Красный и белый фосфор

Р 4

  • Р

( красный фосфор)

  • (белый фосфор)
Аллотропия углерода. Графит Алмаз

Аллотропия углерода.

  • Графит
  • Алмаз
Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная

Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная

Неметаллы Газообразные Жидкие Твёрдые

Неметаллы

Газообразные

Жидкие

Твёрдые

Задание первой группе  Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович Р

Задание первой группе

Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович Р

Задание второй группе  У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…  I 2

Задание второй группе

У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

I 2

Послушайте стихотворение и переведите его на язык химии, запишите генетический ряд неметалла Пусть эти превращения Дадут вам уравнения. Красный фосфор я сжигаю, К дымку воду приливаю. Проверяю лакмусом, Станет сразу красным он! Добавим натрия гидроксид — Цвет фиолетовый в колбе возник. Потом получаю фосфат серебра, Цветом - лимонная кожура. Растворяю осадок желтый Добавлением кислоты азотной. И на доске превращения эти Вы запишите, умные дети!

Послушайте стихотворение и переведите его на язык химии, запишите генетический ряд неметалла

Пусть эти превращения

Дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю,

К дымку воду приливаю.

Проверяю лакмусом,

Станет сразу красным он!

Добавим натрия гидроксид —

Цвет фиолетовый в колбе возник.

Потом получаю фосфат серебра,

Цветом - лимонная кожура.

Растворяю осадок желтый

Добавлением кислоты азотной.

И на доске превращения эти

Вы запишите, умные дети!

запишите генетический ряд неметалла Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом: Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4 → Na 3 PO 4 → Ag 3 PO 4 → Н 3 РО 4 .

запишите генетический ряд неметалла

  • Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
  • Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4 → Na 3 PO 4 → Ag 3 PO 4 → Н 3 РО 4 .
Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно .

Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно

.

Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами.

Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами.

Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки

Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки

Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами.

Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами.

Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью.

Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью.

Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями

Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями

Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону.

Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону.

Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ

Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ

При работе с химическими веществами используйте специальную одежду

При работе с химическими веществами используйте специальную одежду

Задание  Выбрав необходимые реактивы, проведите качественные реакции на ионы:  « C » - CO 3 2-  « S » - SO 4 2-  « Cl » - Cl - Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание

Выбрав необходимые реактивы, проведите качественные реакции на ионы:

« C » - CO 3 2-

« S » - SO 4 2-

« Cl » - Cl -

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Качественные реакции на ионы Карбонат-ион  Сульфат-ион  Хлорид-ион

Качественные реакции на ионы

  • Карбонат-ион
  • Сульфат-ион
  • Хлорид-ион
Виртуальный эксперимент

Виртуальный эксперимент

Запишите уравнение реакции на доске и расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите тип реакции по всем изученным признакам

Запишите уравнение реакции на доске и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

  • Определите тип реакции по всем изученным признакам
Конкурс «Расчетный» Вычислите массу осадка сульфата бария, который был получен при взаимодействии 200 г. сульфата натрия, содержащего 28% примесей с раствором хлорида бария.

Конкурс «Расчетный»

  • Вычислите массу осадка сульфата бария, который был получен при взаимодействии 200 г. сульфата натрия, содержащего 28% примесей с раствором хлорида бария.
Тест – экспресс 1. Символ элемента, образующего прос­тое вещество — неметалл: A. Mg. Б . С u. В . Na. Г . F. 2) О 3 – это : а) озон; б) воздух; в) галит; г ) метан 3 . ) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?  Азот +6  Хлор +5  Сера +4  Кремний +7 4.  Способность атомов принимать электроны уменьшается в ряду: A. F—О—N—С. В. N—F—О—С. Б. С—N—О—F. Г. О—N—F—С. 5 . H 2 S - это:  а) бесцветный газ без запаха  б) бесцветный газ с резким запахом, ядовитый  в) светло-желтый газ с резким запахом   г) желто-зеленый газ с резким запахом 6. Аммиак взаимодействует с веществом, формула которого: А . НС 1. Б . NaOH. В . SiO 2 . Г . N 2 . 7. Наиболее электроотрицательными являются атомы…..  а) серы б)фосфор в) кремния г) хлора 8 . Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:  а) 2, 1 б) 2, 8, 2 в) 2, 8, 7 9. Ион S О 4 2- можно обнаружить с по­мощью раствора, содержащего катион: А. Бария. Б. Водорода В. Натрия. Г. Серебра. 10) правила разбавления серной кислоты гласит:  а) нельзя приливать воду к кислоте б) нельзя приливать кислоту в воду

Тест – экспресс

1. Символ элемента, образующего прос­тое вещество — неметалл:

A. Mg. Б . С u. В . Na. Г . F.

2) О 3 – это : а) озон; б) воздух; в) галит; г ) метан

3 . ) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

Азот +6

Хлор +5

Сера +4

Кремний +7

4. Способность атомов принимать электроны уменьшается в ряду:

A. F—О—N—С. В. N—F—О—С. Б. С—N—О—F. Г. О—N—F—С.

5 . H 2 S - это:

а) бесцветный газ без запаха б) бесцветный газ с резким запахом, ядовитый

в) светло-желтый газ с резким запахом г) желто-зеленый газ с резким запахом

6. Аммиак взаимодействует с веществом, формула которого: А . НС 1. Б . NaOH. В . SiO 2 . Г . N 2 .

7. Наиболее электроотрицательными являются атомы…..

а) серы б)фосфор в) кремния г) хлора

8 . Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

а) 2, 1 б) 2, 8, 2 в) 2, 8, 7

9. Ион S О 4 2- можно обнаружить с по­мощью раствора, содержащего катион:

А. Бария. Б. Водорода В. Натрия. Г. Серебра.

10) правила разбавления серной кислоты гласит:

а) нельзя приливать воду к кислоте б) нельзя приливать кислоту в воду

 Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест.   1. А. 2. А. 3. Азот +5 7. Г 8. В 9. А 10. А  Хлор +7  Сера +6  Кремний +4 4. А 5. Б 6. А

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест.

  • 1. А.
  • 2. А.
  • 3. Азот +5
  • 7. Г
  • 8. В
  • 9. А
  • 10. А

Хлор +7

Сера +6

Кремний +4

  • 4. А
  • 5. Б
  • 6. А
5 ошибок " width="640"

Критерии оценок

«5» - 0-1 ошибка

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

«2» - 5 ошибок

Домашнее задание составить задачу (найти объем СО 2 ), повторить качественные реакции,  обратить внимание на соединения азота.

Домашнее задание

  • составить задачу (найти объем СО 2 ),
  • повторить качественные реакции,
  • обратить внимание на соединения азота.
Рефлексия Заканчивая урок, продолжите фразу: « Уходя с урока, я хочу сказать …» Мне было комфортно на уроке. Я много узнал нового. Это мне пригодится в жизни. Я принял активное участие в обсуждении темы. Мне это не интересно.

Рефлексия

Заканчивая урок, продолжите фразу: « Уходя с урока, я хочу сказать …»

  • Мне было комфортно на уроке.
  • Я много узнал нового.
  • Это мне пригодится в жизни.
  • Я принял активное участие в обсуждении темы.
  • Мне это не интересно.