Обобщающий урок по теме «Неметаллы»
9 класс
Цель.
Проработать ключевые моменты изученной темы и подготовиться к контрольной работе.
Задачи.
1. Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, свойств простых веществ, а также их соединений.
Закрепить понимание зависимости свойств от типа кристаллической решётки, вида химической связи, строения атома, степени окисления элемента; знания о качественных реакциях на ионы.
2. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, электронного баланса ОВР, проведения и наблюдения химического эксперимента.
3. Добиваться четких и лаконичных ответов, аккуратного выполнения заданий. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать самостоятельно.
- Кто б ни был ты, прекрасный гений, Твои творения окажутся пустыми, Когда ты будешь сух и нелюдим. И знай, тебе скажу без наставлений, Будь ты биолог, физик или химик – Ты должен быть искусством вдохновим. Не станешь ты творцом открытий разных, Не сможешь воплотить свои мечты, Когда к литературе безучастен, Поэзию не понимаешь ты.
- Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.
Положение неметаллов в ПС Д.И.Менделеева.
- Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПС (вдоль и над диагональю B-At).
- Всего 22 элемента- неметалла в Периодической системе
- Элементы-неметаллы располагаются только в главных подгруппах ПС.
Особенности атомного строения элементов-неметаллов .
Для атомов-неметаллов характерно:
- Небольшой атомный радиус ( в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).
- Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В.
- Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня.
- Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.
Типы кристаллических решеток неметаллов
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.
Причины аллотропии:
- Различное число атомов в молекуле;
- Образование различных кристаллических форм.
Аллотропия кислорода. Кислород и озон
Аллотропия фосфора. Красный и белый фосфор
Р 4
( красный фосфор)
Аллотропия углерода.
Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная
Неметаллы
Газообразные
Жидкие
Твёрдые
Задание первой группе
Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович Р
Задание второй группе
У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
I 2
Послушайте стихотворение и переведите его на язык химии, запишите генетический ряд неметалла
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид —
Цвет фиолетовый в колбе возник.
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, умные дети!
запишите генетический ряд неметалла
- Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
- Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4 → Na 3 PO 4 → Ag 3 PO 4 → Н 3 РО 4 .
Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно
.
Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами.
Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки
Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами.
Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью.
Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями
Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону.
Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ
При работе с химическими веществами используйте специальную одежду
Задание
Выбрав необходимые реактивы, проведите качественные реакции на ионы:
« C » - CO 3 2-
« S » - SO 4 2-
« Cl » - Cl -
Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Качественные реакции на ионы
- Карбонат-ион
- Сульфат-ион
- Хлорид-ион
Виртуальный эксперимент
Запишите уравнение реакции на доске и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
- Определите тип реакции по всем изученным признакам
Конкурс «Расчетный»
- Вычислите массу осадка сульфата бария, который был получен при взаимодействии 200 г. сульфата натрия, содержащего 28% примесей с раствором хлорида бария.
Тест – экспресс
1. Символ элемента, образующего простое вещество — неметалл:
A. Mg. Б . С u. В . Na. Г . F.
2) О 3 – это : а) озон; б) воздух; в) галит; г ) метан
3 . ) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?
Азот +6
Хлор +5
Сера +4
Кремний +7
4. Способность атомов принимать электроны уменьшается в ряду:
A. F—О—N—С. В. N—F—О—С. Б. С—N—О—F. Г. О—N—F—С.
5 . H 2 S - это:
а) бесцветный газ без запаха б) бесцветный газ с резким запахом, ядовитый
в) светло-желтый газ с резким запахом г) желто-зеленый газ с резким запахом
6. Аммиак взаимодействует с веществом, формула которого: А . НС 1. Б . NaOH. В . SiO 2 . Г . N 2 .
7. Наиболее электроотрицательными являются атомы…..
а) серы б)фосфор в) кремния г) хлора
8 . Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:
а) 2, 1 б) 2, 8, 2 в) 2, 8, 7
9. Ион S О 4 2- можно обнаружить с помощью раствора, содержащего катион:
А. Бария. Б. Водорода В. Натрия. Г. Серебра.
10) правила разбавления серной кислоты гласит:
а) нельзя приливать воду к кислоте б) нельзя приливать кислоту в воду
Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест.
Хлор +7
Сера +6
Кремний +4
5 ошибок " width="640"
Критерии оценок
«5» - 0-1 ошибка
«4» - 2-3 ошибки
«3» - 4-5 ошибок
«2» - 5 ошибок
Домашнее задание
- составить задачу (найти объем СО 2 ),
- повторить качественные реакции,
- обратить внимание на соединения азота.
Рефлексия
Заканчивая урок, продолжите фразу: « Уходя с урока, я хочу сказать …»
- Мне было комфортно на уроке.
- Я много узнал нового.
- Это мне пригодится в жизни.
- Я принял активное участие в обсуждении темы.
- Мне это не интересно.