СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»»

6 класс

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.


Ход урока

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания


II. Актуализация опорных знаний.

  1. Минута орфоэпии.

  2. Словообразовательный и морфемный разбор.


II. Целеполагание:

- тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.

- Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?

- Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре- и при-


III. Фронтальный опрос по изученному материалу:

- От чего зависит правописание приставок пре/при?

- Сколько значений у приставки при?

- Перечислите их. Приведите примеры.

- А сколько у приставки пре?

- Перечислите их. Приведите примеры.


IV. Закрепление изученного материала.

1. Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. ( Пушкин «Дубровский)»

«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». (Тургенев «Муму»)

- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный (Зимнее утро» )




2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения. (слайд 6)


Пр.ехать , пр.соединить , пр.отстать , пр.храмывать, пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

3. Игра «Найдите лишнее слово»

•         Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

•         Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

•         Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

•         Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

•         Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

•         Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

•         Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова».

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.


Отгадай загадки

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

-= Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

-= Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу ...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

-= Буквы =-

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?

-= Учитель =-

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.


Физкультминутка





4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)


- Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

( 1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)


5.Ученик работает у доски.Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

        Лечь ненадолго -                         прилечь

        Сесть на краешек стула -            присесть

        Заболеть несильно, ненадолго -  приболеть

        Слегка поднять         -                   приподнять

        Временно остановиться -             приостановиться

  6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать , как мать, и пр...открыть тайны жизни, подобно мудрому отцу.



2. Замените данные словосочетания одним словом.

глава государства ___________президент

подарить что-либо -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей - прима

помеха на дороге - преграда

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами- прихотливый

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________


5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

V. Рефлексия

-Что мы узнали на уроке?

Чему научились

VI. Домашнее задание



















Задание по теме « Правописание приставок пре и при»

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.


2. Замените данные словосочетания одним словом.

глава государства ___________________________________________

подарить что-либо ___________________________________________

оперная певица, исполнительница главных ролей _____________________

помеха на дороге ____________________________________________

первое представление пьесы, фильма _______________________________

человек с капризами ____________________________________________

история, передающаяся из уст в уста ________________________________

близкий знакомый, но не хороший друг _____________________________

нарушение правил ______________________________________________

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - __________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно , относиться несправедливо , проходить свободно , идти сплошным потоком , находиться на собрании , относиться без уважения , нарушить верность.

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться ; очень мало ; отбавлять; очень злой ; уважать ; отдалять; уродливый; последующий .