СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  позволяет  закрепить и  повторить знания по теме:  "Внутренние воды России"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России»»

МБОУ Новонукутская СОШ

Урок в 8 классе.

Учитель: Шармаева Ольга Санжиевна.

Тема: Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России»

Цель: обобщить и закрепить знания по изученной теме. 
Задачи: урока:
Образовательные: повторить основные термины, понятия по теме; главные особенности внутренних вод России; особенности размещения вод по территории страны; взаимосвязи между внутренними водами и рельефом, климатом; экологические проблемы, связанные с внутренними водами.
Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей; развивать географическое мышление школьников.
Воспитательные: повысить интерес к изучению географии; формировать патриотическое отношение к своей стране; способствовать экологическому воспитанию учащихся; воспитывать в детях чувства товарищества; умение работать в команде.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, контурные карты, карточки с названиями рек и озёр, карточки с заданиями для каждой команды, звёздочки из бумаги или картона для учёта ответов: красные, зелёные, синие; компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.

Тип урока:  обобщающий

Используемая технология:  игровая.

Методы и приемы работы: зачет по теме в устной и письменной форме, контроль знаний с применением дидактических игр.


Эпиграф к уроку (записан на экране)   

Вода… «Нельзя сказать, что ты необходима  для жизни:

ты – сама жизнь…

Ты самое большое богатство в мире»

                                                                                          (А. де Сент-Экзюпери).

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами урок - обобщения темы «Внутренние воды России». Наш урок пройдет в виде игры. Вы заранее уже поделены на группы, и каждая группа выбрала себе название. 1-ая группа, 2-ая группа, 3-ая группа, 4-ая группа.

Сегодня мы должны закрепить все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

Давай те вспомним, что нового, интересного мы узнали с вами на предыдущих уроках.


Ответим на вопросы: (Слайд)

1. Площадь бассейна какого океана преобладает на всей территории России?

2. Как климат влияет на реки России?

3. Как реки России различаются по питанию?

4. Как реки различаются по режиму?

5. На какие 2 группы можно разделить озера? И чем эти 2 группы озер отличаются между собой?

Молодцы. Мы все с вами вспомнили. Давайте начнем игру.

Условия игры:

а) команда получает карточки с заданиями, ребята распределяют их между собой;

б) каждый отвечающий получает жетон:

- желтый, если ответ правильный и точный,

- зелёный, если ответ неточный,

- синий за дополнение; 

II. Соревнование команд.

Начинаем соревнование команд.

1. Конкурс. Разминка._

1.задание. Логическая цепочка – необходимо исключить лишнее и объяснить почему?


1.команда.

1.Паводок, межень, речная долина.

2.Байкал, Чудское, Онежское, Каспийское, Белое.


2 команда

1. Лена, Амур, Объ.

2.Болото, море, река, термальные воды, озеро

3 команда.

1.Озеро, река, канал.

2.Волга, Кама, Иртыш, Терек

4.команда.

1.Пойма, русло, межень

2. Лена, Ишим, Ханка, Ока, Дон.

2.задание. Ответить на следующие вопросы (устно)


1команда. Путешествуя вверх по Волге, можно ли на лодке добраться до пункта с координатами с.ш. и в.д.?

(Это координаты истока реки Волги.. Она берет начало у подножья Валдайской возвышенности, из крохотного озерка, вытекает из него маленьким ручейком, петляющим по заболоченной лесной низине. Очевидно, что добраться туда на лодке невозможно).


2 команда. В старинной казачьей песне поется: “Ой ты, наш батюшка, Тихий Дон…”

У Пушкина мы встречаем такие строки: “Как прославленного брата реки знают Тихий Дон…” Почему называют “тихим”?

(Дон имеет очень медленный уклон, так как он течет по очень ровной местности).


3. команда. Объясните поговорку: “Река Ока – Волги правая рука”.

(Ока крупнейший правый приток Волги. Крупнейшим левым притоком Волги является Кама).

А какая река у Волги – левая рука?


4 команда. О каком озере местные жители сложили поговорку “Сколько ему не приносят богатств его сыновья, – разоряет дочка старика”.

(Байкал, в него впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река с очень быстрым течением – Ангара).

Конкурс 2.  «Кодированная карта». (слайд)

У каждой команды на столах лежат контурные карты, они закодированы цифрами. Каждая команда должна найти на них географические названия рек и озёр. На это задание дается 3 минуты.

1 команда:

А) Колыма

Б) Печора

В) Каспийское

Г) Обь

Д) Кама


3 команда

А) Лена

Б) Ока

В) Енисей

Г) Ладожское

Д) Таймыр

2 команда:

А) Волга

Б) Ангара

В) Северная Двина

Г) Байкал

Д) Ханка


4 команда

А) Дон

Б) Амур

В) Иртыш

Г) Онежское

Д) Вилюй.

После выполнения задания, команды обменивается контурными картами и осуществляют взаимопроверку. На это дается 1 минута. Ответы даны на экране.

Конкурс 3. «Проще простого». (Слайд)

Команды получают карточки с заданиями, необходимо установить соответствия. На это задание им дается 3 минуты.

1 команда.

Озера Происхождение озёрных

котловин:

1) Байкал        а)термо- карстовое

2) Ладожское   б) вулканическое  

3) Курильское    в) тектоническое

4) Онежское    

5) Неджели   г) ледниковое


2 команда

Реки Питание

1.Волга а) Дождевое

2.Амур б) Снеговое

3.Енисей в) Ледниковое

4.Терек

5.Кубань

3 команда

Реки Бассейн какого океана:

1.Дон а) Тихий океан

2.Иртыш б) Атлантический океан

3.Амур в) Северный Ледовитый океан

4.Нева

5.Уссури


4 команда

Реки Их притоки

1.Енисей а) Уссури

2.Лена б) Иртыш

3.Объ в) Кама

4.Волга г) Вилюй

5.Амур д) Нижняя Тунгуска


По истечению времени на экране появляются правильные ответы, и команды сами проверяют свои ответы.

1 команда.

  • 1 – в     

  • 2 – г

  • 3 – б

  • 4 – г

  • 5 – а  

2 команда

  • 1 – б

  • 2 – а

  • 3 – б

  • 4 – в

  • 5 – в

3 команда

1 – б

2 – в

  • 3 – а

  • 4 – б

  • 5 – а

4 команда

  • 1 – д

  • 2 – г

  • 3 – б

  • 4 – в

  • 5 – а


Конкурс  4. «Что есть что?»

Каждой команде необходимо определить географический объект по описанию. Один участник каждой команды должен будет выйти к карте и показать его. На это задание дается 3 минуты.

1 команда. 

1. В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним  - «брат океана», «ось России», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке  грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних  плёсов. Возникают ледяные заторы.  Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. На её берегах расположен краевой центр -  главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха. Ответ: Енисей


2. Одна из крупнейших рек на юге Восточно-Европейской равнины. Берёт начало в Тульской области на северных склонах Среднерусской возвышенности, впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту. Длина 1870 км. Общее направление реки — с севера на юг. Течет по живописной местности, представляющей широкую равнину. На реке имеются некоторые места, где вода вследствие быстрого течения всю зиму не замерзает. Основные притоки Сосна, Воронеж, Хопёр, Медведица. Ответ: Дон.


2 команда.

1) Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки  - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основной источники питания: снеговое (60%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб. Множество городов расположилось по ее берегам: Орел и Калуга, Рязань и Коломна, Муром и Нижний Новгород и многие другие. Впадает в Каспийское море, здесь расположена ее дельта, которая является главным рыболовным регионом России, была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры. Ответ: Волга.


2). Крупнейшая река Северо-Восточной Сибири, одна из величайших рек мира. Длина её составляет 4400 км. По длине она занимает 10-е место в мире. Берёт начало на западном склоне Байкальского хребта, на высоте 930 м. Впадает в море Лаптевых. Большая часть бассейна располагается в области распространения многолетней мерзлоты. В верховьях Река течёт по дну глубокой и узкой долины. Зимой река промерзает практически до самого дна. В своих верховьях река достаточно быстра, извилиста, местами порожиста. Крупные притоки —  Алдан и Вилюй. Ответ: Лена.


3 команда.

1). Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. На их языке означает «богатое озеро». Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Вода в озере такая чистая, что на глубине сорока метров невооруженным глазом можно рассмотреть блестящий металлический диск. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений,  70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. Ответ: озеро Байкал.


2). Это великая сибирская река. Ее речная система является самой большой в России. Протекает по одной из величайших равнин России, пересекая ее с юга на север. Образуется слиянием рек Бии и Катуни на Алтае, Впадает в Карское море. Долина реки широкая. На берегах этой реки расположились такие крупные города как Барнаул, Новосибирск, Сургут, Салехард. Ответ: река Обь.


4 команда.

1). Великая дальневосточная река с огромным бассейном, охватывающим около двух миллионов километров российской, китайской и монгольской территорий. На протяжении около трех тысяч километров является границей между Россией и Китаем. Питание этой реки дождевое. Занимает девятое место по протяженности и образуется в результате слияния рек Шилка и Аргунь. Ответ: Амур.


2). Озеро находится на северо-западе Русской равнины. Лежит почти в центре области великих озер, на высоте 4,95 метров над уровнем моря. Это пограничное озеро между Финляндией и Россией. По площади составляет 17,7 тыс км2. Наибольшая ширина озера 124 километра. Средняя глубина озера составляет 51 метр, наибольшая 230 метров. Вытекает из озера много рек, но одна из крупных это река Нева. На этом крупном озере располагается 660 островов. Главный и самый большой из этой группы остров Валаам (26,2 км2), здесь расположен Валаамский-Преображенский монастырь. Ответ: озеро Ладожское.


Конкурс 5. «Математический»

Определите падение и уклон реки.


1-команда

Река Нева. Уровень воды в Ладожском озере – 4м, Финского залива – 0м, длина реки – 74км.

(Падение: 4м - 0м = 4м или 400см; Уклон: 400см : 74км = 5,4 см/км).

2-команда

Река Ангара. Уровень воды в озере Байкал – 456м, высота места впадения реки в Енисей – 76м, длина реки – 1826км.

(456м – 76м = 380м или 38000см; 38000см : 1826км = 20,8см/км).

3-команда

Река Волга. Высота истока – 256м, высота устья – (-28), длина реки – 3531км. (256 –


(-28) = 284м или 28400см; 28400см : 3531км = 8,04см/км).

4-команда

Река Лена высота истока 1470м высота устья-0м длина реки-4400км

(1470-0=1470м или 147400см: 147000см:4400км=33см/км)


Конкурс 6. Конкурс капитанов.

Показать объекты на карте:

  1. Самые крупные реки в Европейской части России;

  2. Самые крупные реки в Азиатской части России;

  3. Самые крупные озёра России.

  4. Реки,протекающие по Иркутской области.

Конкурс 7.  «Гонка за лидером».

(На сколько вопросов успеет ответить команда за 1 минуту).

За каждый правильный ответ дается жетон.


Вопросы 1команде

1) Как называется естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле …   (река).

2) Как называется начало реки …   (исток).

3) Как называется река со всеми своими притоками …  (речная система).

4) Как называется место впадения реки в другую реку, озеро или море …  (устье).

5) Что такое замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).

6) Кратковременные подъёмы воды в реке …     (паводок).

7) Как называются озёра, из которых вытекают реки …   (сточные).

8) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).

9) Как называются озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает …   (бессточные).

10) Ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы  …  (половодье).

11) Назовите самое большое по площади озеро Русской равнины …  (Ладожское).

12) Назовите самую длинную реку России    …   (Лена – 4400км).

13) Самая полноводная река России  …   (Енисей).

14) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы …   (Волга).

15) Количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени … (расход воды).

Вопросы 2команде

1) Естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле … (река).

2) Вытянутые углубления на земной поверхности, выработанные постоянными водными потоками … (речная долина).

3) Начало реки … (исток).

4) Место впадения реки в другую реку, озеро или море … (устье).

5) Назовите самое глубокое озеро мира … (Байкал).

6) Впадая в море, река блуждает среди собственных наносов, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки … (дельта).

7) Превышение истока реки над устьем называется … (падение реки).

8) Отношение падения реки к её длине … (уклон реки).

9.Самая длинная река России … (Обь с Иртышом – 5410км

10) Количество воды, которое река выносит за год … (годовой сток).

11) Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы … (половодье).

12) Кратковременные подъёмы воды в реке … (паводок).

13) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).

14) Весь переносимый рекой материал называют … (твёрдый сток).

15) Бурные грязе-каменные потоки (сели)


Вопросы 3 команде

1) Переносимый рекой материал:ил ,песок (Твердый сток)

2) Наибольший твёрдый сток среди рек страны имеет … (Терек).

3) Самое большое по акватории озеро мира … (Каспийское).

4) Самое глубокое озеро мира … (Байкал).

5) Подземные воды, залегающие на первом водоупорном слое … (грунтовые).

6) Выход грунтовых вод на земную поверхность … (родник, ключ).

7) Слой охлаждённых – мёрзлых пород, которые не оттаивают в течение многих лет … (многолетняя, вечная мерзлота).

8) Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве … (водные ресурсы).

9) Рукотворный вид озёр … (водохранилища, пруды).

10) Подземные воды с температурой выше 20˚С, нагретые теплом глубинных зон земной коры … (термальные).

11) Подземные воды, обладающие целебными свойствами и используемые в лечебных целях … (минеральные).

12) Переувлажнённый участок земной поверхности, где произрастает характерная растительность и происходит постоянное образование торфа, из-за переувлажнения … (болото).

13) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы … (Волга).

14) Самая длинная река России … (Обь с Иртышом – 5410км).

15) Самая длинная из рек, бассейн которых полностью находится в России … (Лена – 4400км).


Вопросы 4 команде

1) Замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).

2) Озёра, из которых вытекают реки … (сточные).

3) Озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает … (бессточные).

4) Высокая ступень в днище речной долины … (терраса).

5) Направление течения рек зависит от … (рельефа).

6) Стихийное бедствие, сопровождаемое затоплением местности (наводнение)

7) Река со всеми своими притоками (речная система).

8) Река в Иркутской области … (Ангара).

9) Самая полноводная река России … (Енисей).

10) Реки, которые не несут свои воды в океан, относятся к бассейну … (внутреннего стока).

11) Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка» … (Баскунчак).

12) Подземные воды водоносного слоя, расположенного между водоупорными пластами называют … (артезианскими).

13) Горячие источники и гейзеры в России имеются на … (Камчатке).

14) Город на Северном Кавказе, название которого связано с наличием целебных подземных вод … (Минеральные Воды)

15) Озеро – объект Всемирного наследия… (Байкал).

III. Подведение итогов.

Подсчитывается количество жетонов у каждой команды. Ставятся оценки участникам.

IV.Рефлексия деятельности. (заполнить небольшую анкету)

V. Домашнее задание.

  • Прочитать параграфы 14-17.

  • Подготовиться к тесту по теме «Внутренние воды России».

  • Подготовить презентации «Защита водоемов моей местности»; «Сохранение воды - глобальная проблема человечества»


 Рефлексия деятельности.

В конце урока ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

1.На уроке я работал………….
2.Своей работой на уроке я………….
3.Урок для меня показался………….
4.За урок я……………………..
5.Мое настроение………………….
6.Материал урока мне был…………

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!