МОУ «Лесно-Полянская СШ»
УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ
ТЕМА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ
Дата проведения: 20.11.2019г
Учитель географии: Назарова Л.В.
Цель: повторить и обобщить знания об особенностях внутренних вод России.
Задачи:
- формирование умений работать с картами атласа, в группе,
- осуществление экологического воспитания, профилактика нарушений зрения, осанки, предупреждение утомляемости.
- развитие общеучебных умений и навыков
Оборудование: Физическая карта России, карты атласа, карточки - задания для индивидуальной работы, тексты для работы в группе (приложение №1), карточки-термины, настенные таблицы с изображением внутренних вод России, маршрутные листы(приложение №1), интерактивная доска, презентация по теме урока.
Тип урока: обобщающий
Форма проведения: урок-путешествие
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Внутренние воды России»(слайд №1), совершим путешествие в результате, которого, вы закрепите умения работать в группе, с картами атласа, настенными картами, закрепите умения работать с текстом, принимать решения, делать выводы.
Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу предложить вам слова поэта Бокова:(слайд №2)
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, доброте
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия не с рек берет начало, а с тебя!
Начинаем свое путешествие!!!! По ходу урока учащиеся заполняют маршрутные листы: ставят № маршрута, количество баллов за выполненное задание. В конце урока подводят итоги: 18-21- «5», 12-17-«4», ниже 126- «3». Давайте вспомним, что относится к внутренним водам России (слайд №3, записи выполняются на доске).
Станция «Картографическая» ( по 1 баллу)
На указателях написаны реки, озера, выбираете указатель, покажите на карте (слайд №4)
Список географических объектов: реки: Лена, Обь, Енисей, Индигирка, Анадырь, Волга, Печера, Яна, Амур
озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.
Станция «Словарная» (1 балл за каждый правильный ответ)
На столах у учащихся карточки с терминами, учитель читает вопрос, уч-ся поднимают правильный ответ.
Список понятий: русло, водораздел, уклон, озеро, многолетняя мерзлота, паводок, годовой сток, межень ( самопроверка по слайду №5)
Вопросы:
Природное углубление, место где река протекает.
Граница между двумя речными бассейнами.
Отношение величины падения реки к её длине.
Источники пресной воды, регуляторы стока, водоемы со спокойной водой.
Толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени.
Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков.
Количество воды, протекающее в речном русле за год.
Наиболее низкий уровень воды в реке.
Успешно справившись с заданием, переходим к следующей остановке.
На следующей остановке нам предстоит совершить путешествие по рекам и озерам России.
Станция «Узнай меня» (1 балл за каждый правильный ответ) Вывешивается список озер и рек России. Зачитываются небольшие сообщения по некоторым рекам и озерам. Команды должны определить название объекта.
Озера: Эльтон, Каспийское море - озеро, Ладожское, Чудское, Таймыр.
Сообщения:
1. Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает - одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной (Ладожское озеро).
2. А это озеро - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро).
3. Это озеро - море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения (Каспийское море - озеро).
4. Озеро находится на юго - востоке европейской части России. Вода в озере соленая, поэтому в этом озере добывается соль (Эльтон).
Реки: Амур, Лена, Волга, Печора, Енисей.
Сообщения:
По своему названию она девочкой бывает и могучей сибирской рекой протекает. Истоки ее расположены на высоте 1 километра над уровнем моря, на склонах хребта, окаймляющего глубочайшее озеро мира. При впадении в море река образует дельту. (Лена)
Главная река Дальнего Востока. Резко отличается по своему режиму от других рек нашей страны. Весеннего половодья фактически не бывает. Зато сильные наводнения бывают летом в связи выпадением дождей во время летнего муссона. (Амур)
В верховьях река горная, бурливая, шумная, быстрая. Бьется в тесных скалистых ущельях, то водопадом слетит, то запнется. Выйдя на равнину, река успокаивается и спокойно, плавно несет свои воды до Северного Ледовитого океана. (Печора).
Крупнейшая река в европейской части России. Устье этой реки находится ниже уровня океана на 28м. Крупнейшие притоки - Кама и Ока. Прежние названия данной реки - Ра, Итиль или Этиль (Волга)
физкультпауза (слайд №7)
4) Станция «Логическая цепочка» (1 балл за каждый правильный ответ)
Исключите лишнее и объясните (слайд№8)
Лена, Енисей, Амур;
Исток, устье, приток, межень;
Река, озеро, море.
5)Станция «Будь внимателен!». (1 балл за каждый правильный ответ)
На данной станции учащееся получает текст о внутренних водах России, где допущены географические ошибки. Задача учащихся найти эти ошибки за определенное время (слайды № 9,10)
Текст сообщения:
Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты - озере Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река - Ангара. Вода в озере слабо-соленая. В озере обитает незначительное количество видов живых организмов.
Река Лена берет начало из озера Байкал и впадает в Карское море.
Река Волга берет начало с Приволжской возвышенности и впадает в Черное море.
6) Станция «Эрудит». (1 балл за каждый правильный ответ)
На данной станции учащиеся должны определить падение и уклон реки, а так же ответить на вопрос: “Богата ли река гидроэнергоресурсами?”
Данные по рекам (Енисей, Лена, Печера) дает учитель.(слайд№ 11)
3.Подведение итога.
Игровое поле «Гидросфера»
Вопросы:
Источники пресной воды.
Меры по сбережению водных ресурсов
Какие умения приобрели.
4. Оценивание. Лист самооценки. Ученики подсчитывают количество
балов, (слайд №14)
Релаксация: ( сопровождение слайдами № 15) Стихотворение Н.Якушева:
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек, что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.)
Учитель. Вода – это ценнейший дар природы. Оценить ее по-настоящему мы сможем, когда лишимся ее. Мы не задумываемся о том, что преступно транжирить это чудо природы, когда забываем выключить воду, когда равнодушно смотрим на бьющий из земли фонтан горячей воды.
Вода нужна всем: маленькой-маленькой букашке, огромному дереву,
великану – слону, человеку… Около 1 миллиарда людей на планете не имеют доступа к чистой воде…
Так что давайте бережно относиться к этому бесценному дару природы!
Мне хочется прочесть стихи Э. Огнецвет. (читаю, они записаны на доске)
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
Использованная литература:
География России: Природа 8 кл.: учебник/под ред. И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2015.
Атлас: География России.