Обобщающий урок в 8 класс
по теме «Второстепенные члены предложения»
Уровень: базовый
Тип урока: урок обобщения
Вид урока: комбинированный
Цель: повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные
члены предложения».
Задачи: Обучающая:
Развивающая:
развивать культуру речи, логическое мышление, самостоятельность, быстроту мышления
Воспитывающая:
развивать интерес к изучению русского языка, любви к родному слову
Используемые методы и приемы: метод эмоционального стимулирования; словесный метод, наглядный метод, частично-поисковый метод, репродуктивный метод.
Форма работы: работа в группах, самостоятельная работа, индивидуальная
работа.
Оборудование: конверты с карточками, карточки – цифры, тест по теме,
рабочий материал к уроку (нормы оценок, материалы к творческой работе),
Ход урока
I. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Постановка учебной задачи
-Курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Вы уже изучили словосочетания, главные члены предложения, а на прошлых уроках изучали второстепенные члены предложения.
-Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения». Слайд1
-Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».Слайд2
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Слайд3 -Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,
закрепить умение различать второстепенные члены предложения,
пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/
III.Актуализация знаний
- Что вы знаете о второстепенных членах?
Слайд 4
Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы, каждая группа получает пакет с одинаковым набором слов - терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо выбрать только те термины, которые характеризуют
1 группа – дополнение, 2 группа – определение, 3 группа – обстоятельство.
Итогом работы группы будет считаться пять правильно отобранных карточек.
Слайд 5
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Слайд 6
На какие группы делится дополнение?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
формой винительного падежа существительного без предлога,
формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.
Слайд 7
Упражнение 1
Языком болтай, рукам волю не давай.
Язык наш - враг наш.
Язык голову кормит.
Язык до Киева доведет.
Язык мал, да всем телом владеет.
1. [ — — — ].
2. [ — П — ].
3, 4. [ — К — ].
5. [ — П — — К — ].
Учитель. Прочитайте пословицы. Скажите, есть ли в их что-то общее?
Во всех пословицах речь идет о языке.
Учитель. Что о нем говорится?
Язык может быть помощником, другом и может быть врагом.
Учитель. Рассмотрите схемы.
Нужно расположить предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на наличие дополнений и их виды. В первом предложении нет дополнений. Во втором — прямое. В третьем и четвертом — косвенные. В пятом — прямое и косвенное.
Учащиеся выполняют задание в парах, повторяют изученный теоретический материал.
Слайд 9 Душе израненной доброе слово – лекарство.
Какой второстепенный член предложения нам необходимо выделить?
- Что такое определение?
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными
- Какие виды определений вы знаете?
Определения: Согласованные и несогласованные.
- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?
Упражнение 2
Учитель. Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.
Язык есть зеркало мыслей народа.
Язык есть вековой труд целого поколения.
Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка...
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
№ п/п | Определения |
согласованные | несогласованные |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Слайд 10
Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному
языку-предку – праязыку.
Как называется особый вид определения? ( Приложение)
- Чем выражается приложение?
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Определите, в каких случаях ставится дефис между приложением и определяемым словом, а в каких не ставится. Как оформляется приложение, выраженное именем собственным?
Учащиеся работают в группах или парах, делают вывод.
2. «Цифровой диктант».
- На доске записаны условные обозначения:
1- согласованные определения,
2- несогласованные определения,
3- приложение.
Я называю пример, а вы пишите соответствующую цифру. Записываем слово «Код: ». Приступим.
Примеры: газета «Степь», улица - змея, великое слово, изумлённый взгляд, Москва – река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, писатель-прозаик, носки из шерсти, карие глаза.
-Взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работу своего соседа. Код: 3,3,1,1,3,2,3,2,3,2,1 (Код записан на обратной стороне доски). Нормы оценок на листе «Рабочие материалы к уроку», который лежит на партах.
Озвучивание оценок.
Физминутка
Мы выполнили задания по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?
- Обстоятельство.
Слайд 11. - Что такое обстоятельство?
Найдите в предложении обстоятельство.
Кто в беседе легко открывается, того легко убедить — и победить.
- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).
Слайд 12-13. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).
Слайд 20.
Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику. Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда
Грамматическая сказка.
Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)
Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с надписями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.
— Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис.
— А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.
— Как не знаете? — удивился Синтаксис.— Вы отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете место — садитесь на стул обстоятельства.
— Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос КАКОЙ?, поэтому должен быть ещё и определением, ведь слово дом предмет, а не действие.
— Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…
Слайд 21. Взаимопроверка.
IVОбобщение знаний
Выполнение мини-теста.
- Вы успешно справились с предыдущим заданием , и впереди вас ждёт работа с мини-тестом по теме «Второстепенные члены предложения», который состоит из пяти вопросов.
Тест
А. Спорить с ними я не мог.
Б. Земля от зноя покрылась трещинами.
В. Я велел ямщику ехать.
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.
А. Летом я прочитал много книг.
Б. Семья приготовилась к отъезду.
В. Брат не писал мне письма.
3. Укажите предложение с прямым дополнением.
А. Я взял ручку и начал писать сочинение.
Б. Полученному письму рады.
В. За поворотом мы остановились.
4. Пишется через дефис.
А. писатель прозаик
Б. Чехов пейзажист
В. Река Нева
5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
А. Не очень – то я его боюсь.
Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.
В. Чуден Днепр при тихой погоде.
Ключ к тесту: 1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 –Б, 5 – Б.
Озвучивание оценок.
Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Домашнее задание. (Работа по карточке).
Слайд 22. Осложнённое списывание.
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький)
Задание по тексту: (Слайд 23)
1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением / мысли людей
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей).
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли)
4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ
а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку
б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя
в) косвенное дополнение /передать другому
г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить
V.Рефлексия.
- Урок подошёл к концу. Чем же мы сегодня занимались? (Повторяли и обобщали знания по теме «Второстепенные члены предложения» )
- Ребята, скажите,а для чего, зачем в предложении нужны второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации.)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: готовиться к контрольному диктанту.
-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами общаться.
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
-Пожелайте всего доброго друг другу
(Ученики желают друг другу добра.)
-Нашим гостям, чтобы гости захотели к нам на урок прийти опять.
(Ученики приветствуют учителей.)
-Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,
философствуйте – живите!!!
Спасибо за внимание
Рабочий материал к уроку
Тест
1.Укажите предложение, в котором дополнение выражено
неопределённой формой глагола.
А. Спорить с ними я не мог.
Б. Земля от зноя покрылась трещинами.
В. Я велел ямщику ехать.
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено
словосочетанием.
А. Летом я прочитал много книг.
Б. Семья приготовилась к отъезду.
В. Брат не писал мне письма.
3. Укажите предложение с прямым дополнением.
А. Я взял ручку и начал писать сочинение.
Б. Полученному письму рады.
В. За поворотом мы остановились.
4. Пишется через дефис.
А. сосед художник
Б. Нева река
В. Река Нева
5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравни-
тельным оборотом.
А. Не очень – то я его боюсь.
Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.
В. Чуден Днепр при тихой погоде.
Нормы оценок (цифровой диктант)
0-1ош. – «5»
2ош. – «4»
3-4 ош. – «3»
5 ош. и более – «2»
Нормы оценок(тест)
5ответов – «5»
4 ответа – «4»
3 ответа – «3»
2 ответа – «2»
1 ответ – «1»
Предложения для творческого задания.
Осенью птицы улетают на юг.
Осенний морозец разрумянил щёки.
Кисти винограда свисают до земли.
Рябины украшают наши леса.
Сводная таблица оценок
Группа №1
№ | Список учащихся | Работа в группах | Цифровой диктант | Тест | Итоговая оценка |
теория | Карточки-цифры |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
Сводная таблица оценок
Группа №2
№ | Список учащихся | Работа в группах | Цифровой диктант | Тест | Итоговая оценка |
теория | Карточки-цифры |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
Сводная таблица оценок
Группа №3
№ | Список учащихся | Работа в группах | Цифровой диктант | Тест | Итоговая оценка |
теория | Карточки-цифры |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |