СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Второстепенные члены предложения"»


Обобщающий урок в 8 класс

по теме «Второстепенные члены предложения»

Уровень: базовый

Тип урока: урок обобщения

Вид урока: комбинированный


Цель: повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные

члены предложения».

Задачи: Обучающая:

  • закрепить и диагностировать навык различения второстепенных членов предложения и их видов

Развивающая:

  • развивать культуру речи, логическое мышление, самостоятельность, быстроту мышления

Воспитывающая:

  • развивать интерес к изучению русского языка, любви к родному слову


Используемые методы и приемы: метод эмоционального стимулирования; словесный метод, наглядный метод, частично-поисковый метод, репродуктивный метод.

Форма работы: работа в группах, самостоятельная работа, индивидуальная

работа.

Оборудование: конверты с карточками, карточки – цифры, тест по теме,

рабочий материал к уроку (нормы оценок, материалы к творческой работе),


Ход урока

I. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

II. Постановка учебной задачи

-Курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Вы уже изучили словосочетания, главные члены предложения, а на прошлых уроках изучали второстепенные члены предложения.

-Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения». Слайд1

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».Слайд2

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.


Слайд3 -Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.

/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,

закрепить умение различать второстепенные члены предложения,

пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/


III.Актуализация знаний

- Что вы знаете о второстепенных членах?

Слайд 4

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.


- Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы, каждая группа получает пакет с одинаковым набором слов - терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо выбрать только те термины, которые характеризуют


1 группа – дополнение, 2 группа – определение, 3 группа – обстоятельство.


Итогом работы группы будет считаться пять правильно отобранных карточек.

Слайд 5

  • Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

  • - На какие вопросы отвечает дополнение?

  • Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?


Слайд 6

На какие группы делится дополнение?

Прямое дополнение

- Чем может быть выражено прямое дополнение?

Выражается

  • формой винительного падежа существительного без предлога,

  • формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

Косвенное дополнение

- Какое дополнение называется косвенным?


  • Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.

Слайд 7

Упражнение 1

Языком болтай, рукам волю не давай.

Язык наш - враг наш.

Язык голову кормит.

Язык до Киева доведет.

Язык мал, да всем телом владеет.

1. [ — — — ].

2. [ — П — ].

3, 4. [ — К — ].

5. [ — П — — К — ].

Учитель. Прочитайте пословицы. Скажите, есть ли в их что-то общее?

Во всех пословицах речь идет о языке.

Учитель. Что о нем говорится?

Язык может быть помощником, другом и может быть врагом.

Учитель. Рассмотрите схемы.

Нужно расположить предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на наличие дополнений и их виды. В первом предложении нет дополнений. Во втором — прямое. В третьем и четвертом — косвенные. В пятом — прямое и косвенное.

Учащиеся выполняют задание в парах, повторяют изученный теоретический материал.


Слайд 9 Душе израненной доброе слово – лекарство.

Какой второстепенный член предложения нам необходимо выделить?

- Что такое определение?

Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными

- Какие виды определений вы знаете?

Определения: Согласованные и несогласованные.

- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?


Упражнение 2

Учитель. Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.

Язык есть зеркало мыслей народа.

Язык есть вековой труд целого поколения.

Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка...

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 


№ п/п

Определения

согласованные

несогласованные

1



2



3



4



5




Слайд 10

Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному

языку-предку – праязыку.

Как называется особый вид определения? ( Приложение)

- Чем выражается приложение?

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.


Определите, в каких случаях ставится дефис между приложением и определяемым словом, а в каких не ставится. Как оформляется приложение, выраженное именем собственным?

Учащиеся работают в группах или парах, делают вывод.


2. «Цифровой диктант».

- На доске записаны условные обозначения:

1- согласованные определения,

2- несогласованные определения,

3- приложение.

Я называю пример, а вы пишите соответствующую цифру. Записываем слово «Код: ». Приступим.

Примеры: газета «Степь», улица - змея, великое слово, изумлённый взгляд, Москва – река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, писатель-прозаик, носки из шерсти, карие глаза.


-Взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работу своего соседа. Код: 3,3,1,1,3,2,3,2,3,2,1 (Код записан на обратной стороне доски). Нормы оценок на листе «Рабочие материалы к уроку», который лежит на партах.

Озвучивание оценок.


Физминутка

Мы выполнили задания по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.


- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

Слайд 11. - Что такое обстоятельство?


Найдите в предложении обстоятельство.

Кто в беседе легко открывается, того легко убедить — и победить. 

- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).

Слайд 12-13. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).

Слайд 20.

Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику. Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда


Грамматическая сказка.

Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)

Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с над­писями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.

—  Занимайте  скорее   место,— предложил  Синтаксис.

—  А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.

—  Как   не   знаете? — удивился   Синтаксис.— Вы   от­вечаете   на   вопрос ГДЕ?   и   обозначаете   место — са­дитесь на стул обстоятельства.

—  Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос  КАКОЙ?,  поэтому должен быть ещё  и оп­ределением, ведь слово дом предмет, а не действие.

—  Вот загвоздка,— проговорил    Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!

Так и сидят на двух стульях члены предложения, сов­мещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…


Слайд 21. Взаимопроверка.




IVОбобщение знаний

Выполнение мини-теста.

- Вы успешно справились с предыдущим заданием , и впереди вас ждёт работа с мини-тестом по теме «Второстепенные члены предложения», который состоит из пяти вопросов.

Тест

    1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено неопределённой формой глагола.

А. Спорить с ними я не мог.

Б. Земля от зноя покрылась трещинами.

В. Я велел ямщику ехать.

2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.

А. Летом я прочитал много книг.

Б. Семья приготовилась к отъезду.

В. Брат не писал мне письма.

3. Укажите предложение с прямым дополнением.

А. Я взял ручку и начал писать сочинение.

Б. Полученному письму рады.

В. За поворотом мы остановились.

4. Пишется через дефис.

А. писатель прозаик

Б. Чехов пейзажист

В. Река Нева

5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А. Не очень – то я его боюсь.

Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.

В. Чуден Днепр при тихой погоде.

Ключ к тесту: 1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 –Б, 5 – Б.

Озвучивание оценок.


Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

  1. Домашнее задание. (Работа по карточке).

Слайд 22. Осложнённое списывание.

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

Задание по тексту: (Слайд 23)

1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением  / мысли людей

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли  чьи? людей).

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 

4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ

а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку

б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя

в) косвенное дополнение /передать другому

г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить

V.Рефлексия.

- Урок подошёл к концу. Чем же мы сегодня занимались? (Повторяли и обобщали знания по теме «Второстепенные члены предложения» )

- Ребята, скажите,а для чего, зачем в предложении нужны второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации.)

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: готовиться к контрольному диктанту.

-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами общаться.

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

-Пожелайте всего доброго друг другу

(Ученики желают друг другу добра.)

-Нашим гостям, чтобы гости захотели к нам на урок прийти опять.

(Ученики приветствуют учителей.)

-Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,

философствуйте – живите!!!


Спасибо за внимание













Рабочий материал к уроку


Тест

1.Укажите предложение, в котором дополнение выражено

неопределённой формой глагола.

А. Спорить с ними я не мог.

Б. Земля от зноя покрылась трещинами.

В. Я велел ямщику ехать.

2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено

словосочетанием.

А. Летом я прочитал много книг.

Б. Семья приготовилась к отъезду.

В. Брат не писал мне письма.

3. Укажите предложение с прямым дополнением.

А. Я взял ручку и начал писать сочинение.

Б. Полученному письму рады.

В. За поворотом мы остановились.

4. Пишется через дефис.

А. сосед художник

Б. Нева река

В. Река Нева

5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравни-

тельным оборотом.

А. Не очень – то я его боюсь.

Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.

В. Чуден Днепр при тихой погоде.



  1. Нормы оценок (цифровой диктант)


0-1ош. – «5»

2ош. – «4»

3-4 ош. – «3»

5 ош. и более – «2»



  1. Нормы оценок(тест)


5ответов – «5»

4 ответа – «4»

3 ответа – «3»

2 ответа – «2»

1 ответ – «1»





  1. Предложения для творческого задания.


  1. Осенью птицы улетают на юг.


  1. Осенний морозец разрумянил щёки.


  1. Кисти винограда свисают до земли.


  1. Рябины украшают наши леса.


Сводная таблица оценок

Группа №1

Список учащихся

Работа в группах

Цифровой диктант

Тест

Итоговая оценка

теория

Карточки-цифры

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10








Сводная таблица оценок

Группа №2

Список учащихся

Работа в группах

Цифровой диктант

Тест

Итоговая оценка

теория

Карточки-цифры

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10








Сводная таблица оценок

Группа №3

Список учащихся

Работа в группах

Цифровой диктант

Тест

Итоговая оценка

теория

Карточки-цифры

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!