УРОК
Обобщающий урок по теме: Электрические явления.
Учитель физики Матвеева Е.З.
Цель:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, кондуктор конусообразный, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, пробный шарик, рычажные весы, карточки с фамилиями учёных, кроссвордами, конверты с буквами (по два комплекта), монеты, задания и номера для лотереи.
Ход урока
I. Оргмомент (готовность класса к уроку)
II. Мотивационная часть урока
Мы с вами изучили тему электрические явления. Я предлагаю составить путевой лист по прохождению этой темы. Пусть он станет вашим помощником при подготовке к экзаменам, при изучении электродинамики в старших классах, да и в вашей дальнейшей жизни. А что же должно быть в этом листе? Что же мы изучали? Предложите свои варианты названия разделов-квадратиков, из которых и будет состоять наш путеводитель.

Сегодня вспомним все о токах,
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке.
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
Если вы справитесь с заданием, то в табличке оценки поставьте в столвике1-А плюс, нет-минус. 1- это номер квадратика, А- сегодняшний урок
В конце урока станет ясно, какую тему вам нужно еще доработать.
Великий ученый Тесла писал: “ Кто действительно хочет понять всё величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве. И тогда он узнает сказку, какой нет и среди сказок “Тысячи и одной ночи”. Эти слова В.Я. Брюсова точно отражают сделанное человеком для человека.
Задание 1. 1мин
Какой портрет лишний? Напишите № портрета на листочке. Покажите. Почему вы так считаете?





Давайте эти имена запишем в наш путеводитель. Поставьте +
В какой квадратик поместим?
2 задание
Сенсация, сенсация! Найдена старинная рукопись! Но древние свитки настолько ветхие, что рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. Как разъединять такие листы?
+ получит тот, кто ответит.
Ответ.
В указанном случае лаборатория справляется с задачей, прибегнув к услугам
электричества: свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу. В какой квадратик поместим ответ? Что называется электризацией?
3 задание
(Очерк “Сказка об электричестве”). Все мы были маленькими и любили читать сказки. Переживали за героев, которые силой фантазии писателей попадали в ту или иную ситуацию. Узнаете ли вы героев моей сказки?
4 задание
Нам нужно формулы все знать, и величины здесь вписать. Куда нам формулы вписать, какой квадратик отыскать?
5 задание
А вот и загадка.
На нее должна быть разгадка.
- Я прибор известный,
Включаюсь интересно.
В любой цепи мне рады.
Я для зарядов не преграда.
Услугу я вам окажу:
Силу тока покажу.
Чтоб все верно подключить,
Надо быстро повторить
Твердо знать всем, следовательно,
Какой измерительный прибор включается последовательно?
На приборе «V» стоит,
О чем это говорит?
А как в цепь его включают,
Что прибором измеряют?
6 задание.
Лист путевой мы продолжаем заполнять,
И нужно нам теперь ошибку отыскать.

В какой квадратик поместим информацию?
Физкультминутка:
Движенье частиц упорядочить нужно,
Для этого встать нам придется всем дружно.
За руки быстро друг друга возьмите
Цепь электричества нам покажите.
Цепь разомкните- руки вперед,
Руками пусть лампочку каждый ввернет.
Стрелка вольтметра пусть будет тобой,
Все покачали теперь головой.
Снова друг друга за руки возьмите
И головой амперметр покажите.
Цепь мы собрали, садитесь, ребята,
Лист путеводный заполнить нам надо!
7 задание
Сложность задач повышаем,
Решенье найти предлагаем.
Где надо расположить источник тока, чтобы при замыкании ключа К1 зазвенел звонок, а при замыкании ключа К2 загорелась лампа?


Ответ учащихся.
Источник тока необходимо располагать параллельно ветвям, содержащим звонок и лампу.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и, изобразив подсоединение источника тока на схеме, подключает его в цепь. Затем, замыкая поочередно ключ К1 и К2, демонстрирует правильный ответ.
Задание ученикам : у вас на столах лоток с оборудованием. У всех разные комплекты. Составьте задание, которое можно выполнить с вашим оборудованием. Выполните его, распределив обязанности в группе.
Обязанности: нарисовать схему, собрать цепь, снять показания приборов, сделать вывод.
Возможные варианты заданий
- Измерить силу тока на лампочке., затем на резисторе
- Измерить напряжение на резисторе, затем на лампочке
- Собрать электрическую цепь, включив лампочки последовательно, измерить силу тока на каждой лампочке.
- Собрать электрическую цепь, включив резисторы параллельно, измерить напряжение на каждом резисторе
- Показать опыт по электризации тел
- Собрать электрическую цепь, включив в неё прибор для изменения силы тока.
В какой квадратик поместим информацию?
8 задание
Кто закон не знает Ома,
Может смело сидеть дома.
Прежде чем цепь электрическую собрать,
нужно уметь ее рассчитать.
1уровень-первая строчка
2 уровень-вторая строчка
3 уровень-третья строчка

Внимание, внимание! Случилась беда! Служба спасения срочно нужна!
Корреспондент на ЧП побывал, Вот что в листе путеводном писал :
«Было уже за полночь, когда рабочий Камбарской перевалочной нефтебазы И.Третьяков, заправив восемь цистерн авиационным бензином, перевел наливной шланг в очередную порожнюю емкость. Едва шланг коснулся горловины цистерны, как высоко вверх взметнулся15-метровый оранжево-яркий столб огня. Мощной взрывной волной Третьякова отбросило далеко от цистерн. Какие будут комментарии? Используйте для ответа текст параграфа, с которым работали дома., или предложенный вам текст на столе.
.Если заряженное тело соединить с землей металлическим проводником, то оно разряжается практически полностью, т. е. любое тело очень быстро отдает заряд земле. Это известное явление широко используют, когда хотят избавиться от нежелательных зарядов, и называют заземлением. Например, опасны заряды, накапливающиеся на деталях бензовозов при трении. Поэтому с бензовоза свешивается толстая цепь, волочащаяся по земле при движении. И свободные электроны переходят из отрицательно заряженного тела в землю.
Молния может ударить в водопроводную систему, тогда любой человек, прикоснувшись к трубам, может получить травму. Также нередки случаи возникновения пожаров при попадании молнии, в какое либо строение. Для устранения подобных случаев, необходимо заземлять тела, на которых накапливаются заряды.
Для заземления необходимо использовать не изоляторы, а проводники – металлы, в которых свободные электроны перемещаются от заряженного тела к земле или, наоборот, из земли к положительно заряженному телу.
В какой квадратик поместим следующую информацию?
Действие электрического тока на организм может быть и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, неврологии и других заболеваниях применяют гальванизацию, приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение.
Посредством электрических раздражений мозга (электрошок) лечат психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.
Дома: 
Показания амперметра 2А, вольтметра 6В
- наиболее активные участники конкурсов.
- Настоящий электрик
- Чьи листы можно считать утвержденными? А у кого еще есть пробелы?
I ряд II ряд III ряд
Найти J2. Найти Jоб. Найти U1
Ответ: 1А 3А 6В