Обобщающий урок по теме «Евразия»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: уч-ся смогут:
-сделать выводы по теме и доказать уникальность материка, как величайшего массива суши;
- работать с тематическими картами атласа, извлекать данные из легенды карты.
Метапредметные: смогут:
-применять имеющиеся знания в решениях проблемных ситуаций;
- работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом;
-представлять информацию в разных формах; излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
-проявлять сотрудничество в группах.
Личностные: смогут:
-задуматься о многообразии природы Евразии, необходимости бережного отношения к уникальным объектам природы;
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: групповая работа
Оборудование: физическая карта мира, проектор, компьютер с выходом в интернет, ИД Smart; презентация, карточки-задания, демонстрационный материал, подготовленный в редакторе «Notebook» для ИД Smart.
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка темы и цели урока.
III. Обобщение и закрепление пройденного материала.
IV. Работа в группах и отчеты каждой группы.
V. Заключение. Подведение итогов.
Ход урока.
I. Организационный этап.
(Привестствие. Проверка рабочего места и готовности к уроку).
Повторение правил работы в группе (слайд 1 на экране)
II. Постановка темы и цели урока.
- Какой материк мы изучали в течение трех месяцев? (слайд 2 -карта Евразии)
- А что нового вы узнали о Евразии за это время?
- А зачем вам все это знать?
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Итак, мы обобщаем знания по теме "Евразия". Каковы же наши задачи сегодня? (слайд 2- тема урока)
-Ребята! Представим, что туристическое агентство перед разработкой туристического маршрута по Евразии попросило Вас отправиться в экспедицию для выявления географических особенностей территории самого большого материка, чтобы потом использовать Ваш отчет и составить интересные маршруты для туристов. Вы должны выполнить задание качественно и представить свой отчет, который потом оценят представители «агентства».
Оценивать вашу работу будут наши гости, но и вы сами должны оценить каждый свою работу и работу всей группы в целом. (Карточки оценивания)
В экспедицию отправляют сплоченные группы, поэтому команды мы сформировали неделю назад, в каждой команде был выбран руководитель экспедиции и направление работы.
Но, чтобы вам доверили участие в этой экспедиции, прежде вы должны показать свою компетентность в этом вопросе, и доказать, что вы владеете географическими знаниями по Евразии.
III. Обобщение и закрепление пройденного материала.
- Итак, мы начинаем! Сейчас ваша задача - быть внимательными, сосредоточенными, чтобы выполнить все задания быстро и правильно. Докажите, что вы хорошо владеете материалом и готовы к экспедиции.
1) Разминка по карте Евразии. (5 мин)
Задание 1: (Слайд 3 ) Немая карта со стрелками -
Объяснить, что означает это передвижение стрелок?
(Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.)
Задание 2: (Слайд 4 ) . Совершите путешествие вдоль береговой линии Евразии по карте. (На контурной карте по пути следования кораблика называть объекты вдоль берегов Евразии (по порядку каждая команда)).
- Почему на разных судах путешествовали? - К бассейну какого океана относятся эти моря?
Задание 3:
Учитель приглашает к физической карте 2-х учащихся из разных групп, две другие группы задают им вопросы на знание карты (вопросы на знание рельефа, географического положения, рек, озёр материка).
Задание 4: (Слайд 5 ) Игра «Четвертый - лишний».
Каспийское, Желтое, Аральское, Байкал (лишний Байкал, он является озером, остальные объекты – моря).
Индостан, Индокитай, Сахалин, Скандинавский (среди полуостровов находится остров – Сахалин)
Баренцево, Охотское, Чукотское, Карское (лишнее море – Охотское – относится к бассейну Тихого океана, остальные – к бассейну Северного Ледовитого океана).
Обь, Енисей, Лена, Инд (Инд – лишняя река, относится к бассейну Индийского океана, остальные реки Северного Ледовитого океана)
Альпы, Карпаты, Анды, Пиренеи (Анды – горы Южной Америки, остальные – горы Евразии)
Игра «Что такое? Кто такой?» (слайд 6)
Гималаи, Фудзияма, Ганг, Иссык-Куль, зубры, индуисты, тайфун.
-Скажите, а муссоны встречаются на всей территории Евразии? А почему?
- Давайте покажем на карте, что протяженность Евразии действительно велика.
Задание 5: (страница 1на ИД)
а) Назовите и отметьте на карте крайние точки материка и перенесите их названия на карту. Зачем определяют крайние точки материков?
Задание 6. ( "Разминка")
Каждая группа получает набор карточек с географическими названиями, нужно построиться у доски в определенном порядке, не разговаривая друг с другом.
1 группа: Альпы, Кавказ, Уральские, Тянь-Шань, Гималаи (задание: расположить эти горы с запада на восток (По какому ещё принципу можно расположить эти объекты?)
2 группа: Лондон, Варшава, Москва, Новосибирск, Якутск (расположить города по мере понижения t° воздуха в январе).
3 группа: Сена, Рейн, Днепр, Волга, Енисей, Хуанхе (расположить эти реки с запада на восток).
4 группа: Мадрид, Берлин, Ташкент, Пекин, Токио (расположить эти города с запада на восток).
- Почему вам достались именно эти задания? Связаны ли они с темой вашей экспедиции? (Команды получают карточки с названиями своих экспедиций)
IV. Работа в группах и отчеты каждой группы.
1. Вводное слово учителя. Установка на работу.
-Итак, вы отправляетесь в экспедицию по Евразии. На столах у вас карточки с заданиями и маршрутный лист - карта Евразии, где вы отметите объекты, на которых "побываете".
(Руководитель экспедиции координирует работу в группе, распределяет обязанности, выбирает выступающих, каждый участник экспедиции должен внести свой вклад в общее дело).
- Помните, что вы должны выполнить задание качественно, быстро и представить свой отчет, который потом оценят представители «агентства». В каждой экспедиции всегда работают фотографы и видеооператоры. Наши команды также хотят представить небольшие видеорепортажи своего путешествия, используя Интернет. Это и было домашнее задание.
Всем удачной работы!
2. Самостоятельная работа в группах.
1-я группа - геоморфологи
Задание:
Докажите, что рельеф Евразии разнообразен.
Подскажите туристу сейсмически опасные территории на материке.
Какие объекты рельефа вы посоветовали бы посетить? Отметьте эти места на карте. (Рекорды материка - самая большая горная система по площади — Тибет, Джомолунгма (Эверест) — высочайшая вершина мира; самая низкая точка суши — впадина Мёртвого моря)
В интернете найти видео или фото уникальных объектов рельефа Евразии, которые вы советуете посетить.
2-я группа - климатологи
Задание:
1. Евразию не случайно считают музеем климатов. Объясните, почему?
2. В какой стране нет смены времен года? (Индонезия)
3. Назовите климатические рекорды Евразии, покажите эти места на карте.
(Оймякон-самое холодное место в северном полушарии,
Самые высокие t° на Аравийском п -ве + 52°С;
Самое влажное место - городок Черапунджи , осадков более 12000 мм/год
Самое сухое место Евразии пустыня Руб-эль-Хали на Аравийском п-ове)
4. В интернете найти видео или фото уникальных климатических объектов Евразии, которые вы советуете посетить.
3-я группа - гидрологи
Задание:
1. Перечислите 10 самых крупных рек и озер Евразии. 2. Назовите "водные " рекорды Евразии . (Длиннейшая река Азии -Янцзы,6300км. в ю-в части Евразии; Байкал, Каспийское море, Красное море, Мертвое море-озеро).
3. Озеро чудес, самое древнее озеро в мире, самое глубокое из пресноводных водоемов. В его котловине можно поместить все Балтийское море или 92 Азовских морей. О каком озере идет речь? (Озеро Байкал)
4. Назовите " Цветные моря" в Евразии - (Черное, Красное, Желтое, Белое и др.)
5. В интернете найти видео или фото уникальных водных объектов а Евразии, которые вы советуете посетить.
4-я группа - страноведы
Задание:
1.На территории Евразии - около 100 стран, чем они различаются? Расскажите коротко о странах Европы и Азии.
2. В каких станах растение , из которого готовят тонизирующий напиток, можно назвать визитной карточкой? (Чай: Китай, Индия, Шри-Ланка).
3. Изучите карту в атласе Зарубежная Азия. "Культурное наследие ЮНЕСКО". Покажите на карте несколько объектов в разных странах.
4. В интернете найти видео или фото уникальных объектов культурного наследия в Евразии, которые вы советуете посетить.
(В ходе работы учитель по необходимости помогает каждой группе, уточняет задание, если что-то непонятно).
На экране - задания групп (страница 3 на ИД)
3. Отчет по группам (страницы 4-6 на ИД)
- А где бы вы хотели побывать больше всего?
V. Заключение. Подведение итогов.
-Давайте послушаем представителей туристического «агентства». Пригодятся ли ваши отчеты для составления туристических маршрутов? Насколько хорошо справились с работой наши экспедиции?
Рефлексия: А теперь сами оцените работу своей группы, свою и своих товарищей. На стикере поставьте отметку своей группе и приклейте на карту. Оцените работу своих товарищей по экспедиции и свою по 10-ти бальной шкале, поставьте отметки в карточку.
Каждый участник команды возьмите стикер - флажок определенного цвета: - зеленый - если вы довольны своей работой на уроке,
- розовый - если не все получилось, или что-то не понравилось на уроке. Напишите на нем своё имя и приклейте на карту.
-Все команды молодцы! Всем спасибо за работу на уроке! (последний слайд- презентация )