МАОУ «СОШ №123» г. Пермь
Урок-практикум «Решение генетических задач».
9 класс.
Учитель биологии Зуева Инна Владимировна.
2015 г.
Г. Пермь
Тема: Решение генетических задач.
Учебник биология. Общие закономерности» под редакцией С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н. И. Сонина.
Цель: создание условий для систематизации изученного материала.
Задачи:
Образовательные:
обобщить ранее изученный материал.
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Генетика»
Развивающие:
формировать навыки решения генетических задач,
развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности.
Воспитательные:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-практикум
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основные методы: метод программированных заданий, алгоритмический, исследовательский.
Оборудование: карточки-задания, компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.
Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом курса «Генетика», умение представлять многогранность генетических проблем, соотносить умения и навыки, полученные при изучении темы: « Генетика» для решения генетических задач.
Ход урока:
Этап урока | Характеристика этапа | Время |
1. этап. Подготовительный. | Вступительное слово учителя. Объявляется тема урока, определяется готовность учащихся к работе. (слайд 1) | 1мин. |
2. этап. Целеполагание и мотивация | Учащиеся определяют цель урока и поясняют, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика». Формулируют вопросы урока. | 4мин. |
3.этап. Актуализация знаний и умений. 4. этап. Исследовательская работа. | На первом этапе весь класс выполняет задания из карточки «Давайте подумаем!». После самопроверки (слайд 2), результаты заносятся в карту успешности. Далее класс делится на группы по 5 человек, и имитируют работу экспертов следующих учреждений: Самостоятельно группой решают задачи из карточки «Давайте разберемся!» (слайд 3). Завершив данную работу, группы проверяют правильность выполненных задач (слайды 4-8). Затем ученики переходят к заданию «Давайте пробовать, творить!» и с помощью карточки самостоятельно составляют задачи по генетике для параллельных классов (слайд 9). (У ребят есть возможность составить собственную задачу со своими, пусть и с вымышленными организмами и генами). | 7мин. 30мин |
5.этап. Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания | Ребята отвечают на вопросы: Вопрос урока. Что нового я узнал (а)? Какое задание было самым простым? Уверен ли я был в правильности решения самостоятельных заданий? Какие задания были наиболее сложными? На основании полученных результатов определяют объём домашнего задания. Если вы испытывали затруднения при выполнении задания «Давайте повторим!», то повторите термины в тетради или п. 35. Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 36- 39. Далее учитель благодарит всех за проделанную работу. | 4 мин |
Литература:
Интернет ресурсы
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Легион, 2012.-233с.
Никифоров Р.А. Сборник типовых задач «Общая биология» 1993г.
Приложение:
«Давайте повторим!»
Закончите определение:
1. Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..
2. Совокупность всех признаков в организме…………………….
3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………
4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….
5. Подавляемый (слабый) признак называется ………
Выберите один правильный ответ:
6. Доминантный ген проявляется
а) только у гомозигот, б) только у гетерозигот, в) как у гомозигот, так и у гетерозигот.
7. Гетерозигота: а)ААВВ, б) Аа, в)сс, г) ВВсс
8. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы
а) ааВ б) ааВВ в) аВВ г) аВ
9. Особь, имеющая генотип Аа образует следующее количество типов гамет
а) 1 б) 2 в) 4 г) 8
10. Определите фенотип кролика с генотипом АаВв, если черная окраска шерсти (А) доминирует над белой, а мохнатая шерсть (В) – над гладкой.
а) черная и мохнатая шерсть, б) белая и гладкая шерсть, в) черная и гладкая шерсть, г) белая и мохнатая шерсть.
«Давайте разберемся!»
Решите задачи:
• Роддом.
Невнимательная медсестра в родильном отделении перепутала двух девочек. Определите принадлежность детей к истинным родителям, если известны группы крови родительских пар и девочек:
1. у Ани – 1 группа крови;
2. у Оли - 2 группа крови;
3. у 1-й родительской пары – 1 и 2 (гетерозигота) группы крови;
4. у 2-й родительской пары – 2 (гомозигота) и 4 группы крови.
Восстановите справедливость!
• Центр планирования семьи.
В центр обратилась пара, которая планирует детей. Муж и жена здоровы, но у девушки отец страдал гемералопией (куриной слепотой). Это заболевание наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Они хотят узнать вероятность рождения здоровых детей в их семье.
• Селекционная станция.
На селекционную станцию за помощью обратились животноводы. В хозяйстве от рогатых красных коров получили 984 теленка. Из них красных 472, комолых 483, рогатых 501. Определите процент черных телят. Помогите животноводам определить генотипы родителей и потомства, если комолость доминирует над рогатостью, а черная масть над красной.
• Институт истории.
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын, который желает составить родословную своей семьи.
• Таможня.
Может ли таможенник пропустить пассажира с рыжей лисой, если запрещено способствовать вывозу из страны серебристых лис? Помогите офицеру таможни, если известно, что фенотип лисы, в генотипе которой содержится хотя бы один доминантный ген окраски шерсти – рыжий, а серебристая окраска проявляется только у рецессивных гомозигот.
Алгоритм решения генетических задач.
1. Прочитайте текст задачи, запишите ее условие (используйте символы).
Генетические символы.
буквой Р(от лат. «парента» — родители) обозначают родительские организмы, взятые для скрещивания;
знаком ♀ («зеркало Венеры») — обозначают женский пол;
♂ («щит и копье Марса») — обозначают мужской пол.
скрещивание обозначают знаком «X»
гибридное потомство обозначают буквой F (от лат. «филия» — дети) с цифрой, отвечающей порядковому номеру поколения — F1, F2, F3.
Обозначения для составления родословных.
2. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, каким будет потомство) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и фенотипы родителей).
3. Определите, сколько пар генов кодирует данные признаки, связано ли наследование с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое.
4. Решать задачу начинают с составления цитологической схемы скрещивания родительских форм, их гаметы, и затем возможные генотипы и фенотипы потомства (используйте соответствующие генетические символы).
5. В ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.
«Давайте пробовать, творить!»
На основании предложенной таблицы составьте самостоятельно задачу по генетике, либо придумайте свою, с вымышленными организмами и наследуемыми ими генами.
Карта успешности ученика (Ф.И.)_________________________________________
Вид деятельности | Давайте повторим! | Давайте разберемся! | Давайте пробовать, творить! |
оценка | | | |
Средний балл: