СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может исспользоваться при обобщении знаний в теме закономерности наследования признаков в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Решение генетических задач"»

МАОУ «СОШ №123» г. Пермь















Урок-практикум «Решение генетических задач».

9 класс.



















Учитель биологии Зуева Инна Владимировна.

2015 г.


Г. Пермь


Тема: Решение генетических задач.

Учебник биология. Общие закономерности» под редакцией С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н. И. Сонина.

Цель: создание условий для систематизации изученного материала.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить ранее изученный материал.

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Генетика»

Развивающие:

  • формировать навыки решения генетических задач,

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности.

Воспитательные:

  • формировать умение работать в группах

  • создать условия для личностной ориентации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные методы: метод программированных заданий, алгоритмический, исследовательский.

Оборудование: карточки-задания, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом курса «Генетика», умение представлять многогранность генетических проблем, соотносить умения и навыки, полученные при изучении темы: « Генетика» для решения генетических задач.

Ход урока:

Этап урока

Характеристика этапа

Время

1. этап. Подготовительный.

Вступительное слово учителя. Объявляется тема урока, определяется готовность учащихся к работе. (слайд 1)

1мин.

2. этап. Целеполагание и мотивация

Учащиеся определяют цель урока и поясняют, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика». Формулируют вопросы урока.

4мин.

3.этап.

Актуализация знаний и умений.

4. этап.

Исследовательская работа.






На первом этапе весь класс выполняет задания из карточки «Давайте подумаем!».

После самопроверки (слайд 2), результаты заносятся в карту успешности.

Далее класс делится на группы по 5 человек, и имитируют работу экспертов следующих учреждений:

    • Центр планирования семьи.

    • Роддом.

    • Селекционная станция.

    • Институт истории.

    • Таможня.

Самостоятельно группой решают задачи из карточки «Давайте разберемся!» (слайд 3). Завершив данную работу, группы проверяют правильность выполненных задач (слайды 4-8).

Затем ученики переходят к заданию «Давайте пробовать, творить!» и с помощью карточки самостоятельно составляют задачи по генетике для параллельных классов (слайд 9). (У ребят есть возможность составить собственную задачу со своими, пусть и с вымышленными организмами и генами).

7мин.



30мин

5.этап.

Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания

Ребята отвечают на вопросы:

  • Вопрос урока.

  • Что нового я узнал (а)?

  • Какое задание было самым простым?

  • Уверен ли я был в правильности решения самостоятельных заданий?

  • Какие задания были наиболее сложными? На основании полученных результатов определяют объём домашнего задания.

  1. Если вы испытывали затруднения при выполнении задания «Давайте повторим!», то повторите термины в тетради или п. 35.

  2. Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 36- 39. Далее учитель благодарит всех за проделанную работу.

4 мин


Литература:

  • Интернет ресурсы

  • Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Легион, 2012.-233с.

  • Никифоров Р.А. Сборник типовых задач «Общая биология» 1993г.



Приложение:

«Давайте повторим!»



Закончите определение:

1. Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..

2. Совокупность всех признаков в организме…………………….

3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………

4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….

5. Подавляемый (слабый) признак называется ………



Выберите один правильный ответ:

6. Доминантный ген проявляется

а) только у гомозигот, б) только у гетерозигот, в) как у гомозигот, так и у гетерозигот.

7. Гетерозигота: а)ААВВ, б) Аа, в)сс, г) ВВсс

8. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы

а) ааВ б) ааВВ в) аВВ г) аВ

9. Особь, имеющая генотип Аа образует следующее количество типов гамет

а) 1 б) 2 в) 4 г) 8

10. Определите фенотип кролика с генотипом АаВв, если черная окраска шерсти (А) доминирует над белой, а мохнатая шерсть (В) – над гладкой.

а) черная и мохнатая шерсть, б) белая и гладкая шерсть, в) черная и гладкая шерсть, г) белая и мохнатая шерсть.



«Давайте разберемся!»

Решите задачи:

• Роддом.

Невнимательная медсестра в родильном отделении перепутала двух девочек. Определите принадлежность детей к истинным родителям, если известны группы крови родительских пар и девочек:

1. у Ани – 1 группа крови;

2. у Оли - 2 группа крови;

3. у 1-й родительской пары – 1 и 2 (гетерозигота) группы крови;

4. у 2-й родительской пары – 2 (гомозигота) и 4 группы крови.

Восстановите справедливость!

• Центр планирования семьи.

В центр обратилась пара, которая планирует детей. Муж и жена здоровы, но у девушки отец страдал гемералопией (куриной слепотой). Это заболевание наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Они хотят узнать вероятность рождения здоровых детей в их семье.

• Селекционная станция.

На селекционную станцию за помощью обратились животноводы. В хозяйстве от рогатых красных коров получили 984 теленка. Из них красных 472, комолых 483, рогатых 501. Определите процент черных телят. Помогите животноводам определить генотипы родителей и потомства, если комолость доминирует над рогатостью, а черная масть над красной.



• Институт истории.

Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын, который желает составить родословную своей семьи.



• Таможня.

Может ли таможенник пропустить пассажира с рыжей лисой, если запрещено способствовать вывозу из страны серебристых лис? Помогите офицеру таможни, если известно, что фенотип лисы, в генотипе которой содержится хотя бы один доминантный ген окраски шерсти – рыжий, а серебристая окраска проявляется только у рецессивных гомозигот.



Алгоритм решения генетических задач.

1. Прочитайте текст задачи, запишите ее условие (используйте символы).

Генетические символы.

буквой Р(от лат. «парента» — родители) обозначают родительские организмы, взятые для скрещивания;

знаком ♀ («зеркало Венеры») — обозначают женский пол;

♂ («щит и копье Марса») — обозначают мужской пол.

скрещивание обозначают знаком «X»

гибридное потомство обозначают буквой F (от лат. «филия» — дети) с цифрой, отвечающей порядковому номеру поколения — F1, F2, F3.

Обозначения для составления родословных.

2. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, каким будет потомство) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и фенотипы родителей).

3. Определите, сколько пар генов кодирует данные признаки, связано ли наследование с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое.

4. Решать задачу начинают с составления цитологической схемы скрещивания родительских форм, их гаметы, и затем возможные генотипы и фенотипы потомства (используйте соответствующие генетические символы).

5. В ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.









«Давайте пробовать, творить!»



На основании предложенной таблицы составьте самостоятельно задачу по генетике, либо придумайте свою, с вымышленными организмами и наследуемыми ими генами.





Карта успешности ученика (Ф.И.)_________________________________________







Вид деятельности

Давайте повторим!

Давайте разберемся!

Давайте пробовать, творить!

оценка










Средний балл:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!