СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология».

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»»

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика и фразеология»



Цель урока:

- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

- формировать умение применять полученные знания на практике

- развивать творческое мышление, активность учащихся

-  совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

- воспитывать бережное отношение к родному языку





Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)



Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.



А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"



Э. Асадов



*О чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?

- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».

-Ребята, сформулируйте задачи урока?

Задание 2.

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова (проецируется на экран). Прочитайте и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово, что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Н. Рыленков



- Какое слово мы можем назвать добрым?

- А обидным?

- К чему нас призывает автор?



Задание 1. Учитель. Сила слова беспредельна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

Сердечное слово вылетит- не поймаешь

Слово не воробей: молчание-золото

Доброе слово что орех без ядра

Слово- серебро до сердца доходит

Пустые слова- в беде поможет и в горе утешит







Задание 2.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов.

- Как называется такой прием в литературе?



Осень

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы ув…данье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистою покрыты н…беса,

И ре…кий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой з…мы угрозы.



Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);

пышное (увяданье) – (красивое);

редкий (луч) – (не частый).



-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)

- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)

- В каком значении, прямом или переносном, они употреблены?

- Что такое переносное значение слова? ( переносное значение: слово называет что-либо похожее на то, что названо прямым значением)

-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента?



Задание 3.

Указать лишнее слово и дать обоснование.

1)Большой, маленький, огромный.

2)Сладкий, солёный, вкусный.

3)Кафтан, костюм, треуголка.



Задание 4.

Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 5.

Замените иноязычные слова русскими синонимами:

• алфавит (азбука)

• абзац (красная строка)

• абсурд (чепуха)

• прогресс (развитие)

• космос (Вселенная)

• мираж (видения)

• диалог (беседа)

Задание 6.

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень

- Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь. ( Антонимы.)

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)



Подберите антонимы к словам:

недруг – приятель                                                                    вверх – вниз

близко – далеко                                                                        холодный – горячий

смелый – трусливый, робкий                                                  защита – нападение, обвинение



Задание 7.

Ответить фразеологизмом. Как можно:

• Сильно краснеть? (До корней волос.)

• Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

• быстро бежать? (Сломя голову.)

• Промокнуть? (До костей.)

• Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

• Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 8.

Замените одним словом следующие фразеологизмы:

мозолить глаза – надоедать                                               точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать                                                   бить баклуши – бездельничать

намять бока – бить                                                               держать язык за зубами – молчать

хоть глаз выколи – темно                                                    яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко                                                 с три короба – много



Задание 9.

Передайте значение фразеологизмов (карточки) с помощью предметов, жестов.

сесть в калошу                                                                       водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                 лить крокодиловы слёзы



Задание 10. Посмотрим, как усвоили тему «Лексика и фразеология»

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки о русском языке изучает слова?

а) лексикология

б) фонетика

в) морфология



2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы



3.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:

а) омонимы

б) жаргонизмы

в) синонимы



4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы



5.Слова, употребляемые жителями одной местности:

а) диалектизмы

б) антонимы

в) жаргонизмы



5.Слова, вышедшие из повседневного употребления:

а) омонимы

б) архаизмы

в) историзмы





Проверка тестов. Выставление оценок.



- Сегодня мы повторили основные понятия темы «Лексика и фразеология». Я думаю, что вы убедились, как важно не просто знать все эти понятия, но и уметь применять их на практике

- Скажите, для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка и тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным человеком.

Рефлексия.

Оцените наш урок.

На столах у вас лежат смайлики.

- Если вы хорошо усвоили материал и вам было интересно сегодня на уроке, то выберите улыбающийся смайлик.

- Если вам что-то осталось непонятно и особого интереса эта тема не вызвала – серьёзный смайлик.

- Если вы не поняли данную тему и вам было неинтересно на уроке – грустный смайлик.





Домашнее задание на выбор учащихся:

1.Написать мини-сочинение по стихотворению Э.Асадова.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.



А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов



2.Написать небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!