Обобщающий урок в 6 классе
по теме «Лексика и фразеология»
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Задачи:
- формировать умение применять полученные знания на практике
- развивать творческое мышление, активность учащихся
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
- воспитывать бережное отношение к родному языку
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Э. Асадов
*О чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?
- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».
-Ребята, сформулируйте задачи урока?
Задание 2.
Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова (проецируется на экран). Прочитайте и подумайте, о каких словах идет речь?
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков
- Какое слово мы можем назвать добрым?
- А обидным?
- К чему нас призывает автор?
Задание 1. Учитель. Сила слова беспредельна. Вспомним пословицы о словах.
- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?
Сердечное слово вылетит- не поймаешь
Слово не воробей: молчание-золото
Доброе слово что орех без ядра
Слово- серебро до сердца доходит
Пустые слова- в беде поможет и в горе утешит
Задание 2.
-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов.
- Как называется такой прием в литературе?
Осень
Унылая пора! Очей оч…рованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы ув…данье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в…лнистою покрыты н…беса,
И ре…кий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой з…мы угрозы.
Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);
пышное (увяданье) – (красивое);
редкий (луч) – (не частый).
-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)
- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)
- В каком значении, прямом или переносном, они употреблены?
- Что такое переносное значение слова? ( переносное значение: слово называет что-либо похожее на то, что названо прямым значением)
-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента?
Задание 3.
Указать лишнее слово и дать обоснование.
1)Большой, маленький, огромный.
2)Сладкий, солёный, вкусный.
3)Кафтан, костюм, треуголка.
Задание 4.
Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 5.
Замените иноязычные слова русскими синонимами:
• алфавит (азбука)
• абзац (красная строка)
• абсурд (чепуха)
• прогресс (развитие)
• космос (Вселенная)
• мираж (видения)
• диалог (беседа)
Задание 6.
Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.
Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень
- Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь. ( Антонимы.)
- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)
Подберите антонимы к словам:
недруг – приятель вверх – вниз
близко – далеко холодный – горячий
смелый – трусливый, робкий защита – нападение, обвинение
Задание 7.
Ответить фразеологизмом. Как можно:
• Сильно краснеть? (До корней волос.)
• Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
• быстро бежать? (Сломя голову.)
• Промокнуть? (До костей.)
• Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
• Громко кричать? (Во все горло.)
Задание 8.
Замените одним словом следующие фразеологизмы:
мозолить глаза – надоедать точить лясы – болтать
клевать носом – засыпать бить баклуши – бездельничать
намять бока – бить держать язык за зубами – молчать
хоть глаз выколи – темно яблоку негде упасть – тесно
не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много
Задание 9.
Передайте значение фразеологизмов (карточки) с помощью предметов, жестов.
сесть в калошу водить за нос
дело в шляпе льёт как из ведра
намылить шею связать руки
реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы
Задание 10. Посмотрим, как усвоили тему «Лексика и фразеология»
Ответьте на вопросы теста.
1.Какой раздел науки о русском языке изучает слова?
а) лексикология
б) фонетика
в) морфология
2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы
3.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:
а) омонимы
б) жаргонизмы
в) синонимы
4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:
б) омонимы
а) синонимы
в) антонимы
5.Слова, употребляемые жителями одной местности:
а) диалектизмы
б) антонимы
в) жаргонизмы
5.Слова, вышедшие из повседневного употребления:
а) омонимы
б) архаизмы
в) историзмы
Проверка тестов. Выставление оценок.
- Сегодня мы повторили основные понятия темы «Лексика и фразеология». Я думаю, что вы убедились, как важно не просто знать все эти понятия, но и уметь применять их на практике
- Скажите, для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)
Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка и тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным человеком.
Рефлексия.
Оцените наш урок.
На столах у вас лежат смайлики.
- Если вы хорошо усвоили материал и вам было интересно сегодня на уроке, то выберите улыбающийся смайлик.
- Если вам что-то осталось непонятно и особого интереса эта тема не вызвала – серьёзный смайлик.
- Если вы не поняли данную тему и вам было неинтересно на уроке – грустный смайлик.
Домашнее задание на выбор учащихся:
1.Написать мини-сочинение по стихотворению Э.Асадова.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов
2.Написать небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.