Обобщение и повторение по теме «Предлог» 7 класс
Цель: систематизировать полученные знания по теме предлог.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать и совершенствовать знания о правописании производных предлогов.
Развивающая:
- развивать связную речь учащихся, внимание.
- умение сравнивать, обобщать.
Воспитательная:
- формирование навыков сотрудничества при помощи групповой формы работы,
- воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Тип урока:
урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование: - презентация;
- тест по теме «Предлог».
1.Орг.момент.
2. Блиц опрос
1) Слово предлог в переводе с греческого означает – перед словом (да)
2) Предлог - это самостоятельная часть речи (нет)(служебная)
3) Предлог не называет ни действий, ни предметов, ни количества, ни признаков (да)
4) Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного (нет) (это делает союз)
5) Выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях (да)
6) Предлог не является членом предложения (да)
7) Предлог может изменяться (нет) (неизменяемая часть речи)
8) Предлог вносит различные оттенки в предложение(нет)(это делают частицы)
9) Предлог употребляется только совместно со знаменательными частями речи (да)
Назовите номера высказываний, которые Вы считаете неверными
Итог: Мы выяснили №1,9 –верные
С какой самостоятельной частью речи предлог не может сочетаться? (глагол)
3. Работа у доски 1 уч-ся(остальные работают на местах,затем сверяют с записью на доске)
Что такое синонимы?
(Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению)
Задание :
Соедините синонимичные предлоги стрелками:
1 Исключая 7 После
2 Возле 4 Через
3 Позади 1 Без
4 Спустя 2 Около
5 Ради 3 За
6 Внутри 5 Для
7 Потом 8 Из-за
8 Несмотря на 6 В
4.Тренировочные упражнения
- Какие предлоги называются производными? (образованные от других частей речи)
-От каких частей речи образуются производные предлоги?(сущ. нареч. глаг.)
Задание
Распределите данные предлоги:
Вследствие, ввиду, включая, вдоль, несмотря на, около, за исключением, не считая, вблизи
Проверить у своего соседа по парте (работа в парах)
Отыменные | Наречные | Отглагольные |
Вследствие | вдоль | включая |
ввиду | около | несмотря на |
за исключением | вблизи | не считая |
| | |
Учитель зачитывает правильный вариант ответа, самостоятельно выставляют себе оценки
Физкультминутка
Вспомним стихотворение:
СПРОСИТЕ: «КАК ДОЛГО?» ИЛИ «КОГДА?» -
КОНЕЧНАЯ «Е» НО РАЗДЕЛЬНО ВСЕГДА
ВСЕДСТВИЕ – ИЗ-ЗА? ЯСНО ВПОЛНЕ:
СЛИТНО НАПИШЕМ КОНЕЧНОЕ «Е»
Задание .
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и объясните различие в написании выделенных слов:
1.В течение ближайших суток погода не изменилась.
2.В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны.
3.В заключении врачей был указан метод дальнейшего лечения.
4.Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась.
5.В следствии использованы показания свидетелей.
5.Это интересно знать
Знаете ли вы, что…
Предлог ради происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”.
В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край”
(сравните современноекромка). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.
Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет”
(сравните современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.
О каких предлогах идет речь?
(ради, кроме, вопреки)
6. Очень важно правильно употреблять предлоги в речи. Вспомнить с каким падежом употребляется предлог «по» в значении времени (П. п.)
Задание .
«Найдите ошибки» и исправьте их:
1. по приезду в деревню (по приезде)
2. уверенность в друзей (в друзьях)
3. выйти замуж за князем (князя)
4. уделить внимание на недостатки (недостаткам)
5. по прибытию на вокзал (прибытии)
Рефлексия: какое задание показалось наиболее трудным ?
7. Домашнее задание: на выбор
1)составить кроссворд по теме : «Предлог»
Или
2)сочинить лингвистическую сказку о предлогах