СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма 17 Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)»

Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.



Ковалькова Лариса Павловна

учитель математики

МКОУ Караваевская ОШ

Сычевский район

Смоленская область



Среди многих боковых тропинок,

сокращающих дорогу к знанию, нам

нужнее всего одна- одна, которая бы

научила нас искусству приобретать

знанияс затруднениями.

Ж.-Ж. Руссо



Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умения учиться, творчески и самостоятельно.

Ученик, ежедневно получает большой объем информации. Из телевидения, интернета, печатной продукции, предлагается много информации, требуются новые способы ее освоения. Ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей обучающихся. Наряду с этой проблемой я перед собой поставила задачу: учить школьников рассуждать и мыслить. Ведь, ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные.

Деятельность-это совокупность действий, направленных на достижение целей. В содержание любого учебного предмета, в том числе и математики,

включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории,

так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.В настоящее время системно-деятельностный подход положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов

(ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); требований к структуре основной образовательной программы; требованиям к условиям реализации стандартов.

Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Но тогда сразу встают вопросы: а какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации? Только ответив на них можно построить научно-обоснованную модель организации учебной деятельности ученика.

Учитывая, какой мощный аппарат познания мира составляет деятельностный подход, следует эти мощные резервы использовать и в процессе обучения математике.

Основными принципами построения школьного курса математики на основе деятельностного подхода являются:

  • принцип системного построения курса математики;

  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;

  • принцип предметной деятельности;

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип минимакса (школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально-безопасного минимума);

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип вариативности;

  • принцип творчества.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартовполного общего образования нового поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты. Имея методологические знания, ребята учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые. Организуя работу учащихся над проектами и их защиту, учитель включает ребят в самостоятельные познавательные исследования, используя принцип научности. Причем, обучающиеся самостоятельно добывают знания с использованием не только текстовых источников информации, но и интернет-ресурсов, обучающих мультимедийных дисков. Учащиеся создают собственные презентации, которые освещают проектный способ постижения учебного материала.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Пути повышения эффективности и качества уроков математики

Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.

В последнее время наблюдается снижение интереса к обучению у обучающихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учеников специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить.

Ещё одна важная причина нежелания учиться – монотонность и однообразие занятий, отсутствие изменений событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время сидеть и почти не говорить. Всё это делает школьную жизнь нудной и невесёлой. Не стимулирует желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Устаревшие средства обучения, отсутствие новых значительно снижают качество уроков. Многие учителя строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя, тратим колоссальные усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученику было легко его усвоить, то есть облегчаем его работу, и в то же время – ме6шаем процессу его самоутверждения как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, не создаём на урок ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде. Но ученику нужно научиться понимать, размышлять, познавать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

  • Начало урока.

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

  • Выяснения ожиданий и опасений.

На этапе вхождения в тему.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.




  • Презентации учебного материала.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.

  • Подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.

Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Согласно деятельностному подходу обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. В результате этой деятельности ученик должен почувствовать себя успешным, а мы, учителя, должны дать детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, если мы реалисты, то перед нами только один путь: вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радость от успеха, пробуждать желание двигаться вперёд и развиваться.


Предлагаю урок по данной теме.


План-конспект урока по математике сиспользованием системно-деятельностного подхода


Тема: «Решение задач на движение» . 5 класс


Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Цель темы: Создать условия для изучения нового вида задач – на встречное движение и движение в одну сторону.


Цели урока:


  1. Ознакомить учащихся с такими видами равномерного движения, как встречное движение и движение в одну сторону.

  2. Сформировать знание способов решения задач на встречное движение и движение в одну сторону.

  3. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.


I уровень (базовый)


Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.


II уровень (конструктивный)


Уметь классифицировать задачи. Решать более сложные задачи на движение.


III уровень (творческий)


Уметь решать сложные задачи на движение. Уметь составить задачу по заданной схеме.

Ожидаемый результат:

-Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)

-Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.

-Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

План урока:

  1. Организация начала занятий.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение новых знаний и новых способов деятельности

  4. Первичная проверка понимания изученного

  5. Обобщение и систематизация знаний

  6. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока


-Приветствие.

Девиз урока ( На доске):Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдётся путь!

-При решении задачи плохой план часто оказывается полезным, он может вести к лучшему плану

Эти слова сказал ДьёрдьПо́йа, венгерский, швейцарский и американский математик

-Как вы понимаете эти слова, Ребята?

-Актуализация опорных знаний

-Ребята , очень часто на уроках математики и физики возникает необходимость перевода одних единиц измерения в другие! Сегодня мы попробуем перевести скорость из км/ч в м/с самостоятельно.

72 км/ч=… м/с

108 км/ч=… м/с

36 км/ч=… м/с

18 км/ч=… м/с

Проверяем способом взаимопроверки(работа в парах). Ответы выведены на экран.

Изучение новых знаний и новых способов деятельности

Учитель показывает видеоролик со встречным движением.

-Что Вы можете сказать об увиденном?

-Попробуем определить, тему нашего урока!

- Какие цели урока мы можем поставить?

-Среди всех задач, которые приходится решать, нередко бывают задачи на движение. Хочется подчеркнуть важность умения решать задачи на движение. Такие задачи обязательно встретятся вам на уроках физики при изучении раздела «Механика».

В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д.

Нам надо научиться легко решать такие задачи. Чтобы вы научились решать их, мы сегодня, действительно, разберем новый вид задач – на встречное движение и движение в одну сторону.

Важно ли для нас кто и что будет двигаться?

Да, Вы правы! План решения от этого не зависит.

Поэтому договоримся, что у нас будут двигаться два путешественника – пешеход Антон и велосипедист Иван. Договоримся, что во всех вариантах задач скорости у них будут одни и те же.

-Демонстрация анимаций. И решение задач по группам. В группах дети составляют схемы к задачам. Затем, эти схемы обсуждаются у доски.

Задача 1. Антон ходит со скоростью 4 км/ч, а Иван ездит со скоростью 20 км/ч.

Задача 2. Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?

б) Через сколько часов они встретятся?


4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения


24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа


72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся


Задача 2.


От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?


За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на


4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления

24 ? 2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.


-Ребята, какой вывод можно сделать о движении тел в противоположных направления? Формулируют дети.

Вывод: при движении в разных направлениях

-Продолжаем работать в группах по прежнему плану


Задача 3.


Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?

б) Через сколько часов Иван догонит Антона?

Расстояние каждый час будет уменьшаться на

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения

16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

– Иван догонит Антона


Задача 4.

После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?


20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления

16 ? 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

16 ? 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа

-Делаем выводы

Вывод: при движении в одном направлении

Физкультминутка «Успокоение» (Ребята, в рамках «подвижной» темы нашего урока нам нужно немного отдохнуть)

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Первичная проверка понимания изученного

Ответить на вопросы физдиктанта( на листочках)

Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

Когда скорость сближения равна сумме скоростей путешественников?

Когда она равна разности скоростей?

Когда скорость удаления равна сумме скоростей путешественников?

Когда она равна разности скоростей?

Антон и Иван начали движение из одного пункта. Чему равна скорость их удаления друг от друга, если они движутся: а) в одном направлении; б) в противоположных направлениях?

Обобщение и систематизация знаний


1. Решить задачи №1,2,3 (устно) из листа с задачами, которые имеются на каждой парте.


2. Решить задачи №4 – 5 с проверкой у доски


3. Составить задачу по следующей схеме.

4. Самостоятельно решить задачи с листа задач. ( Каждый решает задачи своего уровня сложности)

Задачи на движение с листа задач

1. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3ч?

2. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

3. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления машин.

4. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км?

5. Две автомашины движутся навстречу друг другу со скоростями 60км/ч и 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.

6. Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4км/ч, скорость второго 5км/ч. На сколько километров за час пешеходы сближаются друг с другом? Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

7. (1)Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние меду которыми 36 км. Скорость первого 10 км/ч, второго 8 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

8.(1) Расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда за 1 час до встречи? Есть ли в задаче лишнее условие?

9.(2) Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?

10. (2)Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?

11.(3) Расстояние между городами А и В 720 км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

12. (3) Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?

Старинная задача. Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил в день 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?

Старинная задача. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака за 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца?

Старинная задача. Из Москвы в Тверь вышли одновременно 2 поезда. Первый проходил в час 39 верст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 верст. Сколько верст от Москвы до Твери?

-Самопроверка по заранее заготовленным ответам с решением по критериям- нет ошибок-«5»,одна ошибка-«4», две ошибки-« 3»,если ошибок больше двух, то « 2»

- Подведение итогов урока. Запись домашнего задания: Решить старинные задачи с листа.

Ученики оценивают свою работу.

-Рефлексия (2 мин.)

Продолжить предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…

На уроке мне пригодились знания….

Для меня было сложно…

С урока я ухожу с … настроением

-Урок окончен! До свидания!


Урок интересен для детей. Прошел в хорошем темпе. Детям было интересно.

Применение деятельностного подхода в обучении математике, обеспечивает развитие у школьников основной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету.

Если при обучении математике в основной школе использовать системно-деятельностный подход, то процесс обучения будет более продуктивным и творческим.