СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество прочитанных книг. А знаете ли вы, что многие народы приписывали заслугу наименования чисел легендарным героем?

Просмотр содержимого документа
««Обобщение изученного по теме «Имя числительное»»









Открытый урок русского языка в 6 классе

«Обобщение изученного по теме «Имя числительное»













.

























Урок - практикум в 6 классе по теме «Числительное»

Цель:

-повторить изученные теоритические сведения о числительном как части речи;

- закрепить умения и навыки учащихся в склонении числительных, употреблении их в устной и письменной речи;

-научить отличать числительные от других частей речи, имеющих количественное значение .

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал с тестами, глобус

Оформление: 1) на доске эпиграф к уроку:

все оттенки смысле

Умное число передает.

Н. С. Гумилев

2) Запись образца к цифровому диктанту: 1 – имя существительное, 2- имя прилагательное, 3– имя числительное

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество прочитанных книг. А знаете ли вы, что многие народы приписывали заслугу наименования чисел легендарным героем? Так еще греческий драматург Эсхил писал:
Послушайте, что смертным сделал я…
Число им изобрел,
И буквы научил соединять…
Но люди ошибались, скорее всего, названия некоторых чисел стали применять 20-25 тысяч лет тому назад.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по имени числительному, проверим, умеете ли вы их применять на практике, правильно употреблять в речи.

  • Так что такое имя числительное?

  • Сравним ответ с записью на доске

  • Какие ещё части речи могут иметь числовое значение? Как их различать?

Цифровой диктант

Мы изучили темы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное»
Обозначим их цифрами:1-имя существительное,2-имя прилагательное.3-имя числительное

Пять, пятак, семеро, единичный, обе, столетний, двойка, семилетка, двадцать второй.
(3,1,3,2,3,2,1,1,3)

  • Что вы знаете об изменении числительных и их синтаксической роли? Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях:
    1.Пять и семь-двенадцать.
    2.Сорок ребят отправились в поход.
    3.Двое суток они были в тайге.
    4.На следующий день туристы вышли ко второй стороне лесничего.



  • О чем говорит вам следующая схема?

  • А какие разряды имеют количественные числительные?

Поговорим о количественных числительных

  • Разделите записанные слова на группы в зависимости от значения (проговорить числительные).

  • Разделите тетрадь на 3 колонки, запишите слова

  • Как склоняются количественные числительные?

  • Просклоняйте самостоятельно числительные

  • Сравните свои записи с образцом на доске

  • Какую орфограмму вспомнили вы при написании составных числительных?

  • Прокомментируем (запись на доске). Как могут писаться числительные?

  • А если слова последнего столбца записать словами?

Словарно-орфографическая работа

  • Повторим написание слов для запоминания некоторых числительных (учитель проговаривает, учащиеся пишут).

Лингвистическая пауза «Знаете ли вы?»

Из истории происхождения числительных

  • Запомним эти сведения и постараемся в речи правильно употреблять как количественные, так и собирательные числительные (устно просклонять слово 40)

  • Частое обращение к числам требует упорядоченного использования имен числительных в речи. Их мы встречаем в фольклоре – пословицах, загадках. Приведите примеры из домашнего задания.

Физминутка

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели.

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Руки взяли мы в замок,

Синтаксическая работа.

  • Произвести синтаксический разбор предложения:

Первые лучи солнца разбудили зимний лес и осветили все окрестность.

Класс разбирает морфологически слово «первые

-А что вы знаете о собирательных числительных?

  • Без числительных нам не обойтись, когда мы говорим о времени (упр.384)

  • Рассмотрите часы и запишите, какое время они показывают.

Настольные часы показывают без трех минут девять.

На будильнике – десять минуть седьмого.

На ходиках – без пяти два.

Вокзальные часы показывают без четверти девять.

  • В речи таких стилей уместно употребить выражение 13 часов 30 минут и половина второго.

  • Посмотрите на глобус. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Проговорите записанные на доске числительные:

Из 510 миллионов квадратных километров поверхности планеты 361 миллион приходится на океаны и моря.

Суша занимает 149 миллионов квадратных метров.

Водная поверхность составляет около 71% всей поверхности Земли.

Суша – 29%

Объем морей и океанов равен 2 миллиардам кубических километров.

Подведем итоги:

  • Чем был полезен для вас этот урок?

  • Что бы вы еще хотели узнать?



Дополнительный материал

Данные предложения взяты из ученических работ. Исправьте ОШИБКИ.

  1. Пятитысячный, стомиллионный, тридцать пятый, 3-миллиардный, две третьих, семьсот, восемьдесят, одиннадцать, триста пятьдесят седьмой, девяносто.







  1. Сестер у Пети только две, и все две, окончили школу с золотой медалью. (обе)

  2. Четверо студенток получают повышенную стипендию. (четыре)

  3. Договор подписан обоими сторонами. (обеими)

  4. Мы ехали пятеро дней. (пять)

  5. Обоим спортсменкам не повезло в финале. (обеим)

  6. Нас семь в одной квартире – вот так и живем. (семеро)

  7. Пришлось довольствоваться тысячей рублей. (тысячью)

  8. И левый, и правый глаз стали плохо видеть.



Вставьте подходящие по смыслу слова.

1. Все числительные по значению делятся на (количественные и порядковые).

2. Среди количественных числительных выделяются (целые, собирательные, дробные)

3. Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу из 9 слов.

4. Порядковые числительные похожи на (прилагательные).

5. Порядковые числительные, кроме слов (первый, второй) образуются от количественных.