Методическая разработка
Учитель: Магомедова Сельминаз Исмаиловна
Место работы: МКОУ «Кугская СОШ им. Б. Байрамбекова» с. Куг
Тема урока: «Обобщение изученного в разделе «Имя прилагательное»
Класс: 6
Предмет: Русский язык
Тип: урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
• Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;
• Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; правильно образовывать формы степеней сравнения; краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.
• Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Планируемые результаты:
• Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.
• Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
• Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник для 6 класса под ред. Ладыженской).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть бодрыми, работоспособными, активными. Сегодняшний урок посвящен воспроизведению и подведению итогов тому, о чем мы говорили на предыдущих занятиях при изучении темы «Имя прилагательное».
Чтобы урок стал продуктивным и интересным, отправимся в путешествие по сказочному лесу «Молодой эрудит».
(Дети записывают число, классная работа, тему урока).
II. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
«Экспресс-опрос»
Для начала должны воссоздать в памяти картины пройденных уроков.
- Что называют прилагательным?
- Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки прилагательного?
- Роль полных и кратких прилагательных в предложении?
- Определите разряд прилагательных: красный уголок, глиняная посуда, заячий тулуп.
- Подберите синонимы к словам: чудесный, весёлый.
- Подберите к существительным прилагательные: Волга, Нил, океан..
- С какой целью автор использует много имен прилагательных?
- Итак, можем ли мы сказать, что имена прилагательные нужны в языке для выразительности нашей речи и во избежание ее однообразия?
IV. Остановка 1: «Разряды имён прилагательных».
- Вспомните, какие прилагательные бывают по значению.
- Назовите признаки качественных прилагательных.
- В чём отличие качественных прилагательных от притяжательных и относительных?
- Что обозначают притяжательные и относительные прилагательные?
- Подберите антонимы к словам весёлый, забавный.
- Подберите уменьшительно-ласкательную форму к словам: тонкая, добрый, красивый, мудрый.
- От выделенных существительных образуйте прилагательные: День осени, статуэтка из фарфора, прогулка утром, люстра из хрусталя, дождь в апреле; очки бабушки, хвост лисы, перчатки боксёра, нора барсука [1].
(Один ученик выполняет задание на карточке)
Карточка. Запиши прилагательные иноязычного происхождения русскими синонимами. Обозначьте в них суффиксы.
Гигантский, коммуникабельный, корректный, апатичный, гуманный, компактный, коммерческий[5].
V. Остановка 2: «Охотничий домик».
Ребята, на этой остановке устроим коротенький привал. Сменим деятельность.. Проведем физминутку. А задание такое: Послушайте словосочетания. Если вы слышите качественное имя прилагательное - встаёте, относительное – садитесь, притяжательное – выполняете круговое движение головой. Задание понятно? Тогда выполняем.
Зимний лес, волчий хвост, ночная буря, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, вкусная малина, птичье пение, каменное сердце, легкая поземка, медвежья берлога, чудесный день, медвежий след, высокие деревья [1].
VI. Остановка 3: «Правописание НЕ с прилагательными».
На данной остановке выполним следующее задание. Раскройте скобки, обозначьте орфограмму.
Далеко (не)спокойный; (не)ожиданное известие,(не)редкий, а частый лес; далеко (не)удачный ответ, ничуть (не)легкая ноша, (не)строгий человек, (не)разлучные друзья, (не)чаянная встреча, (не)приятный разговор; (не)глубокий овраг, далеко (не)дешёвый; (не)бережный почерк, (не)настнаяпогода; (не) известные факты [5]
VII. Остановка 4: «Степени сравнения прилагательных»
- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?
- Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
Этот сыр твердее того. Река Ульба узее Иртыша. Нет ничего красивше своего родного края. Маркаколь- самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане. Они хотели своим детям более лучшую жизнь [1]
VIII. Остановка 5: «Загадочная»
На этой остановке, ребята, должны отгадать загадку.
Поверхность стеклянная,
Рама деревянная,
Ручка оловянная.
(оконная рама) [4].
- Какую орфограмму вы заметили?
- Особенность этих прилагательных какая?
- А расскажите о написании прилагательного «оконная».
На этом привале вас ждут ещё загадки..
Мохнатенький, усатенький, есть начнёт – песни поёт.
Сам красный, сахарный ,кафтан зелёный, бархатный.
На грядке огородной длинный и зелёный, а в кадке желтый и соленый [[4].
- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).
- Ребята, а как образуются краткие формы прилагательных?
- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?
- Давайте образуем краткие формы мужского и женского рода от следующих слов.
Страшный, вкусный, добрый, узкий, горький, молодой, интересный, тонкий, близкий, властный, грозный, строгий [1].
IX. Остановка 6: «Креативный дневник».
- Следующая работа будет коллективная. К следующим словам подберите эпитеты.
-Ребята, а что такое эпитет?
Ветер, конь, солнце, лес, ночка, дорога, море, травушка, вода, горы [4]
Напишите сочинение-миниатюру на тему «В гостях у Бабы-Яги».
(Чтение нескольких работ)
-А теперь, ребята, составьте небольшой рассказ, иллюстрирующий пословицу «Хоть видит око, за зуб неймёт» [5].
-Вот и подошли мы к финишной прямой.
X. Привал «Финиш».
Итоги урока. Рефлексия.
Выставление оценок.
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вам понравилось?
- 3 словами опишите своё состояние на уроке.
- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».
- Что такое синквейн?
Строка 1 – обозначение темы (Прилагательное)
Строка 2 - характеристика темы Краткое и полное)
Строка 3 – описание действия (Дополняет, украшает и уточняет)
Строка 4 - отношение к теме (Без него очень скучно!)
Мы вернулись с прогулки.
Понравилась вам прогулка? Мне тоже.
XI. Домашнее задание.
Выполните синтаксический разбор предложения«Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца» и морфологический разбор имени прилагательного.
Подготовьтесь к контрольному диктанту.