
Тема:
Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя прилагательное»
(урок русского языка в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурской технологии)
Цель: обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении раздела « Имя прилагательное».
Задачи:
Образовательная:
- совершенствовать знания об именах прилагательных
- углублять представления о роли прилагательных в речи
- формировать умения склонять прилагательные
- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных
Развивающая:
-развивать познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи
- развивать умения аргументировать своё мнение
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку,
воспитывать умение общаться и работать в группе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: Урок-игра
Форма обучения: Индивидуальная, парная, групповая.
Технология: элементы игровой технологии с применением структур сингапурской технологии.
Структуры: Финк-райт-раунд робин (подумай, запиши, обсуди), Сингл раунд робин (ответ на вопрос по кругу), Инсайд-аутсайд сёкл (внутренний и внешний круг), Тэйк оф тач даун (встать – сесть), Сималтиниус раун тейбл (одновременно самостоятельно выполняют, по окончанию времени проверяют по кругу), Стё зе класс (собери как можно больше мнений), БИЛЕТИК НА ВЫХОД, Тим чир.
Оборудование: презентация, карточки с названиями команд “Любознательные” “Находчивые”, цветные жетоны, оценочные листы для каждого учащегося,
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь определять имена прилагательные, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме.
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Хай Файв
-Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые, любознательные ребятки! Меня зовут Наталья Валентиновна.
Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работой нашей довольны остались.
Пусть этот урок порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех
Тихо сели.
Ребята, на столах лежат карточки МЭНЭДЖ МЭТ. Подняли руки участники под №1,№2,№3,№4. Подняли руки А, В.
Замечательно.
А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками
Пожелайте друг другу удачи
- Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, дружными.
Девиз урока: «Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости»
А какое у вас сейчас настроение: покажите карандаш нужного цвета (красный –отлично, зеленый - хорошее, желтый- не очень)
Отлично! Итак, начнем!
- Сегодня необычный урок. Мы проведем его в форме игры «Эрудит» В игре принимают участие 2 команды. Названия я заготовила заранее. Выбирайте!
Итак, начинаем игру!
Напрягите мозговые мышцы, возьмите себя в руки и вперед! Успехов вам!
Ребята, мы не будем писать в тетрадях, работать вы будете на оценочных листах - Подпишите их. Запишите число, место проведения игры.
Просигнальте об окончании работы.
1 раунд игры ( Определение темы и задач урока)
***
Нам нужно определить тему нашей игры. Для этого проведем обучающую
структуру Финк-райт-раунд робин
Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:
а щ р о х м а ц т н ч ы й
Алгоритм:
1.подумай;
2.вычеркни буквы согласных непарных звуков;
3. расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом обсуждаем.)
4. Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Прочитайте, какое слово получилось? (ароматный)
- Итак, чему будет посвящена тема нашего урока
Правильно, тема урока имя прилагательное.
-Молодцы, ребята. С какой целью мы выполняли эти задания?
Замечательно. Оцените соседа по плечу.
Обучающая структура СИНГЛ РАУНД РОБИН
Задача: Докажите, к какой части речи относится слово АРОМАТНЫЙ?
Алгоритм:
1.Подумайте 10 секунд
2.Обсудите по кругу. Начинают участники под №2.
3.- К какому мнению пришли? Выскажет участник под №4, стол №2. (Отвечают на вопросы какой? Обозначает признак предмета).
- Итак, чему будет посвящена тема нашего урока
Правильно, тема урока имя прилагательное.
-Молодцы, ребята. С какой целью мы выполняли эти задания?
- На уроках вы узнали об этой части речи, наверное, что-то новое. Поделитесь со мной.
-Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи:
ПОВТОРИТЬ морфологические признаки прилагательного)
ПОДБИРАТЬ прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки,
ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ грамотно писать прилагательные с основой на шипящий
РЕАЛИЗОВЫВАТЬ авторский замысел через подбор прилагательных.
Измените это слово по родам.
Подберите к ним существительные
2 раунд игры (Актуализация опорных знаний)
Сейчас мы поработаем по структуре Инсайд-аутсайд сёкл.
А что вы знаете об имени прилагательном?
Для этого проведем игру «Карусель».
Задача: вспомнить и обменяться теоретической информацией по теме «Имя прилагательное», используя опорные вопросы на экране.
Алгоритм: (начертить на полу в классе круг)
1

. Встали участники А, вышли и построили внутренний круг, затем вышли участники В построили внешний круг. Внутренний круг – направо, внешний – налево, поприветствовали соседа.
2.Ответьте на вопрос
Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая?какое? чей?)
Расскажут участники А, поблагодарите.
3 Влево сделали 1 шаг, поприветствуйте соседа.
4. Ответьте на вопрос
Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.)
Расскажут участники Б поблагодарите
5. вправо сделали 3 шага, поприветствуйте соседа
6. Ответьте на вопрос
Какова роль в речи имени прилагательного? поблагодарите
7. вправо сделали 1 шаг, поприветствуйте соседа
8. Ответьте на вопрос
Какие бывают имена прилагательные по форме?
(Имена прилагательные бывают полные и краткие.)
Расскажут участники Б поблагодарите
9.
10. Ответьте на вопрос
Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
(В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.)
Расскажут участники А, поблагодарите.
- Молодцы, ребята. С какой целью мы выполняли эти задания?
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места!
- Сделаем вывод.
Что мы знаем об имени прилагательном? …..
- Хорошо справились с этим заданием
Микс пэа шэа
(звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету)
- Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. Ответы по структуре Релли робин (короткие ответы)
3 раунд (Повторение изученного материала)
Сейчас проведем структуру СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ
(одновременно самостоятельно выполняют, по окончанию времени проверяют по кругу)
Задание
Вставьте пропущенные окончания , определите падеж, род прил-х, найдите лишнее словосочетание.
Родник
В глуши лесн…, в глуши зелен…,(П.п., ж.р.)
Всегда тенист… и сыр…(П.п., ж.р.)
В крут… овраге под горой (П.п., м.р.)
Бьёт из камней родник студён… (И.п., м.р.)
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн… клубами (Т.п.)
( И.Бунин)
Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Какое словосочетание на ваш взгляд лишнее? (хрустальными клубами)
-Почему? (мн.ч.)
- Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами по часовой стрелке. Исправления делаем цветной ручкой. Каждый правильный ответ – 1 балл.
При проверке вам поможет данная информация ( Показываю рукой на слайд)
Верните оценочные листы.
Проверим кто как справился с заданием
Обучающая структура «Тэйк оф – тач даун»
(встать-сесть)
Задача: Проверить правильность выполнения.
- Встаньте те, кто правильно вставил окончания. Молодцы!
- Встаньте те, кто допустил 1 ошибку. Спасибо, садитесь.
- Встаньте те, кто допустил 2 ошибки. Спасибо, садитесь.
- Встаньте те, кто правильно определил падеж. Молодцы.
- Встаньте те, кто допустил 1 ошибку. Спасибо, садитесь.
- Встаньте те, кто допустил 2 ошибки. Спасибо, садитесь.
Молодцы, хорошо справились с этим заданием
Структура «Конэрс» ( в углах цифры 1,2,3,4)
1 2 3 4
Горький, розовый, солёный, сладкий.
Лиловый, красный, шёлковый.
Молодой, большой, огромный.
Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
- Каждый из вас должен выбрать лишнее прилагательное . Подумайте 10 секунд, подчеркните. Составьте предложения с этим прилагательным. Запишите его.
Сейчас встаньте, задвиньте стулья и идите в тот угол комнаты, где записано ваше слово и найдите партнера для разговора не из вашей команды.
- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол? (по 15 секунд).
Давайте проверим.
- Поделись мнением своего партнера. (Ceer!)
( Из каждого угла по 1 человеку.)
Спасибо. Поблагодарили друг друга за работу
Оцените себя
4 раунд «Билетик на выход»
Последний раунд «Творческий». « Игра с текстом».
Задание.
Посмотрите на текст. Чего не хватает в этом тексте? (Прилагательных)
Какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).
Ваша задача:
дополнить текст прилагательными к существительным по смыслу, учитывая их грамматические признаки. Чей вариант будет ближе к авторскому, тот и получит большее количество баллов. Время выполнения работы – 5 минут.
Пригрело ______________солнце. На ___________ полянке начал таять ___________ снег. С ___________ пригорка побежал _______________ручеёк.
(Г. Скребицкий)
- В какое время года можно это наблюдать? (весна))
Авторский текст:
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять рыхлый снег. С крутого пригорка побежал говорливый ручеёк.
(Г. Скребицкий)
- Сравните ваш текст с авторским. Поднимите руку, чей текст оказался ближе к авторскому.
Давайте проверим. Зачитайте ваш текст.
Спасибо. Поблагодарили друг друга за работу
Оценим свою работу за каждое совпадение 1 балл
- Что связывает прилагательное и существительное? (Прилагательные согласуются с именами сущ. в роде, числе и падеже.)
Молодцы, хорошо справились с этим заданием
-Выполняя это задание, мы закрепили умение реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных.
Итог
-Ребята, подведём итоги игры «Эрудит».
Подсчитайте, сколько вы набрали баллов .Полученную цифру поставьте в кружок. Каждый член команды, набравшей большее количество баллов, получает поурочный балл –«5».Остальные -«4»
Итоги урока (рефлексия)
Парковка
- Подошёл к концу наш урок. Каким получился он для вас? Подумайте и оцените одним словом – прилагательным.
- Напишите свои впечатления об уроке на стикерах – книгах и приклейте к парковке -сове
Прикрепите книгу к той сове - этап урока, который вам больше всего понравился.
Структура ТИМ ЧИР.
- Мы ученики!
Весёлые, умные.
Мы хорошо потрудились на уроке.
М ы молодцы!
-Мне было приятно работать в ваше классе. Вы меня удивили, поразили глубиной знаний, богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие.
Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли…
Я ж уношу в своём сердце от встречи
Лучшее, что дали мне вы.
-Спасибо! До свидания!