Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
«Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Конкурс методических разработок
«Педагогический калейдоскоп»
Номинация « Современный урок»
Авторская разработка урока русского в 4 классе
Обобщение и систематизация материала
по теме «Имя прилагательное»
Выполнила
Волгушева Любовь Викторовна
учитель начальных классов
1квалификационной категории
( стаж работы в должности – 27 лет)
2015-2016 учебный год
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Технологическая карта урока 5-7
3. Сценарий урока 8-15
4. Литература 16
5. Приложение 1.(Карточки с разноуровневым заданием) 17
6. Приложение 2 ( Тест ) 18
7. Приложение 3 (Карточка с домашним заданием ) 19
8. Приложение 4 (Фотоматериал) 20
9.Приложение 5 (Презентация) 21
Пояснительная записка
Урок построен в соответствии с ФГОС. Я использовала игровую и информационную технологии.
Урок обобщения и систематизации материала по теме: «Имя прилагательное» является 35 из 38, отведенных на изучение темы. В начале урока задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение целей урока. В структуру игровой технологии как деятельности органичено входят целеполагание, планирование, реализация задач, а также анализ результатов. Предоставлена возможность самостоятельного активного действия для каждого участника игры, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования.
С помощью игры дети не только включаются в учебно- познавательную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также систематизируют полученные знания.
Игра, выбранная, как форма урока, с одной стороны, предоставила школьникам возможность:
- облегченного повторения учебного материала с помощью яркой, эмоционально формы его воспроизведения;
с другой стороны, позволила мне достичь поставленных целей путем решения конкретных педагогических задач - добиться:
- закрепления учебного материала;
- преодоления учащимися внутренней неуверенности, раскрепощения, проявления максимума их сил и возможностей;
- дальнейшего формирования коммуникативной компетенции учащихся, путем создания для них определенного тематического пространства.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности, учащихся на уроке.
3
Учащиеся проявили себя как активные и заинтересованные личности, с удовольствием узнавали новое и в процессе игры использовали весь спектр полученных и усвоенных знаний и умений по данной теме.
4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Русский язык | Класс | 4А |
Ф.И.О. преподавателя | Волгушева Л.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика |
Дата проведения урока | 4 февраля 2018 года |
Автор УМК | Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык 4 класс. М «Просвещение», 2017 |
Тема урока | Имя прилагательное |
Тип урока | Урок обобщения и комплексного применения знаний и умений учащихся. |
Вид урока | Урок-игра |
Цель | - создание условий, способствующих обобщению и закреплению знаний и умений учащихся, полученных в результате изучения имени прилагательного. |
Задачи | Образовательные: обобщить полученные знания об имени прилагательном, совершенствование навыка правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать умение точно употреблять прилагательные в речи. Воспитательные: воспитывать бережного отношения к языку; аккуратность, усидчивость, любознательность и пытливость в процессе учения; формировать коммуникативные качества и творческую деятельность детей. стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- уточнить и обобщить сведения об имени прилагательном; правописные умения: – каллиграфически правильно писать слова; – правильно списывать слова и предложения; речевые умения: – определять значение слова с помощью контекста | Регулятивные: -освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; -формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям Коммуникативные: -формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; -принимать на себя ответственность за результат своих действий; | - сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; - проявлять интерес к учебному материалу; - развивать способность к самооценке. |
Методы обучения | - репродуктивные, продуктивные, частично- поисковые; - методы формирования предметных умений и навыков и УУД: метод упражнений, логико-познавательные задачи; - методы контроля: пошаговый контроль, контроль по результату; - методы самооценки и оценки учителем |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Ресурсы | 1. Учебник «Русский язык», 4 класс, ч. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., 2012г. 2. Конверты с заданиями № 1,2. 3. 3. Словарь Русского языка под редакцией Ожегова С.И. 4. Тест «Имя прилагательное» 5. Интерактивная доска, проектор 6. Интернет ресурсы |
Сценарий урока
Обобщение и систематизация материала по теме
«Имя прилагательное»
1. Организационный этап.
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)
- Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.
2. Подготовительная работа
Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры. На этом уроке вы будите сотрудниками редакции газеты.
Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспонденты, дизайнеры и другие сотрудники во главе с главным редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты всех работников. Слайд №3
- Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова.
8
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.). Слайд №4
В редакции работают несколько отделов. Мы с вами будем трудиться в трех отделах редакции: писем, информации и аналитическом отделе.
А кто такой аналитик?
Сотрудник отдела информации сообщит нам.
Аналитик, человек, который умеет хорошо анализировать, т.е. всесторонне рассматривать, изучать свойства, составные части чего- либо, умеет хорошо рассуждать. Слайд №5
Это умение в профессии журналиста очень важное.
Возглавляет нашу редакцию главный редактор Кочетков Максим. Он проверяет качеств материалов, отвечает за выпуск газеты.
У него есть два заместителя, которые помогают ему в работе. Это Озерова Лера и Кожанова Вика
Ну, а теперь за работу.
3. Сообщение темы урока
Вы должны быть очень внимательными, активными и успешными, так как результатом работы ваших отделов будут статьи очередного номера газеты.
Чтобы узнать, как называется наша газета, определите о какой часть речи идет речь.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(часть речи имя прилагательное) Слайд № 6
9
Как будет называться газета, в которой мы будем помещать свои материалы.
- « Имя прилагательное» Слайд №7
Сегодня мы вспомним все, что знаем об имени прилагательном.
4. Актуализация знаний
1) Введение в тему.
Работники отдела писем получили письмо, в котором их просят ответить на вопросы: Дадим им слово.
1. -Что обозначает имя прилагательное, и на какие вопросы отвечает?
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
2.- С какой частью речи оно связано?
Имя прилагательное зависит от существительных, согласуется с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительное, к которому
оно относится.
3.- Какую роль прилагательные играют в нашей речи?
Прилагательные уточняют, описывают, окрашивают нашу речь, т.е. делают ее более точной, более выразительной, более образной.
Я думаю, что читатели получат исчерпывающий ответ в нашей газете.
Помните, что грамотная практическая работа не возможна без знания теоретического материала, поэтому всегда учите правила.
2) Словарная работа
Для работников редакции важно красиво, без ошибок записывать информацию, чтобы ее можно без труда разобрать. Для этого я предлагаю вам выполнить небольшую словарную работу.
- Откройте свои деловые блокноты
Я называю слово, вы образуете от него имя прилагательное, добавляете подходящее по смыслу имя существительное и записываете в блокнот.
Тяжесть, пассажир, картофель, восток.
10
(Тяжелая сумка, пассажирский поезд, картофельный суп, восточный ветер.)
- Молодцы, вижу, что готовы приступить к основной работе.
3) Закрепление изученного материала
-Журналисты внимательно слушают собеседника, записывают основную мысль.
Из двух словосочетаний выберите то, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
- Какое значение называется переносным.
На этот вопрос ответят работники отдела информации.
- При переносном значении качества одного предмета переносятся на другой.
(на доске) Слайд №8
Теплый дождь, теплая встреча; холодный ветер, холодный разговор; стальной характер, стальной гвоздь.
Проверим
Замените в сочетании теплая встреча имя прилагательное близкое по смыслу (душевная, радостная)
Как называются эти слова – синонимы, а слова противоположные по значению?
- Антонимы
4) Практическая работа в парах. (Разноуровневые задания)
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас поработаем в парах.
Повторим памятку работы в парах. Сотрудники отдела информации напомнят нам. Слайд № 9
- когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;
-говорить нужно так, чтобы слыша только твой партнер;
- вторгаться в работу другой пары запрещено.
Ели вы сомневаетесь, у вас есть главный редактор, вы можете к нему обратиться за помощью или к его заместителям.
11
Карточка №1
Антонимы Синонимы
жесткий свежий хлеб мягкий
грязная свежая рубашка чистая
старая свежая газета новая
Карточка №2
Антонимы Синонимы
редкий глухой лес непроходимый
слышащий глухой человек не слышащий
свободный глухой ворот закрытый
Карточка №3
Антонимы Синонимы
незрелая золотая рожь спелая
злое золотое сердце доброе
неумелые золотые руки умелые
Передадим вашу работу главному редактору, он проверит и скажет, пойдет она в номер или нет.
5. Физ. минутка
Слово главному редактору.
-Настало время небольшого перерыва
- Представим, что у нас в руках газета. Изобразим, как человек использует газету.
* читает
* как веер
*как подзорную трубу
12
Но так мы поступим только с газетой, которую не интересно читать, а наша газета должна получиться интересной и познавательной, чтобы никто не мог поступить с ней так. как мы во время нашего перерыва
6. Повторение пройденного.
1) Поиск решения проблемы
А мы продолжаем работать.
- К нам в редакцию принесли письмо ученика 3 класса, они только начинают изучать имя прилагательное. Он просит вас опровергнуть или согласиться с тем, что во всех парах слов записаны словосочетания прилагательного с существительным. Подумаем всей редакцией. Ответ поместим в рубрике «Давайте подумаем» Выпишите только словосочетания прил.+ существ.
(на доске) Слайд № 10
Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра.
Белизна потолков, белеет снег, белые снежинки.
Желтое солнце, желтизна ромашек, листья желтеют.
Синеют васильки, синева небес, синяя краска
-Какой вывод можно теперь сделать, чтобы дать ответ ученику 3 класса
Проверим
2) Работа в группах «Вставь слово»
В аналитический отдел поступила статья, в которой пропущены слова. Карточки у каждого ученика
Нужно подобрать предмет, обладающий этими признаками.
Знойное.., бурное.., сладкая.., интересная.
(Знойное лето, бурное море, ссора, сладкая ягода, речь, интересная встреча, книга)
- А пока аналитики работают, мы с вами определим, что характеризуют эти прилагательные (на доске) Слайд № 11
Белый, розовый, синий - цвет
Хрустальный, каменный, резиновый – материал
13
Осенний, утренний, ранний – время.
-Молодцы!!
Посмотрим, как выполнили свою работу аналитики.
7. Самостоятельная работа
Редактирование текста
– Итак, журналист собирает материал, необходимый для статьи,
обрабатывает его. Какая часть речи поможет нам написать более
красивый, более точный текст?
- Имя прилагательное.
Сам работа. Карточки у каждого Слайд №12
Прочитайте текст.
Прекрасен _____________лес зимой. ______________ д…ревья покрыты ______________ хлоп…ями снега. Все ветки в ___________ инее. ______________ со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.
Слова для справок: снежный, сонный, пушистый, серебристый, зимний.
-Что можно сказать о тексте?
- Не очень красиво звучит
Вставьте пропущенные прилагательные .
-Какой текст получился? Более точный, более красочный.
Прекрасен снежный лес зимой. Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее солнце освещает верхушки деревьев.
Я думаю такой текст можно поместить в нашу газету.
8.Итог урока. Рефлексия.
Работа редакции газеты на сегодняшний день подходит к концу.
Наша газета практически готова.
Вспомним, материалы на какую тему вошли в нее.
14
- Верное ли утверждение: «Сегодня на уроке я проверил свои знания
по теме «Имя прилагательное»» Слайд № 13
- на доске на цветных листах 2 пословицы.
На красном: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На синем: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо еще поработать)
- Выберете ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимите полоску соответствующего цвета.
Проверим. Выполните тест.
9. Домашнее задание: работа по карточкам
15
Литература
1. Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка.
Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2010. -285 с. 2.Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного
возраста. М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993 - 262 с.
3. Леушина A.M. Дидактические игры в начальной школе. А.М. Леушина.
М.: Просвещение, 2010. - 105 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999
560 c.
5. Волина В.В. Веселая грамматика –М.: Знание, 1995г.
6. Интернет-ресурсы
www.it-n.ee.ru – творческое сообщество учителей
www.1september.ru
http://www.uchportal.ru учительский портал
http://school-ppt.3dn.ru/load/nachalnaja_shkola/20
http://www.uroki.net/docnach.htm
http://ppt-mix.ru/load/prezentacii_po_geografii/prirodnye_zony_rossii_skachat_prezentaciju/15-1-0-1653
http://www.rusedu.ru/detail_20115.html
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-23392 учительский портал
http://nayrok.ru/index.php?do=register
http://www.farosta.ru/kon/urok-matem-v-lesnoi-shkole-12.html
16
Приложение 1
Карточка №1
Антонимы Синонимы
_______________ - свежий хлеб - ______________
_______________ - свежий ветер – _______________
_______________ - свежая рубашка – _______________
_______________ - свежая газета - _______________
Карточка №2
Антонимы Синонимы
______________ глухой лес ________________________
______________ глухой человек ________________________
______________ глухой ворот _________________________
Карточка №3
Антонимы Синонимы
______________ золотая рожь ________________________
____________ золотое сердце ________________________
______________ золотые руки _________________________
Карточка у каждого ученика -аналитика
Знойное.., бурное.., сладкая.., интересная.
17
Приложение 2
Тест по теме: “Имя прилагательное”
1. Закончи предложение:
Прилагательное – это…
а) часть речи, которая обозначает предмет;
б) часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. На какие вопросы отвечает прилагательное:
а) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
б) какой? какая? какое? какие?
в) кто? что?
3. Дополни предложение:
Прилагательные в предложении обычно бывают…
а) определением;
б) сказуемым;
в) подлежащим
4. Выделите строчку, в которой указаны только прилагательные:
а) душистый, сирень, полянка;
б) дежурить, писатель, рисование;
в) любознательный, чистый, молодой
5. Найти неверное высказывание:
а) прилагательные изменяются по числам;
б) прилагательные изменяются по родам во множественном числе;
в) прилагательные изменяются по падежам
6. Определите падеж прилагательного в предложении:
Под старой сосной ребята нашли боровик.
а) Т.п. б) В.п. в) Р.п.
7. Разобрать по составу прилагательные:
Узкая, маленький, серые, глубокое.
18
Приложение 3
Домашнее задание
Карточка каждому ученику
Вставить окончания прилагательных и определить род, число и падеж
ИЗ ДАЛЬН.. . ГОРОДОВ, ДЛЯ БЛИЗК.. . ДРУЗЕЙ, В ДАЛЬН.. .
ГОРОДАХ, О БЛИЗК. .. ДРУЗЬЯХ , ОТ ВЕСЕНН. .. ЛУЧЕЙ,
ПОСЛЕ ЗНОЙН. ... ДНЕЙ, В ВЕСЕНН. .. ЛУЧАХ, О ЗНОЙН . ..
ДНЯХ ,В ЯСН. .. ГЛАЗАХ, ОТ ГОРЬК. .. СЛЕЗ, ИЗ ЯСН…
ГЛАЗ, В ГОРЬК… СЛЕЗАХ, ПО ЛЕТН. .. СОЛНЦУ, К МЛАДШ. ..
БРАТУ, К КРАСН… ФЛАЖКУ, ПО ЗЕЛЕН. .. ЛУГУ , ПО СИН. ..
НЕБУ.
19
Приложение 4
19