Конспект урока по русскому языку
Тема : «Обобщение по теме имя прилагательное»
Тип урока: закрепление
Класс: 4
УМК: «Начальная школа 21 века»
Цель: обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном.
Задачи:
Повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения.
Развивать умение наблюдать, обобщать, творчески мыслить.
Воспитание толерантности.
УУД:
Регулятивные: составление и запись по сюжетной картинке.
Познавательные: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: эстетические потребности, ценность и чувства.
Ход урока.
Орг.момент
Актуализация знаний.
ма мо ми ме
Москва
-А почему Москва пишется с большой буквы? (это имя собственное)
Библиотека, аллея, президент, экспресс, программа, оранжерея, напоследок, крокодил.
Самоопределение к деятельности.
-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (имя прилагательное)
-А сегодня мы обобщим наши знания по теме имя прилагательное.
Изучение нового материала.
-Ребята, что такое имя прилагательное? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета)
-На какой вопрос отвечает? (Какой? Какая? Какие? Какое?Чей?)
-С помощью чего можно изменить прилагательное? (род, число, падеж)
-А какие бывают прилагательные?(полные и краткие)
-Что вы знаете о полных прилагательных? (отвечают на вопрос Какая? Какие? ,в предложении чаще всего бывает второстепенным членом- определением)
-Что вы знаете о кратких прилагательных? (Какова? Каков? Каково? Каковы? И в предложении обычно бывает сказуемым)
-Молодцы, ребята!
-А теперь давайте выполним №2 на странице 44.
-Здесь нужно составить словосочетания в данных формах.
Раннего утро- ранним утром.
Весенним гостям- весенних гостей.
Белоносым грачем- белоносого грача.
-Ребята, в учебнике изображен рисунок. Что вы здесь видите?
-А теперь я предлагаю вам составить рассказ по этому рисунку и придумать ему название. На это я вам даю несколько минут (устно)
-Кто хочет рассказать, что у него получилось?
-Давайте запишем рассказ вот этого ученика под диктовку. Молодец!
-Какие ассоциации у вас вызывает слово аромат?
-А теперь образуйте от существительного аромат имя прилагательное (ароматный)
-С помощью какой части слова образуется новое слово?
-Запишите эти слова и разберите по составу.
-Вот ребята, как легко и просто можно образовать от существительного имя прилагательное.
-Выполним №3. Здесь нужно записать предложение по памяти. Прочитайте внимательно , обратите внимание на растановку знаков припинания, внимательно посмотрите и запомните как пишутся слова серебряный ,бисер, а так же на то, что в конце предложения стоит восклицательный знак.
-Закрывайте учебники и приступайте к работе. Проверьте себя.
-Найдите в этом предложении имена прилагательные укажите падеж, выделите окончания.
-Проверка (вольном-П.п, ясным-Т.п,серебряный-И.п)
-Найдите и подчеркните слова, употребленные в переносном значении(серебряный бисер)
-Разбор имени прилагательного как часть речи у доски.
Схема: Н.ф.
Часть речи
Число
Падеж
Неодушевленное , одушевленное.
Физкультминутка.
Закрепление.
-Записать прилагательные на доске: серебряный, серебристый, цветной, цветистый, цветочный, бархатный, бархатистый.
-Что у них общего?(корень)
-Какие могут иметь краткую форму?
-Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Проверка.
-Составьте предложения из этих словосочетаний (устно)
-Задание: вставить пропущенные буквы.
..вощная
…втобусный
п..ссажирский
к..мандный
з..бавный
..синовое
..ктивная
-Можно ли в данных словах проверить безударную гласную?(нет)
-Почему? (это словарные слова)
-На какие группы можно разбить эти слова? (ж.р,м.р,ср.р.)
-К какой части речи относятся эти слова? (прил)
-Как вы это определили?
-А теперь отложите тетради, сядьте поудобнее. Сейчас мы поиграем в игру «Веришь-неверишь»
А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА.
– А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу)
- А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, _й, ой? НЕТ. (ая-яя) –
А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА. –
А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое) –
А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да. –
А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)
Итог.
-Что такое прилагательное?
-Как изменяется?
-С какой частью речью связанно прилагательное?
-Каким членом является ?
Рефлексия
Оценки, домашнее задание.