СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение методов и приемов устного счет на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом материале постаралась обобщить методы и приемы проведения устного счета на уроках математики из личного опыта за многолетнюю работу в школе. 

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»







«Методы и приемы проведения устного счета на уроках математики»















Подготовила: учитель школы № 170

г.о. Самара

Кошелева Т.А.

2019

Математика – особая наука, так как ее знание нужно человеку ежедневно в течение всей жизни. Знакомство с некоторыми математическими понятиями, формирование вычислительных навыков и умения решать задачи начинается еще в дошкольный период - в детском саду или дома с родителями. На этапе обучения в начальной школе набор изучаемых понятий, формируемых умений значительно расширяется.

Задача учителя состоит в том, чтобы добиться высокой прочности усвоения математических навыков. Такой подход дает возможность запас знаний, полученных в школе, сделать личным багажом человека, которым в дальнейшей жизни он сможет распорядиться по своему усмотрению. Большую помощь в формировании вычислительных умений оказывает такой вид деятельности, как устный счет.

Использование на уроке приема устных вычислений может преследовать разные цели. Рассмотрим некоторые из них.

Каждый учитель знает: весь ход урока зависит от его начала. Учитывая то, что большинство детей любят считать устно, можно этот вид работы поставить первым и задать, таким образом, ритм всему занятию.

Устный счет может стать хорошим приемом для актуализации имеющихся у детей знаний, что позволит учителю эффективно организовать дальнейшее изучение темы. Этот вид работы может быть включен с целью обобщения, закрепления знаний по разделам программы.

Цели проведения устного счета

1) Развивать память, внимание, навыки счета, вычислений, смекалку, формировать и развивать логическое мышление, воображение, интерес к математике, к другим предметам, активность учащихся. Раскрывать связь обучения с жизнью, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни.

2) Развивать устную речь учащихся, приучать их к умению вести дискуссии, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнениями других детей.

3) Расширять знания учащихся об окружающем мире.

4) Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; формировать навыки культурного поведения.

Какие требования нужно соблюдать

Требования для организации устных вычислений нужно обязательно учитывать, иначе работа может оказать противоположный эффект или же результат будет минимальным. Во-первых, подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию материала, форме его подачи. Помним, что однообразие убивает интерес и приносит скуку. Во-вторых, крайне важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В классе могут быть сильные и слабые ученики, неуверенные в себе, робкие, стеснительные и очень активные дети.

Учитель обязан продумать, как сделать работу продуктивной для каждого из них. Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения. Завышенные требования приведут к подавлению инициативы, а это может отрицательно сказаться на психологической атмосфере урока. Задания заниженного уровня сложности не выполняют обучающую и развивающую функцию.

Следующим важным требованием является регулярность проведения занятий. Ученики должны ежедневно на уроках математики в течение 5-10 минут (не менее!) выполнять задания, требующие устных вычислений. При соблюдении этого условия можно надеяться на то, что дети научатся считать быстро и правильно.

Виды упражнений для устного счета

Если говорить о видах упражнений для счета, то необходимо сначала определиться с их классификацией. Ее основанием может являться содержание заданий, методические приемы, используемые при проведении работ, разделы программы по математике, возраст обучающихся.

Так, например, устные упражнения могут включать задания алгебраического или геометрического характера, вопросы нумерации чисел, решение задач. Математические диктанты, тесты, устные ответы детей при фронтальном или индивидуальном опросе – приемы, которые может использовать учитель, чтобы провести устный счет.






Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Методы и приемы устного счета

Методы и приемы устного счета

Устный счет по цепочке Действия со степенями 3 2 +2 2 4 2 +1  3 2 - 2 2 9 2 - 4

Устный счет по цепочке

Действия со степенями

3 2 +2 2

4 2 +1

3 2 - 2 2

9 2 - 4

Устный счет по цепочке

Устный счет по цепочке

Устный счет фронтальный  Вычислите примеры с помощью  вынесения общего множителя за скобки:     7• 15 + 93• 15 = (7+93) • 15 = 100•15 = 1500  2) 703• 20 - 20 •3 = (703-3) • 20 = 700•20 = 14000

Устный счет фронтальный Вычислите примеры с помощью вынесения общего множителя за скобки:

  • 7• 15 + 93• 15 = (7+93) • 15 = 100•15 = 1500

2) 703• 20 - 20 •3 = (703-3) • 20 = 700•20 = 14000

Устный счет в группах Выполняли___________________________ Вычислите примеры с помощью вынесения общего множителя за скобки: Выполняли____________________________ Вычислите примеры с помощью вынесения общего множителя за скобки: 27•13 + 73•13 = 27•13 + 73•13 = 2) 103•12 - 12•3 = 2) 103•12 - 12•3 = 3) 11•523 - 23•11 = 3) 11•523 - 23•11 =

Устный счет в группах

Выполняли___________________________

Вычислите примеры с помощью вынесения общего множителя за скобки:

Выполняли____________________________

Вычислите примеры с помощью вынесения общего множителя за скобки:

  • 27•13 + 73•13 =
  • 27•13 + 73•13 =

2) 103•12 - 12•3 =

2) 103•12 - 12•3 =

3) 11•523 - 23•11 =

3) 11•523 - 23•11 =

Устный счет в парах «Лови ошибку!» 3 2 +2 2 = 8+4 = 12 4 2 +1 = 8 + 1 = 9 3 2 - 2 2 =6 + 4 = 10 9 2 – 4 = 18 – 4 = 14 8 2 – 7 = 64 – 7 = 53 2 3 : 4 = 16: 4= 2

Устный счет в парах

«Лови ошибку!»

3 2 +2 2 = 8+4 = 12

4 2 +1 = 8 + 1 = 9

3 2 - 2 2 =6 + 4 = 10

9 2 – 4 = 18 – 4 = 14

8 2 – 7 = 64 – 7 = 53

2 3 : 4 = 16: 4= 2

«Лови ошибку»   2 • 0,6 = 1,2   4 • 0,06 = 2,4   0,1• 0,3 = 0,03   12,62• 100 = 126,2    0,2• 0,004 = 0,008   15,2: 10 = 152   48,47 : 100 = 4,847    5,6 : 0,7 = 8  

«Лови ошибку»

 

2 • 0,6 = 1,2

 

4 • 0,06 = 2,4

 

0,1• 0,3 = 0,03

 

12,62• 100 = 126,2

 

0,2• 0,004 = 0,008

 

15,2: 10 = 152

 

48,47 : 100 = 4,847

  

5,6 : 0,7 = 8

 

Да или нет?  -0,5 +(-0,5) = 0,1     -0,7 +(-0,5) = - 1,3     -7,2 + 0,2 = - 7    -7,2 - 0,2 = 7,4     9,8 - (- 0,2 ) = 10  

Да или нет?

-0,5 +(-0,5) = 0,1

 

 

-0,7 +(-0,5) = - 1,3

 

 

-7,2 + 0,2 = - 7

 

-7,2 - 0,2 = 7,4

 

 

9,8 - (- 0,2 ) = 10

 

Да или нет? 4в 2 – 16в = 4в(в - 16)   а 2 + 0,2 а 4 = а 2 (а + 0,2 а)   с 2 –3с 4 = c 2 (1–3c 3 )   20X 4 y + 5x y = 5x y(5x 3 – 1)

Да или нет?

2 – 16в = 4в(в - 16) а 2 + 0,2 а 4 = а 2 (а + 0,2 а) с 2 –3с 4 = c 2 (1–3c 3 ) 20X 4 y + 5x y = 5x y(5x 3 – 1)

Да или нет?   «Да» и «нет» не говорите, лучше сразу напишите

Да или нет?

«Да» и «нет» не говорите, лучше сразу напишите

  • Могут ли прямая и плоскость иметь только одну общую точку?( Да или Нет)
  • Могут ли прямая и плоскость иметь только две общие точки? ?( Да или Нет)
  • Можно ли через любые три точки провести единственную плоскость? ?( Да или Нет)
  • Если прямая пересекает две смежные стороны квадрата, то она лежит в плоскости этого квадрата.
  • Если две точки окружности лежат в одной плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. ?( Да или Нет)
  • Если две противоположные вершины параллелограмма лежат в одной плоскости, то и весь параллелограмм лежит в этой плоскости ?( Да или Нет)
Математические диктанты Назовите противолежащие углы и стороны в треугольниках А1 В В1 А N С С1 М P

Математические диктанты

Назовите противолежащие углы и стороны в треугольниках

А1

В

В1

А

N

С

С1

М

P

Назовите номера равных треугольников    1 2 4 3

Назовите номера равных треугольников

1

2

4

3

Математические диктанты

Математические диктанты

Математические диктанты   Вписать недостающее слово или словосочетание  Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники ….  Теорема – это… Вертикальные углы…

Математические диктанты

Вписать недостающее слово или словосочетание

  • Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники ….
  • Теорема – это…
  • Вертикальные углы…

Математические диктанты

Математические диктанты

  • Проведите прямую  а , и отметьте точки А, В и С, лежащие на прямой  а  и точки К, М, Е не лежащие на прямой  а .
  • Начертите прямую  а , отметьте на ней точки А и В. Отметьте точку М лежащую на прямой  а , но не принадлежащую отрезку АВ.
  •   На прямой отметили три точки. Сколько лучей получилось?
Математические диктанты Выбрать правильное слово или словосочетание

Математические диктанты

Выбрать правильное слово или словосочетание

  • Отрезок соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны называется… ( высотой или медианой)
  • Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен… (сумме катетов или сумме квадратов катетов)
Решение задач по готовым чертежам

Решение задач по готовым чертежам

Найти площадь ромба В 4м А 6 м С D

Найти площадь ромба

В

А

6 м

С

D

Н Найти площадь треугольника В 6 м С А 12 м

Н

Найти площадь треугольника

В

6 м

С

А

12 м

P Найти площадь треугольника F 20 м 4 м D А

P

Найти площадь треугольника

F

20 м

4 м

D

А

Найти площадь треугольника В 8 м С А 30⁰ 5 м

Найти площадь треугольника

В

8 м

С

А

30⁰

5 м

Найти площадь параллелограмма 5 15

Найти площадь параллелограмма

5

15

Найти площадь параллелограмма 40 20

Найти площадь параллелограмма

40

20

Найти площадь параллелограмма 10 50

Найти площадь параллелограмма

10

50

Упражнения на соответствие

Упражнения на соответствие

Упражнения на соответствие

Упражнения на соответствие

Составление синквейна 1 задание 1. Функция 2 задание 2. Возрастающая, убывающая 1. Пропорция 2. Крайние, средние 3. Чертим, вычисляем, строим 4. Нужна для описания процесса 3. Умножаем, переносим, сравниваем 5._Зависимость 4. Произведение крайних членов равно произведению средних 5. Равенство

Составление синквейна

1 задание

1. Функция

2 задание

2. Возрастающая, убывающая

1. Пропорция

2. Крайние, средние

3. Чертим, вычисляем, строим

4. Нужна для описания процесса

3. Умножаем, переносим, сравниваем

5._Зависимость

4. Произведение крайних членов равно произведению средних

5. Равенство