СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  «Реализация принципов системно-деятельностного подхода как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках немецкого языка»

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОШОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Тема опыта:



«Реализация принципов системно-деятельностного подхода как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках немецкого языка»






«Великая цель образования

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер











Большакова Наталья Юрьевна

учитель немецкого языка

первой квалификационной категории

МБОУ «Мошокская средняя

общеобразовательная школа»

Судогодского района







2016 год

Условия возникновения и становления опыта


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше

учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали

значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаѐтся самым актуальным. Качество образования на современном

этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений,

связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как«научение жить здесь и сейчас».

В сентябре 2011 года все школы приступили к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является его деятельностныйподход к организации процесса обучения, поэтому опыт работы по теме: «Системно-деятельностный подход как условие формированиякоммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе» возник и развивается в настоящее время в нашем учреждении.



Актуальность опыта

Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательствомЖака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которыхосновывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)По сути дела он определил глобальные компетентности необходимыечеловеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)

С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося, в частности,её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

Все это может быть достигнуто лишь при системно-деятельностном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Передо мной, как и перед каждым педагогом встала задача вдумчивого анализа накопленного теоретического и практического опыта в этой области, выбора технологического обеспечения и способов реализации системно-деятельностного подхода в преподавании иностранного языка. Считаю, что это одна из наиболее перспективных областей педагогического исследования.

Поэтому педагогический опыт по данной проблеме, направленный на решение актуальной проблемы - реализации принципов системно-деятельностного подхода как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках немецкого языка, является актуальным с точки зрения конкретных задач, стоящих перед современным образованием, вообще и перед нашей школой в частности.


Ведущая педагогическая идея

Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках немецкого языка через системно-деятельностный подход, который лежит в основе организации преподавания учебного курса


Теоретическая база опыта

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.Системно-деятельностный  подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Г. А. Цукерман, определяя основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, писала: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…» .

Системный подход —этоподход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cстандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.

Коммуникативный системно – деятельностный подход в обучении иностранному языку основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Язык является основой хранения и передачи культуры разных народов. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся вразличного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход. В основе этого подхода лежит также идея о важности развития у учащихся коммуникативной компетенции: точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык. При этом первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с

помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является

саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Согласно Л.Г. Петерсон метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

По мнению немецкого педагога А. Дистервега, деятельностный метод является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях, этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, т.е. для всякого учащегося».

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы по формированию коммуникативной компетенции через:

- Расширение содержания (подобраны тексты с заданиями, направленными на отгадывание, подстановку слов, предполагающие выбор фактов из текста, требующие анализа, вывода, требующие определения причины и следствия, требующие оценки фактов, изложенных в тексте, требующие сравнения, тексты-инструкции).

- Разработку в логике системно-деятельностного подхода:

  • системы коммуникативных упражнений и разноуровневых заданий для 2-4 классов по обучению всем видам речевой деятельности;

  • дидактических игр, направленных на достижение главной образовательной цели и раскрытие личностных качеств учащихся;

  • тестовых заданий по разным темам и карточек для самоконтроля и самокоррекции знаний.

Технология опыта

Задача школы на современном этапе- не дать объем знаний, а научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам

вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Хочу согласиться с этим потому что, работая учителем немецкого языка, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихсякак метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.Исходя из этого

Цель опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников средствами системно-деятельностного подхода при изучении немецкого языка.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и внедрить методическое обеспечение в логике системно-деятельностного подхода для формирования коммуникативной компетенции учащихся;

  • создать на уроках условия для развития личностного потенциала ученика, формирование у него желания и умения учиться.

  • вовлечь учащихся в деятельность по формированию умения ставить перед собой цели и определять задачи, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности, анализировать итоги деятельности.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

На уроках даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;

- использование интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

- решают познавательные и практические задачи;

- анализируют свою деятельность на уроке;

-осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх, моделирующих ситуации из реальной жизни (приложение 1);

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие проекты (приложение 2).

Реализуя системно-деятельностный подход, я выстраиваю работу в рамках учебной темы в следующей логике:

На этапе мотивации к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.На данном этапе я настраиваю детей на работу, высказывая добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Используя системно - деятельностный подход на уроке, я стараюсь, чтобы каждый ученик уже в начале урока осознал, насколько интересно будет для него работа на уроке.


На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Организую обсуждение, повторение того, что мы запомнили с прошлого урока: Чем вам запомнился предыдущий урок? Учащиеся непроизвольно сразу высказывают свои проблемы, возникшие при выполнении домашнего задания, уже не нужно тратить время на контроль домашнего задания.

Учащиеся с интересом вспоминают изученный на предыдущем уроке материал. Далее дети приступают к заполнению листа самооценки (приложение3), здесь они уже могут поставить себе плюс или минус за выполненное домашнее задание. В листе самооценки в графе «ожидаемая за урок» ученик ставит свою ожидаемую отметку.

На этапе целеполагания внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем, затем формулируется цель и тема урока, На этапе целеполагания дети работают успешно, им интересно, чем они будут заниматься на уроке, что их ожидает за разными конвертами и цветными листами, что нужно будет выполнить различные задания.

На этапе открытия нового знания создаю проблемную ситуацию, побуждаю учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового.

На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную и групповую форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение, и им предстоит их доработать.Составляю индивидуальные задания для 2-4 класса по изучаемым темам( приложение 4) Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Для организации контроля создаю на уроке временные группы из 2-4 человек. В качестве учителя назначаю разных учеников, в том числе и слабых. Это позволяет ребенку поднять свой статус в глазах одноклассников, способствует повышению его самооценки («у меня получилось быть учителем»). При взаимоконтроле вырабатывается также более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников.

На уроках организую также самоконтроль учащихся, который направлен на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. Самоконтроль провожу в различных формах: сверка с образцом, повторное выполнение упражнения, проверка полученных результатов. Последнюю форму самоконтроля использую также с применением наглядности в заданиях, типа «Расставь реплики диалога (части текста) в нужном порядке и проверь себя по сложившейся на обратной стороне картинке».

Одним из видов контроля стали комплексные работы в формате ЕГЭ.

В УМК Бим И.Л. для 2-5 классов предусмотрены итоговые контрольные работы в формате ЕГЭ, но, на мой взгляд, их недостаточно. Поэтому составляюконтрольные работы в формате ЕГЭ к каждому параграфу (приложение 5). Каждая контрольная работа имеет цель проверить степень сформированности языковой и речевой компетентностей по данному разделу учебника. Контрольные работы имеют пояснительные записки, критерии оценивания результатов и ключи.

Тесты включают в себя три раздела: «Чтение», «Лексика» и «Грамматика». В разделе «Чтение» предлагаются задания для контроля двух видов чтения: либо с пониманием основного содержания (с опорой на картинку), либо с полным пониманием текста. В некоторых работах раздел «Чтение» выделен в отдельную тестовую работу и содержит также задания для контроля поискового чтения. Разделы «Лексика» и «Грамматика» нацелены на проверку усвоения лексики по определенной теме и умение употреблять ее в изученных грамматических конструкциях.

Тестовые задания имеют различный характер. Тесты закрытого типа включают: задания альтернативных ответов (согласись или опровергни), задания множественного выбора (отметь букву, соответствующую варианту ответа), задания на восстановление соответствия (найди соответствия и ответ занеси в таблицу), задания на восстановления последовательности (ответы занеси в таблицу). Использование таких заданий позволяет легко и быстро произвести контроль усвоения материала, исключают описки ученика и содержат большой объем проверяемого материала. Однако в них существует вероятность случайного угадывания ответа, поэтому в работы включены задания открытого типа, предусматривающие свободное конструирование ответа, например, дополни предложения, вставь нужный предлог и т.д. Кроме того, я использую задания на развитие мыслительных операций, например, исключи лишнее слово, найди общее понятие для группы слов и т.д.

В тесты включены задания с разным уровнем сложности, которые позволяют ученикам выбрать задания своего уровня, набрав максимальное для себя количество баллов. При оценивании тестов я использую рейтинговую систему. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вся работа оценивается по общему количеству набранных баллов. Контрольные работы в форме теста являются не совсем обычными для учащихся начальной школы. У них вызывают интерес формулировки заданий, система оценивания. Выполнение таких работ, во-первых, готовит учеников к формату ЕГЭ, во-вторых, благодаря соответствующему содержанию способствует развитию личностного потенциала ребенка и повышает интерес к предмету.


Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.

Главным орудием для речевого этикета служит лексическая сторона речи. Именно наизучение лексики по любой теме заостряю внимание школьников, контроль выученной лексики проводят « сильные» ученики.

Для усвоения лексического материала составляю развивающие упражнения с лексикой(приложение 6)

Сначала я предлагаю детям серию упражнений для фронтальной работы в классе, которая имеет цель – первично закрепить материал, научить определенным мыслительным операциям (сравнивать, обобщать и т.д.) и, конечно, заинтересовать учащихся и повысить их мотивацию. Затем каждый ученик получает индивидуальные карточки с различными заданиями по данной теме. Задания распределены по уровню сложности (для сильных, слабых и средних учащихся) и по видам деятельности. Уровень сложности и вид задания выбирает сам ребенок. Данная организация работы позволяет мне также реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения, дать возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, почувствовать свою значимость и повысить самооценку.

Упражнения для фронтальной и индивидуальной работы имеют разнообразную направленность.

1. Прежде всего, они направлены на повышение уровня особенностей психических процессов ребенка, которые образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли, т.к. именно способы умственных действий играют огромную роль в процессе обучения.

Данные упражнения предусматривают различные способы учебной работы:

- по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

- по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, эксперимент и т.д;

- по форме результата: создание нового образа, закономерность и т.д.

Это такие задания, как:

- на развитие внимания; например:

  • Посмотри внимательно на картинки с изображением гусениц. Каких букв здесь не хватает? Впиши недостающие буквы.

  • Посмотри внимательно на картинки и впиши слова, изображенные на воздушных шариках, в алфавитном порядке и т.д.

- на развитие памяти; например:

  • Посмотри на картинку внимательно. Запомни, какие игрушки и в каком количестве изображены на ней. Теперь закрой картинку и назови всё, что ты запомнил и т.д.

- на развитие воображения, например:

  • Напиши буквы, состоящие из этих элементов.

  • Из каких элементов состоят эти буквы?

  • Попробуй немецкие буквы превратить в русские.

  • Соедини буквы в алфавитном порядке и узнай, что здесь нарисовано.

  • В изображении этой пчелки есть пять немецких букв. Найдите их и напишите по строчке и т.д.

- на развитие наблюдательности, например:

  • Кто больше найдет городов, начинающихся на букву K, W?

  • Какие буквы спрятались? Угадай. Какая буква убежала? и т.д.

- на развитие логического мышления, например:

  • Какая буква лишняя в строке?

  • Помоги буквам найти свой домик на этом рисунке. Соедини разноцветными линиями каждую букву с ее домиком.

  • Прочитай внимательно начало ряда. Догадайся, какая между ними закономерность и продолжи ряды цифр словами и т.д.

Многие задания носят игровой характер, имеют такую формулировку, в которой дается не только задания (найти, составить и т.д.), но и цель выполнения этого задания (например, … и узнаешь, что зашифровано…, как зовут…, что говорит…, и т.д.), например:

  • Помоги Шерлоку Холмсу расшифровать текст письма с помощью кода и узнай, что девочка рассказывает себе.

  • Прочитай буквы так, как они соединены стрелками, и ты узнаешь, откуда приехали наши друзья.

  • С помощью волшебной таблицы замени цифры буквами и прочитай названия некоторых немецких городов.

  • Заполни клеточки словами, обозначающими цифры, и ты узнаешь, как зовут друзей Свена и Сабины.

  • Заполни клеточки кроссворда и узнаешь главное качество Золушки, Дюймовочки и т.д.

2. Кроме того, упражнения подразумевают учет опыта личности ребенка, приобретенный ранее, например:

  • Впишите в алфавитную рамку гласные буквы.

  • Помоги Вини-Пуху составить алфавит из карточек.

  • Раскрась каждую строчку в твои любимые цвета. Обведи буквы, больше похожие на русские.

  • Закрась на этих фантиках те буквы, которые совсем не похожи на русские. Назови их.

  • Реши примеры.

  • Сосчитай и напиши по-немецки количество зверей.

  • Посмотри на картинки и скажи, сколько предметов ты видишь.

  • Посмотри на часы и назови время.

  • Среди русских и немецких имен есть похожие. Прочитай русские имена в колонке слева, а потом найди похожие на них в колонке справа и соедини их.

  • Прочитай имена детей и найди свое имя, если оно есть. Попробуй вписать его под картинкой мальчика или девочки.

  • Выбери из рамочек имена детей и заполни клеточки:

Имена девочек: Имена мальчиков: Имена девочек и мальчиков:

  • Расположи названия цветов в порядке цветов радуги.

  • У девочки много разноцветных уточек. Посчитай, сколько у неё красных, зелёных, жёлтых и голубых уточек. Запиши ответ словами. Например: weiß – zwei.

  • Напиши по-немецки, какого цвета обычно бывают эти предметы или животные.

  • Назови цвета лепесточков, начиная с белого, по часовой стрелке и т.д.

3. Многие упражнения предполагают использование и дальнейшее развитие творческих способностей личности ребенка.

  • Раскрась флаги. Какие цвета тебе понадобятся? Данные здесь предложения подскажут тебе это.

  • Раздели цепочку букв на отдельные слова и узнаешь, кто спрятался в домике. Нарисуй отгадку и т.д.

Кроме того, эти упражнения способствуют расширению кругозора учащихся, удовлетворяют их познавательные потребности и формируют новые интересы, что в конечном итоге развивает самоуправляющиемеханизмыличности.

При работе с целым словом я предлагаю учащимся следующие задания:

  • Составь слова из букв.

  • Расположи слова в алфавитном порядке.

  • Раздели строчку на отдельные слова.

  • Подбери нужное буквосочетание.

  • Какое буквосочетание лишнее?

  • Назови слово, обозначающее … , в котором меньше (больше) всего букв.

  • Распредели все известные тебе слова, обозначающие … , по количеству букв.

  • Правильные или нет подписи к рисункам. Отметь «+» или «-».

  • Найди соответствия в двух колонках.

  • Соедини рифмующиеся слова.

  • Измени выделенную букву так, чтобы получилось знакомое слово. (Выбери вариант из предложенных).

  • Напиши известное тебе слово, в котором есть такое же буквосочетание, как и в новых словах.

  • Найди в каждой строчке слово, которое является лишним по какому-либо признаку.

  • Найди в списке слов знакомые слова.

  • Соедини слова с противоположным значением.

  • Назови общее понятие для слов…

  • Выпиши слова, обозначающие …

  • Найди одинаковые фигуры с буквами и сложи их в слова.

  • Разложи слова на компоненты и т.д.

Для отработки употребления слова в предложении я предлагаю такие задания, как:

  • Соедини немецкие и русские предложения.

  • Найди правильное окончание предложений.

  • Составь предложения из слов.

  • Напиши ответы к вопросам.

  • Соедини вопросы и ответы.

  • Раздели строчки на слова, запиши предложения и узнаешь…

  • Дополни предложения о каком-либо персонаже.

  • Компьютер стер вопросы анкеты, оставил лишь ответы, восстанови вопросы.

  • Дополни предложение, выбрав правильное слово.

  • Подчеркни, какое предложение соответствует картинке.

  • Замени русские слова на иностранные.

Кроме упражнений каждая тема включает разнообразные кроссворды, такие как:

  • Обычный (перевод слов).

  • Найди знакомые слова в таблице.

  • Обычный (вместо слов - картинка).

  • Вставь в слова пропущенные буквы и в выделенных клеточках получится одно слово. Запиши его и переведи.

  • Впиши слова в клеточки. Составь слова из букв, обозначенных «+».

  • Заполни кроссворд и в выделенных клетках ты прочтешь слово. Правильно заполнить его тебе помогут предложения.

  • Чайнворд.

Все упражнения составлены с использованием наглядности – картинок, схем, таблиц и т.д.

В результате выполнения большого числа разнообразных заданий с лексическими единицами учащиеся овладевают также и важнейшими общеучебными способами работы, какими являются:

А) Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке.

Б) Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

В)Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с карточкой, книгой, словарями; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание.

Г)Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, решение задач, проблем.

Д) Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка верности решения; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков.

Разрабатываю упражнения по обучению аудированию (приложение 7).Содержание составленных упражнений соответствует интересам младшего школьника и способствует их развитию, учитывает его реальные коммуникативные потребности в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах, затрагивает его чувства, стимулирует фантазию и творческие способности, доставляет ему радость. Упражнения содержат разнообразный языковой материал, который соответствует требованиям содержания обучения в начальной школе, таким как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Общее понимание прослушанного проверяю вербальными и невербальными способами. Из невербальных способов использую сигнальные карточки, выбор и показ картинок, отражающих содержание текста; пометы (+) (-) в графическом ключе. Реакция может быть символической: ученики поднимают руку. А также предлагаю детям нарисовать картинку к прослушанному тексту. Реакция на услышанное может быть вербальной: например: выражение согласия или несогласия с помощью восклицания, тесты множественного выбора, заполнение таблицы по прослушанному, ответы на вопросы (на русском, на немецком языке).



При работе по закреплению изученного учащиеся стараются выполнить как можно больше заданий, предложенных учителем в индивидуальном характере, при работе в группах или в парах, каждый ученик ждёт, чтоб его оценили (молодец, умница и т.д.)


Во время музыкальной паузы, когда дети подпевают им известные слова, либо подтанцовывают, они вырабатывают фонетические и грамматические навыки. Это доставляет им большое удовольствие. Игровая деятельность в жизненном опыте младшего школьника занимает значительное место.

При изучении грамматики использую сказочных героев. При разнообразии упражнений ребёнок выбирает себе то, которое он желает.

Содержание составленных упражнений соответствует интересам младшего школьника и способствует их развитию, учитывает его реальные коммуникативные потребности в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах, затрагивает его чувства, стимулирует фантазию и творческие способности, доставляет ему радость. Упражнения содержат разнообразный языковой материал, который соответствует требованиям содержания обучения в начальной школе, таким как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность.Кроме того, я показываю детям видеофильмы. Просматривая их, учащиеся знакомятся со страноведческой информацией, правилами фонетической стороны речи. После просмотра выполняют различные творческие задания. Задания по фильму предлагаю такие:

  • вставь имена героев фильма;

  • сопоставь, чьи это были слова;

  • ответь на несложные вопросы к фильму с выбором варианта ответов;

  • составь вопросительное предложение из предложенных слов;

  • продолжи историю в картинке.

К урокам обязательно готовлю дидактический материал разноуровнего характера, так как при выполнении заданий на отдельных листах и, достигнув результата, ученик может положить своё достижение в копилку портфолио, что стимулирует ученика к выполнению работ.

При подведении итога урока фиксирую изученное новое знание и его значимость. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чтобы простимулировать ученика к высказыванию собственного мнения по поводу отдельных сторон образовательного процесса, я использую вопросы типа:

  • Что ты запомнил в ходе урока? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация перешла в пассивное оперативное запоминание).

  • Что ты понял в ходе урока? Что было самым сложным? В чем сумел разобраться? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация активизировала мыслительные процессы ученика).

  • Что тебе больше всего понравилось в ходе урока? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация затронула эмоционально-познавательную сферу личности).

Такие вопросы стимулируют внутреннюю организацию учащихся, самостоятельное получение информации о характере усвоения содержания урока, формируют навыки самоконтроля и самооценки успешности учебной деятельности.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, использую один из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Психологический настрой в конце урока на последующий урок имеет большое значение. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

В начальной школе ещё нет достаточного навыка работы с учебником или рабочей тетрадью. Приходится много времени уделять разъяснению домашнего задания, так как фраза одного из домашних заданий в учебнике непонятна детям. Например: «Выберите задание из рабочей тетради». Родители и дети затрудняются при выполнении данных упражнений.

Поэтому, каждый раз, выбирая заданиядля учащихся, учитель должен понимать, какую именно функцию эти упражнения должны выполнять в учебном процессе, какую роль они сыграют в решении учебных задач.


Разберём технологию опыта на примере темы «Моя семья». Предлагаю разработку урока в деятельностном методе во 2 классе. ( приложение 7.1)


Считаю, что системно-деятельностный подход требует немалых усилий как от учеников, так и от учителя. Но могу сказать, что разрабатывать и проводить уроки в данном методе очень интересно: для себя узнаешь и открываешь много нужной и полезной информации.Согласна с замечательными словами Л.С.Выготского: “Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.


Результативность опыта

Эффективность работы по данной проблеме доказывают следующие результаты:

I. Оценка качества предметных результатов.

1. Анализ результатов ежегодно проводимого мониторинга учащихся свидетельствует о положительной динамике качества знаний обучающихся.


Учебный год/ класс

2012-2013

2013-2014

2014-2015

1 полугодие

2

47%


51%

3


53%


4



55%


Повышается уровень школьной мотивации учащихся младших классов.


2012 год 2015 год









Преобладающие мотивы



2012 год 2015 год


4. Повышается рейтинг предмета среди учащихся младших классов.


2. Повышается уровень сформированности коммуникативной компетенции.

Для оценивания уровенясформированности коммуникативной компетенции использую различные методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, метод незаконченных предложений. Вкачестве инструментов для получения систематизированных данных я использую учетные карты. Кроме карты учета индивидуальных особенностей личности учащихся (Приложение 9), на каждый класс заведена учетная карта «Сформированности коммуникативных компетенций»(приложение 10), где я отслеживаю результаты каждого ученика группы по различным видам коммуникативной компетенции в течение полугодия. В конце полугодия обсуждаю полученные результаты с учениками с целью наглядно продемонстрировать прогресс ученика или его остановку.

Для мониторинга личностного развития школьников в области интеллектуально-когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы и потребностно - мотивационной сферы составлена специальную анкету (Приложение 11), которая позволяет мне выявить интересы учащихся в процессе изучения иностранного языка, уровень их мотивации, тревожности, преобладающие мотивы учения, проанализировать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в работе и скорректировать свою деятельность по устранению этих трудностей и дальнейшему развитию личностного потенциала ребенка средствами иностранного языка.

Моя цель - найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся.

Адресная направленность

Данный педагогический опыт может быть использован учителями немецкого языка в младших классах общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии преподавания иностранных языков. Представленные дидактические материалы к различным урокам могут быть полезными для всех учителей, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода

Литература

1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991

6.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.- АПК и ППРО, Москва 2007.

7. Еременкова Т.Ю., Исаева С.А., Козина Е.В. Проектирование современного урокав начальной школе на основе технологической карты.- ВИПКРО, 2013.

8. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!