СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме "Формирование читательской компетентности младшего школьника"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»

Ахряпина Расима Асхатулловна МКОУ «НовопетропавловскаяСОШ» Далматовский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа» Далматовский район











Ахряпина Расима Асхатулловна, учитель начальных классов, высшая категория



Формирование читательской компетенции младшего школьника























«Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот суть вопроса"

К.Д. Ушинский



Я работаю учителем начальных классов больше 30 лет. В последнее время заметила, у детей резко упал интерес к чтению. Это большая проблема. Как же заинтересовать ребят? Как пробудить в них желание и стремление окунуться в мир книг, как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Тема «Формирование читательской компетентности детей младших классов» волновала меня всегда, как учителя, особенно в последние годы, так как у учеников возникали проблемы: Дети относительно мало читают. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.  Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении, развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.  Кроме этого, наблюдается недостаток живого общения со сверстниками. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

В 2020 году, начиная работу с первоклассниками, я выявила проблему в словарном запасе обучающихся. Он был беден, ограничен бытовой тематикой, и малодифференцированный, что обусловлено низкой любознательностью и недостаточным развитием интеллектуальных интересов. 50% детей оказалось- речевиками. Сделала вывод: неустойчивость внимания, недостатки в развитии памяти, речи не позволяют этим детям в полном объеме усваивать учебный материал, который усложняется от класса к классу. Передо мною встал вопрос как, каким образом решить данную проблему? Это натолкнуло меня взять тему по самообразованию «Формирование читательской компетентности»

Цель работы: создать условия для формирования основ читательских компетенций учащихся на уроках литературного чтения.
Задачи:

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

-выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения;

-выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;

-развивать увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;

-создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь;

-определить пути использования данного опыта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Работу по формированию читательской компетентности с обучающимися провела в три этапа:

2020-2021годы: подготовительный — этап актуализации проблемы и целеполагания

-2021-2022 годы: этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению    

-2022 -2023 годы: этап рефлексии и подведения итогов реализации технологии формирования читательской компетентности.

Гипотеза: с помощью специально подобранных технологий, приемов, разнообразных форм, в том числе и во внеурочной деятельности, можно повысить качество читательской компетенции у обучающихся младших классов.

Ожидаемые результаты: работа с текстами в любой предметной области для формирования читательской компетентности.

-повышение качества обучения учащихся.

Я работаю по УМК «Школа России», в которой, удачно подобраны виды заданий для развития читательской компетентности. Это позволяет ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографической грамотности, развивает позитивное отношение к чтению, а значит повышает словарный запас обучающихся.

Актуальность опыта

В настоящее время необходимы новые образовательные программы и педагогические технологии, новые методы и формы обучения, которые бы отвечали современным запросам общества в решении проблем развития интереса к чтению у младших школьников.

Возникла необходимость формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного чтения книг;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Актуальность темы обусловлена противоречиями:

- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

- наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

Психологическая проблема:

-кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников;

-возросло число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности.

-изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).

Новизна опыта

Новизна его состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования читательских компетенций у учащихся посредством организации процесса обучения на уроках литературного чтения так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность, в свою очередь, будет испытывать потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы не только научить детей читать, но и воспитать увлечённого читателя.

Система моей работы включает следующие направления:

1. Формирование навыков чтения;

2.Начитанность учащихся;

3.Умение работать с книгой;

4. Формирование читательской деятельности;

5. Внеурочная деятельность;

6. Проектно-исследовательская деятельность;

7. Работа с родителями.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности:

I этап: работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2 Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап: работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя)

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III этап: работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной форм.

В период обучения грамоте я провожу активную работу над формированием навыка чтения, так как у детей, испытывающих трудности в чтении, возникают проблемы с пониманием прочитанного. В этот период считаю эффективными следующие приемы чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д.. (Приложение №6) Хорошим подспорьем в моей работе стало методическое пособие В.В.Волиной "Занимательное азбуковедение", в котором весь материал строится на основе игры. Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагаю им послушать стихи о букве, назвать, что изображено на рисунке, и найти одинаковый звук в словах. Кто больше придумает слов, в которых этот звук был бы в начале, в середине, в конце слова. Досказать словечко. Я предлагаю им пофантазировать, на что похожа буква, выложить ее из счетных палочек, слепить из пластилина, показать, как они ее могут изобразить. Так как первоклассники любят сказки, мы на уроках часто сочиняем свои сказки, истории и приключения о буквах. Чтобы активизировать мышление и речь ребенка, на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады, используя мультимедийный проектор. Детям очень нравится отгадывать и загадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Для развития фонематического слуха на уроках разучивали скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует и развивает голосовой аппарат, темп речи. Главная задача 1 класса: научить быстро читать детей. Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний

1.Игра "Звуковая разминка", включающая в себя: 1) артикуляцию, 2) слова, трудные для произношения, 3) скороговорки;

2. Игра "Фотоглаз". Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на доске и ответить на вопрос, есть ли слово, которое я произношу, в перечне или нет;

3. Чтение одновременно с учителем. Цель правильность чтения, темп чтения, выразительность. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем весь текст или какую-то его часть ученики читают вслух по очереди;

4. Тренаж (первый раз ученики за 1 минуту читают по слогам, второй раз – скороговоркой и третий раз - выразительно).

Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена". В это же время начинаю работать и над формированием начитанности учащихся, предусматривающей знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённой программой. Для этого на уроках провожу пятиминутки чтения, использую прием «Рассказ о книге», когда дети стараются увлечься книгой, начинаем вести дневники читателя, организуем конкурсы на лучшего чтеца, участвуем в тематических конкурсах чтецов в школе. https://cloud.mail.ru/public/ZaUF/EmZRLbu8x

Дети занимают призовые места: 1 место 4класс «Пусть помнят живые, пусть знают потомки», Диплом за участие в конкурсе чтецов «Чтобы помнили». https://multiurok.ru/id42540670/album/photo/91023/

Особое внимание в этот период уделяю формированию навыков читательской деятельности. Это смысловое понимание прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию. Уметь выразить своё мнение. Для этого использую приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, что позволяет формировать у ученика способность к выполнению необходимых мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и классификации.

На уроках литературного чтения я использую систему обучению оптимальному чтению В.Н.Зайцева.

Анализ методической литературы позволил оценить систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н., направленную на овладение учащимися оптимальным темпом чтения. Данная система включает в себя следующие резервы обучения чтению:

1. Частота упражнений. Домашняя тренировка в чтении проводится тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребёнок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна.

2. «Жужжащее» чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

4. Чтение перед сном.

5. Режим щадящего чтения. Ребёнок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма.

6. Развитие оперативной памяти. Оперативная память развивается посредством зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно.

8. Стимулирование желания читать. Заключается в ежедневных замерах скорости чтения. На уроках организую «замер» техники чтения (чтение вслух и понимание незнакомого текста, чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста, выразительное чтение вслух подготовленного текста).

Ежедневные замеры скорости дети фиксируют в читательских дневниках (образец Читательского дневника учащегося представлен ниже) Приложение №1. https://multiurok.ru/id42540670/files/add/1970160/ В идеале необходимо, чтобы замеры скорости чтения и учащиеся, и их родители (в читательском дневнике дети указывают автора произведения, его название, а родители отмечают, за какой срок прочитал ребёнок произведение) делали и в летний период. Однако, как показывает практика, выполнение данного условия не подтверждается. Систематический контроль формирования навыка беглого чтения, на мой взгляд, снимает трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Дети приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет учителя, детей и родителей в достижении общей цели

Упражнения для понимания смысла текста

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения. Использую упражнения для понимания смысла текста:

- работа над лексическим значением слов (работа со словарем);

- озаглавливание текста;

- составление плана или нахождение ключевых слов;

- нахождение кульминационного момента;

- определение темы, главной мысли;

- определение типа текста;

- «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;

- предугадывание;

- предположение;

-подбор иллюстрации;

- фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;

- составление диафильма;

- выборочное чтение;

- восстановление текста (даются фрагменты);

- вычитывание подтекста;

- определение авторского замысла, идеи произведения;

- составление кроссвордов по тексту; (Приложение № 2)

- викторины по произведениям; (Приложение № 3)

- мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;

- составление ребусов, загадок;

-подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока. (Приложение № 4)

(Приложение № 5) Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, жизненного опыта, запаса наблюдений. Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Поэтому понимание содержания, прочитанного не имеет границ и пределов, не имеет никаких определенных измерителей сформированности данного навыка. Любое обсуждение прочитанного, на любом этапе урока, на любом уроке способствует усвоению и пониманию смысла

В своей работе использую следующие  приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо 

Приемы активного чтения:

Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

https://multiurok.ru/files/razrabotka-klassnogo-chasa-professiia-rabotnika-le.html



Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 

3 стадия - рефлексияЗаключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Приложние№5

Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений. Приложение №5

Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Метод «Шесть шляп критического мышления»

Прием «Учебный мозговой штурм»

Прием «Письмо по кругу»

Регулярно используемые приёмы:

ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

На уроках использую следующие образовательные технологии:

-личностно – ориентированные;

-развивающие;

-деятельностно- ориентированные;

-развивающие технологии критического мышления;

-игровые технологии;

-проблемного обучения;

-дифференцированного обучения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-проектно-исследовательскую технологию.

Технология групповой работы.

Применяю на уроках чтения работу в группах, удачно подходит в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Формы и виды работы с литературным произведением

На уроках литературного чтения создаю проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываюперед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Предпринимаем попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Использую создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявляются творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказывают текст по рисункам.

Формы и виды работы:

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

-ведение и изучение читательских дневников; https://multiurok.ru/id42540670/files/add/1970160/

-создание классной библиотеки;

-уроки читательского мастерства;

-презентации по творчеству писателей;

-для подготовки к урокам дополнительная литература;

-тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

-проблемно - поисковые ситуации;

- семейное чтение.

Виды уроков литературного чтения:

  • уроки изучающего чтения;

  • урок – поиск;

  • урок- наблюдение;

  • урок-тренинг;

  • урок- исследование;

  • уроки литературного слушания;

  • библиотечные уроки;

  • творческие уроки;

  • урок – сказка;

  • урок- конкурс;

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-literaturnoe-chtenie-skazka-sivka.html

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-literaturnomu-chteniiu-7.html

Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов. Для этого используем небольшие по объему художественные или научно- познавательные тексты. Предлагаемые задания помогают детям лучше понять содержание текста и способствуют обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. А сами тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся. Использую этот прием и внеурочной деятельности.

https://multiurok.ru/files/razrabotka-klassnogo-chasa-professiia-rabotnika-le.html

Следующее направление по формированию читательской грамоты – это внеурочная деятельность. Формы ее разнообразны: поэтические конкурсы, литературные игры (например, «Поле чудес», викторины), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы (в школьной и сельской библиотеках). Дети активно участвуют в олимпиадах на платформе учи.ру. https://multiurok.ru/id42540670/album/photo/91023/

Такая работа способствует повышению интереса к чтению, формирует самооценку.https://multiurok.ru/files/fotografii-s-meropriiatii-4.html

Формированию читательской грамотности также способствует и проектно- исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед аудиторией. Работу провожу и в рамках кружка «Я – исследователь» Диплом 3степени в заочной научно-практической конференции «Помни их имена» посвященной 76 –летию разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск под Сталинградом, Диплом победителя 2место , во Всероссийском конкурсе методических разработках, проект «Спасибо деду за Победу» https://multiurok.ru/id42540670/album/photo/91023/



Первыми помощниками мне в этой работе являются родители. С родителями я провожу собрание на тему «Проектная деятельность младших школьников», где разбираются основные этапы работы над проектом, и какую помощь могут оказать родители на каждом из этапов. Проекты ежегодно представляем на конференции, которая проходит в классе, где присутствуют родители, а лучшие проекты представляем на школьной конференции. Родители являются не только помощниками, но и примером для них. «Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат». Поэтому я провожу с родителями такую работу:

-создаю памятки для родителей, в которых даны рекомендации по организации правильного чтения. Особое внимание уделяю вопросу родительского положительного примера в чтении литературы;

-провожу индивидуальные беседы с ознакомлением карты читательских интересов их ребенка,

-анкетирование детей и родителей на тему "Читательские пристрастия моей семьи”;

-родительские собрания «Чтение-лучшее учение». «Семейное чтение». https://multiurok.ru/files/roditelskoe-sobranie-chtenie-vot-luchshee-uchenie.html



Результативность.

Техника чтения



Сложившаяся система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения способствует достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности выпускника начальной школы на второй ступени обучения.

-

Литература:

•        1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

•        2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению.  Рекомендации учителю М.,2011.

•        3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

•        4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

•        5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.

•        8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

•        9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: методическое пособие для учителя начальных классов. – М: Баласс, 2012 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 2011.- 400 с. – (Стандарты второго поколения). 08.02.2012 г.    Автор:  Пустуева

Источник: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/formirovanie-chitatelskoy-kompetentsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Центр «Снейл» - Массовые дистанционные образовательные конкурсы для детей и педагогов.

Приложения



Приложение 1.



Формирование основ читательской компетенции младших школьников.

Читательский дневник Иванова Ивана, 1 в класс, март 2021г.

Дата

1

2

3

4

5

10

11

12

15

16

17

18

19

22

23

24

25

26

Кол-во слов

40

43

43

45

48

46

50

52

54

54

53

52

54

52

55

58

58



Приложение 2

Кроссворды



Цель: Закрепление знаний о русских народных сказках.
Задачи:
Развивать мышление, воображение, память, познавательные способности обучающихся.
Воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству.

  1. Кем оказался Гадкий утенок? 
    2. Василиса – … 
    3. Коза – … 
    4. Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная?
    5. Мальчик, который превратился в козленочка? 

Ответы на кроссворд по русским народным сказкам

  1. Кем оказался Гадкий утенок (лебедь)
    2. Василиса – …
     (Прекрасная)
    3. Коза – …
     (Дереза)
    4.
    Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная? (Лиса)
    5. Мальчик, который превратился в козленочка?  (Иванушка)




 



По горизонтали
3. Что посадил дед и выросло большое-пребольшое
5. В чем Маша отправилась обратно из леса на спине Медведя
7. Из чего попил братец Иванушка
9. Что поймала Лягушка в сказке Царевна-лягушка
11. Чем угощалась Маша в избушке медведей
13. Что дали Лисичке взамен скалочки в сказке Лисичка и скалочка
14. Кто перековал горло Волку в сказке Волк и семеро козлят

По вертикали
1. На чем путешествовал Емеля
2. Что сжег Иван-царевич в сказке царевна-лягушка
4. Чем отравила старуха Царевну в сказке Сказка о Царевне и семи богатырях
6. Кто развалил Теремок
7. Кого наскребли по сусекам
8. Где Емеля поймал Щуку
10. Кем был Илья Муромец
12. На чем было написано дальнейшее направление движения Ивану-царевичу





Приложение 3

Викторины

Сценарий "Сказочный мир"

Здравствуйте, ребята! Вас приветствуют представители "Школы ведущих". Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок».

Скажите ребята, а вы любите читать?
- (ответы детей)
А вы знаете много сказок?
- (ответы детей)

А вот это мы сегодня и проверим на нашей викторине.

А оценивать вас сегодня будет наше жюри. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.



Давайте для начала разделимся на 2 (3 команды)

Подходите к столу и вытягивайте листочки. Те у кого на листочке цифра - 1, те будут в первой команде. А у кого цифра 2 - вторая команда.

Итак, мы начинаем!
Первый конкурс «Разминка»

Правила этого конкурса очень просты. Каждой команде мы будем задавать вопрос по сюжету какой-то сказки, а ваша задача дать на него правильный ответ. Готовы?

  - Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

- У кого избушка была ледяная? (Лиса)

- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

-Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
Кто лечил больных зверей? (Айболит)
Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

С первым заданием вы справились, но это была лишь разминка. Готовы продолжать?

2 конкурс «Загадочный».

Мы будем читать вам загадки, а вам необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7.Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Кувыркались, забавлялись,
Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)  

8. Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал.  (Теремок)

Отлично ребята, вы хорошо справились с заданием. А мы идём дальше.

  1. конкурс «Угадай героя сказки»

Практически у каждого героя в сказке есть предмет, по которому его легко можно узнать. Например, вы легко догадаетесь чей это предмет. Прошу внимание на экран.

Правильно! Это Золушка. Сейчас для каждой команды на экране появится картинка с предметом сказочного персонажа. Ваша задача назвать этого героя. Задание понятно?

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Вы большие молодцы ребята! С лёгкостью догадались кому принадлежат все эти предметы. А сейчас мы вам предлагаем отгадать персонажей сказок по их описанию

 «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне»    (Емеля)

 «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   (Царевна Лягушка)

 «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад»     (Волк)

 «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка»   (Хаврошечка)

5.  Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6.  Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7.  Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10.  Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Как вы знаете, сказки можно не только читать, но и смотреть. Мы хотим проверить, внимательно ли вы смотрите. Посмотрите на экран и скажите мне из какой сказки или мультфильма этот кадр.

На экране появляются кадры 
5. "Угадай мелодию".

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки. И мы переходим к заключительному заданию, но не менее интересному. И последний - это конкурс "Угадай мелодию".

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

А если вы ещё назовёте героя, который её исполняет, то получите дополнительный балл

Вот и закончилась наша небольшая викторина. А пока жюри подводит итоги, давайте мы с вами поиграем.

«Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

 Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

 Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

 Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

Тема: Лесная викторина

Цели: развитие читательского интереса, воображения и фантазии, творческого мышления; проверить и углубить знания детей о живой природе; помочь детям вспомнить уже известных животных и внешних особенностях каждого из них; развивать технику чтения, сообразительность, воображение и фантазию, творческое мышление; помочь детям учиться работать в команде; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: карта маршрута, карточки с заданиями, фонограмма песни "В лесу родилась ёлочка".

Ход занятия:

Ведущий: Наша сегодняшняя викторина по литературному чтению посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа?

- Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой.

- Соревноваться сегодня будут 2 команды - " Зверята" и команда - " Тигрята".

- После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...

1 конкурс - " По загадки в лес пойдём".

Ведущий: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения.- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая, Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица, Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной? Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет - молчит,

кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъёмный,

только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

11.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)

12. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий

весь день хлопочет, себе город строит. (муравьи)

2 Конкурс "Сказочный".

Ведущий: - Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный".

- Подскажите, в кого превращались...

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха) 4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба) 5. Оленёнок...(Бемби)

З. Уточка...( Серая Шейка) 6. Медведь... ( Балу).

3 конкурс " Пофантазируем"

Ведущий: - Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

- А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

4 конкурс " Изобрази животное".

Ведущий: - Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

- Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание.

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

1. кошка 3. лягушка

2. заяц 4. медведь

5 конкурс " Знакомые незнакомцы".

Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а 9-з 17-п 25-ч

2-6 10-и 18-р 26-ш

3-в 11-й 19-с 27-щ

4-г 12-к 20-т 28-ъ

5-д 13-л 21-у 29-ы

6-е 14-м 22-ф 30 - ь

7-ё 15-н 23-х 31-э

8-ж 16-о 24-ц 32-ю

33-я

Задание 1 команде:

19 15 6 4 10 18 30 (снегирь)

Задание 2 команде:

13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)

Ведущий: - Пока команды выполняют задание, среди болельщиков мы проведём аукцион песен о животных. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое - либо животное.

6 конкурс " Спой песенку".

Ведущий: - Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?

- О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.

- А теперь представьте, что вы - животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.

- Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например " В

лесу родилась ёлочка" и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а...

1. прокрякать 3. промычать

2. пролаять 4. промяукать

(Участвуют по два представителя от каждой команды, используется фонограмма песни)

Подведение итогов викторины - выступление жюри, награждение команд.

Итог занятия : Сегодня мы с вами были участниками литературной викторины "Лесная викторина". Мы с вами отгадывали загадки, вспомнили сказки о животных, названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать, будете ещё больше читать книги о братьях наших меньших.

Приложение 4

Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока

              Пословицы и поговорки.

1.Ласковыми словами камень растопишь.

2.Истинный друг познается в несчастье.

3.Всяк человек своего счастья кузнец.

4.Человек может стать Человеком только путем воспитания.

5.Для себя жить- тлеть, для семьи – гореть, а для народа –светить.

6.В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.

7.Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Для 1 класса

О Родине

Родная земля- матушка, чужая сторона- мачеха.

Всякому мила своя сторона.

Жить - родине служить.

Родина-мать, умей за неё постоять.

С родной земли - умри, не сходи.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без родины, что соловей без песни.

О дружбе

Друг за дружку держаться – ничего бояться.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

О семье

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе, так и душа на месте.  

При солнышке тепло – при матери добро.

Материнская ласка конца не знает.

На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью.

О добре

Мир не без добрых людей.

Доброе век не забудется.

На чужое горе не радуйся.

Как аукнется, так и откликнется.

О смелости и трусости

У страха глаза велики.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Трус собственной тени боится.

Бежит, словно под ним земля горит.

 О правде и лжи

Правда дороже золота.

Правда что шило – в мешке не утаишь.

Честный правды не боится.

Раз солгал, навеки лгуном стал.

На воре шапка горит.

Об учении

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Без муки нет и науки.

По верхам хватать, свой ум потерять.

 Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь



В первом классе дети постепенно учатся различать ь - показатель

мягкости и ь - разделительный знак. На этих уроках можно использовать

следующие пословицы и поговорки:

Приложение 5

Фрагмент урока Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Предугадывание.

- Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ? (Упражнение «Фотоглаз»).

- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).

- Закройте учебники.

- Что вы увидели?

- Это наше время?

- Какая местность?

- Какой лес?

- Что ещё заметили?

Фантазирование, вычитывание подтекста. Формирование основ читательской компетенции младших школьников

- О чём разговаривали Григ и Дагни?

- Что в разговоре главное?

- Почему ему захотелось сделать девочке подарок? (Она понравилась Григу: маленькая, доверчивая, красивая, чуткая. Главное, девочка имеет доброе сердце, умеет думать о других).

«Синквейн»

Например, литературные сказки «Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» Давайте составим синквейн. 1.Запишите одно существительное. 2. Запишите два прилагательных. 3. Три глагола.4. Предложение. «Заяц. Трусливый, храбрый. Боялся, хвастался, испугался. С испугу покатился кубарем.

Чтение с пометами.

Например, урок литературного чтения тема «Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря». Урок окружающий мир тема «Размножение и развитие животных»

Ассоциации

Например, М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». Спрашиваю детей

-- Ребята,какие ассоциации у вас возникли при чтении этого словосочетания «горные вершины»?



Приложение 6

Чтение «наоборот». К.Д.Ушинский «Васька»

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

Потерянная буква

Книжн... полочка. Нов... футболочка.

Больш... ложка. Рыж... кошка.

Разноуровневый шрифт

шкОЛЬник, раДУга, мАшИнА



25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!