Отчет по самообразованию
Тема: «Формирование самооценки у младших школьников на уроках»
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.
На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.
Выделяют три основных вида самооценки:
- адекватная самооценка;
- завышенная самооценка;
- заниженная самооценка.
Основные цели формирования учебной самооценки:
- развитие способности самооценивания, умений и навыков самооценивания как основы для самообучения и саморазвития учащегося;
- помощь ребёнку, с одной стороны, в обретении здоровой, спокойной уверенности в себе, с другой – в обретении столь же здоровой самокритичности;
- формирование более содержательной оценки, превращая её в инструмент, с помощью которого можно измерять и сравнивать свою успешность в любых видах деятельности.
Учитель играет огромную роль в формировании самооценки.
Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку, я учу ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Я учу ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам.
Самооценка учащихся всегда предшествует оценке учителя.
Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. При этом учитель всегда должен помнить, что ученик имеет право на ошибку, на оказание ему помощи. Для этого предназначена особая карточка – сигнал с восклицательным знаком, которая означает: «Мне нужна помощь!» При необходимости ребёнок может поднять на уроке такую карточку, не привлекая внимания одноклассников. Право ребёнка на сомнение или незнание может быть выражено не только устно, но и письменно. Для этого мы ввели знак сомнения (вопросительный знак) на полях тетради.
Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, т.е. с умением сравнивать свой результат с правильным.
На уроке я использую различные приёмы оценивания учеником своей работы.
Метод «Пять пальцев»
Маленький – мыслительный процесс.
- Какие знания, опыт я сегодня получил?
Безымянный – близость цели.
- Что сегодня достиг?
Средний – состояние духа.
- Каким было моё настроение?
Указательный – услуга, помощь.
- Чем я сегодня помог другим, чем порадовал?
Большой – бодрость, физическая норма.
- Что я сделал для своего здоровья?
Метод «Закрась прямоугольники»
- Оценка выполненных заданий.
Ученик:
Задание выполнил правильно – красным;
Сомневаюсь в правильности решения – жёлтым.
Учитель:
Задание выполнил верно, молодец! – красным;
Допущена ошибка постарайся её найти – жёлтым.
В третьем классе я ввожу новые этапы самостоятельного контролирования (оценивания).
Этапы самостоятельного контролирования (оценивания) |
1. Переоценка. Оценивание работы с использованием знаков сомнения и уверенности. 2. Коллективная или самостоятельная проверка задания при помощи самопроверки и взаимопроверки. 3. Сравнение своего результата с правильным результатом. 4. Повторное оценивание своей работы (подтвердилась предварительная оценка или нет). |
Инструменты оценивания:
! – знак уверенности,
? – знак сомнения.
При повторном оценивании:
! – уверенность подтвердилась,
? – уверенность не подтвердилась.
Эти знаки я широко использую при выполнении самостоятельных работ на уроках русского языка и математики, а также при проведении тестов на уроках окружающего мира и литературного чтения. Применение этих знаков помогает формировать у учащихся навык самоконтроля, развивает оценочную самостоятельность, что в результате влияет на повышение уровня качества знаний.
В конце итоговой письменной работы предлагаю оценить её:
Работа завершена. Было ли тебе интересно, было ли трудно, что показалось самым простым, а что сложным? Пожалуйста, подчеркни или допиши нужные слова – их может быть несколько.
1. Большинство заданий показались мне: очень простыми, легкими, средними по трудности, трудными, очень трудными ______________________________
2. Задания были: интересными, необычными, скучными __________________
3. Мне кажется, что работа выполнена мной: очень хорошо, нормально, плохо_____________________________________________________________
В конце урока задаю учащимся вопрос: «Что тебе понравилось в себе на этом уроке?»
Индивидуальные задания, способствующие формированию действий самоконтроля и самооценки, я даю детям на различных уроках. Подбираю количество заданий, кратное пяти, например, в устном счёте 5 задач или 10 примеров. При оценке работы ученики ставят себе 1 балл за каждую правильно решенную задачу или за 2 правильно решенных примера.
Я привлекаю детей к взаимооценке и самооценке чтения и пересказа текстов, взаимопроверке письменных работ на уроках русского языка и математики. На уроках труда и рисования дети оценивают работы друг друга, а затем каждая работа оценивается самим «автором». Такая работа позволяет повысить критическое отношение детей к собственным работам и снизить чрезмерную критику, при оценке работ своих товарищей, возрастает требовательность учащихся к себе.
На уроках я создаю ситуации, в которых дети могут учиться друг у друга. Работа в группах дает детям эмоциональную разрядку, возможность выражать свои чувства, осознать и ликвидировать конфликтные отношения, укрепляет веру в свои силы, способствует формированию взаимной сплоченности. Организация этой работы во время урока, когда дети заняты общей для группы проблемой, помогает не только сформировать знания, но и умения необходимые для общения. В совместной работе дети приобретают друзей, получают опыт общения, что является важнейшим эмоциональным фактором, а значит, создает предпосылки для лучшего обучения.
Я развиваю традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызвать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.
Я учу детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.
Таким образом, развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности, творческому подходу к решению тех или иных учебных задач, а также повышению качества знаний и уверенной социализации личности ребёнка.
Матушкина К.А., 2017 уч. год